Умный и еще умнее

10.07.201500:00

«Поговори хоть ты со мной...» – скоро с этими словами человек не только к семиструнной будет обращаться. Уже сейчас пообщаться можно с часами и бытовыми приборами. И это не признак слабоумия, а индикатор высоких технологий. Рынок Интернета вещей (Internet of Things, IoT) развивается быстро, на нем появляются и российские разработки. Но не все проекты жизнеспособны вне инкубаторских условий грантов. У разных компаний свои рецепты выживания.

Ведущие аналитические агентства, включая IDC и Gartner, называют IoT одной из наиболее перспективных технологий и сходятся на том, что в ближайшие годы рынок покажет существенный прирост. По данным IDC, в 2014 г. объем мирового рынка IoT составил около $650 млрд, и до 2020 г. будет расти в среднем на 17% в год. 

Недавно McKinsey Global Institute опубликовал свои прогнозы относительно развития глобального рынка IoT, согласно которым, к 2025 г. его вклад в мировой ВВП составит 11%, а суммарный экономический эффект достигнет от $4 до $11 трлн. Среди ключевых отраслей – производство, «умный город», медицина (мониторинг состояния пациентов), розничная торговля (самообслуживание), «умный дом» (управление энергопотреблением и прочим)... Интересное отраслевое распределение описывает и Gartner – по их данным, среди отраслей, наиболее активно использующих IoT в мире, находятся производство, коммунальные услуги и транспортный сектор. 

«В России сейчас есть несколько стартапов, ориентированных на Интернет вещей. А фонд «Сколково» недавно даже проводил соответствующий конкурс на лучший проект. Это устройства помощи слепым и слабовидящим, системы управления и учета энергопотребления здания, интеллектуальное видеонаблюдение для автоматического распознавания объектов и ситуаций в транспорте, розничной торговле. Думаю, при должном уровне проработки подобные проекты имеют неплохие перспективы», – говорит Максим Андреев, директор по бизнес-приложениям компании КРОК. 

Но при этом, рассказывает Андреев, сам термин «Интернет вещей» разные аналитики определяют по-разному, хотя в целом IoT базируется на довольно распространенных технологиях, таких как RFID, датчики и сенсоры, различные виды телематики и так далее. Что касается России, то пару лет назад аналитики J’son & Partners Consulting подсчитали, что в 2010 г. российский рынок оборудования, технологий и услуг, обеспечивающих межмашинное взаимодействие (M2M), составлял порядка $110 млн, а в 2020 г. покажет прирост почти до $1 млрд. По некоторым источникам, на конец 2014 г. в России около 40% компаний уже используют концепцию IoT в проектах по автоматизации. Так что в целом наша страна за общемировыми трендами вполне успевает. 

Потренироваться на собаках

Компания Intech давно и успешно занимается контент-решениями для операторов сотовой связи, но в прошлом году владельцы решили попробовать себя на рынке IoT. Идею миру предложили незатертую – «умный ошейник» для собак. «Проект Spotty – амбициозный для компании, которая работала в сегменте B2B и вышла в новую для себя сферу B2C, агрессивную и очень конкурентную», – отмечает директор по маркетингу Intech Александр Селиверстов. 

Анализ рынка позволил нащупать ниши, в которых новые технологии могли бы быть очень востребованы: например, устройства, которые позволят родителям контролировать детей-подростков, а собаководам – питомца. Начать решили с собак. В компании придумали нишевое решение, которое выполняет две функции. Во-первых – позволяет не потерять питомца. По исследованиям американских и европейских статистических агентств (их в компании взяли за основу), 14–15% собак теряются, и только десятая часть из них потом находится. Во-вторых, ошейник призван бороться с ожирением домашних собак, которое отнимает около двух лет жизни четвероногого. Электронная начинка ошейника включает в себя 3G-модем, GPS и акселерометр – датчики ускорений. Таким образом, ошейник оценивает местоположение собаки и то, насколько она подвижна в течение дня, с учетом породы, возраста и веса. Первоначально думали даже об устройстве голосового управления собакой.

Интересно, что в момент проработки идеи в команде стартапа были профессиональные программисты, инженеры, маркетологи, но ни одного собаковода, однако потом подключили к разработке кинологов, и дело пошло на лад. Сначала был сделан просто брелок, но затем, посмотрев на действия Apple и Google, решили сделать ставку на дизайн. И дважды попали в тренд: электроника для животных – тема новая и интересная пользователям, а аксессуары для домашних любимцев – даже в кризис прибыльный сегмент. 

На устройство есть уже около тысячи предзаказов. Цена его будет около 9000 руб. плюс ежемесячная абонентская плата, так как в ошейник встроен SIM-чип оператора сотовой связи, отвечающий за функционал поиска по GSM-сети. При этом на рынке трекеров для животных придется побороться с более дешевыми китайскими устройствами.

Первичное финансирование проекта составило около $2 млн, которые пошли на разработку первой версии платформы, электроники, мобильных приложений, тестирование и первую коммерческую партию. Spotty – проект международный, хотя компания – с российскими корнями и весь RnD сосредоточен в нескольких российских филиалах. Продажи планируют запустить в Европе и Америке сразу после российской премьеры. «Выходя на рынок электронных устройств B2C, очень сложно ориентироваться только на российский рынок. Во-первых, он мал. Во-вторых, производство, если мы говорим не о штучной партии, а о сотнях тысяч устройств, логично переносить в Китай. И логистика сразу рассматривается международная», – отмечает Александр Селиверстов. 

По оценкам компании, российский рынок способен переварить десятки тысяч устройств, емкость американского рынка значительно больше, но там более ощутимая конкуренция. 

Если проект окажется не таким, как ожидалось, в компании готовы пробовать еще раз. 

Проект подразумевает создание IoT-платформы, которая будет анализировать все входящие данные с устройств и легко превратится в бизнес-инструмент для менеджера. Предусматривается создание мобильного приложения, через которое пользователи будут взаимодействовать с устройствами.   

Система универсальна и может адаптироваться под другие проекты, еще один Intech планирует запустить осенью. Создатели системы рассчитывают также на сотрудничество с другими разработчиками электроники и ищут инвесторов. «Мы проводим переговоры и с российскими, и с западными инвесторами, – говорит Александр Селиверстов. – Американский рынок для нас важен, но западные компании не очень любят вкладывать деньги в проект, который полностью сосредоточен в России. Они давят на то, чтобы компания, в которую они инвестируют, была американской». В том числе по этой причине Intech создала юрлицо в Силиконовой долине. Будет ли проект успешен на американском рынке, покажет время.

Анализатор чувств

Носимые устройства – модный тренд. Аналитики предсказывают увеличение объема продаж подобных гаджетов к 2018 г. до $12,6 млрд. Носить их пользователи будут в основном на запястье. Это часть тела, на которой гаджеты – если отнести к ним часы – живут уже больше ста лет. Большая часть задач, которые пользователи ставят перед носимыми устройствами, связана со здоровьем: помощь во время фитнес-тренировок, сбор медицинской информации (здесь ожидания пользователей пока превышают возможности разработчиков, даже таких крупных, как Apple и Google), и построение правильного питания. 

Российский проект Emvio призван защитить ментальное здоровье людей, уменьшив воздействие стресса. «Неделя жизни в режиме стресса приводит к серьезным заболеваниям, – уверен Валерий Курышев, инициатор проекта. – Половина управленцев выгорают к 40 годам, то есть они не способны продуктивно работать. Среди моих знакомых есть топ-менеджеры крупных российских компаний, которые увольняются с работы с артериальным давлением 220, а им еще нет 40 лет».

Российский гаджет Emvio конкурирует ни много ни мало с Apple Watch. Его разработчик, компания Darta Systems, делает «умные часы», которые отличают чисто российское производство и необычный концепт. Валерий Курышев, инженер по биотехническим медицинским аппаратам и системам, в 2012 г. начал собственный бизнес и все внимание обратил на набирающий популярность тренд – разработку трекеров, но хотел пойти дальше шагомеров и счетчиков калорий – проанализировать чувства. Так появилось устройство, которое измеряет уровень стресса. Необычной идеей Курышев увлек своего бывшего однокурсника по Рязанскому университету, и вместе они сделали стартап. Проект понравился их знакомым, и те предоставили первые инвестиции.

Бизнес-модель предусматривала запуск устройства на основе краудфандинга: проект с греческим именем выложили на «Кикстартере», но смогли собрать только десятую часть из заявленных $250 тыс. 

Неудача неожиданно обернулась новой возможностью – проект стал известным, и сейчас компания движется к созданию серийного продукта даже активнее, чем если бы просто собрала требуемую сумму. Все дело в желании привлечь корпоративных клиентов, благодаря которым и можно будет начать серийное производство, а наличие реализованных кейсов позволит найти инвесторов. Пока собственных средств хватает на выпуск пилотных партий для 2–3 компаний. В ближайшее время апробация должна начаться в одном из банков. 

Emvio – устройство, в котором российскими инженерами все сделано с нуля. Технология базируется на еще советских разработках космической отрасли: тогда влияние стресса на организм космонавта изучалось особенно пристально, этим занимался профессор Роман Баевский. Возможности стационарных медицинских устройств разработчики смогли «впихнуть» в коробочку, которую можно носить на запястье. Гаджет, как положено «умным часам», показывает время, а еще измеряет пульс, двигательную активность и уровень стресса по шкале от 0 до 10 баллов. Для этого устройство анализирует статистику сердечных сокращений. 

«Часы» дополняются программой для смартфона, на который выводятся эти параметры. Для удобства пользователя там же появляется информация по технике снижения уровня стресса: дыхательные методики, упрощенные медитативные практики. Партнерство с компанией «Креативные технологии консалтинга» позволяет собирать данные с устройств в экспертную систему, чтобы дать в руки HR-службы реальный инструмент управления стрессом в коллективе. Система может быть включена в корпоративную IT-среду, чтобы знать, как динамика стрессовых изменений связана с общекорпоративными мероприятиями.   

По мнению Валерия Курышева, контроль уровня стресса способен повысить эффективность работника на 20–30%, то есть компания может получить 30–50% годовой зарплаты топ-менеджера от браслета стоимостью $100. 

Производство небольших партий налажено в Рязани, там же находится команда разработчиков в количестве 10 человек. В компании не ожидают вала заказов, да и не готовы пока к нему. Емкость российского рынка оценивают на «хорошо, если 100 000 штук в год», а по всему миру можно было бы продать около 1 млн «стрессоконтролеров» – уверены в Darta Systems. За российский рынок готовы побороться. Разные команды пробуют предложить рынку свое видение продукта. Конкурентов пока немного: американский проект Olive, который продвигал «умный браслет» с устройством защиты от стресса, закрылся из-за недостаточности проработанности проекта уже на стадии краудфандинга. Еще один проект начал один из бейкеров Darta Systems (людей, которые поддержали проект на Кикстартере). Он американец, и его кампания Wellbe сейчас собрала около $150 тыс на площадке Indiegogo, но есть риск, что тоже закроются, поскольку этого на разработку тоже не хватит, как не хватило Оливу. Из серьезных игроков идеей проекта Emvio интересовались Samsung, Phillipsи LG, но пока договориться до формата сотрудничества не получилось. 

Дом с мозгами

Эта тема на Западе развивается еще с середины прошлого века, к началу 70-х именно там появился термин smart home («умный дом»). В России об «умных домах», естественно, тоже слышали, но доступны они были только в очень элитном сегменте – автоматизации коттеджей, по цене от 500 тысяч рублей за минимальный по функционалу проект. Проект Wellink Technologies «вырос» из московской группы компаний Wellink, которая работает над проектами в области автоматизации и управления качеством информационных и телекоммуникационных услуг в сегменте B2B. В 2013 г. в Wellink было решено разрабатывать систему автоматизации помещений «Умный дом»/«Умный офис». 

Для этого в 2013 г. была создана отдельная компания в Новосибирске, на базе академпарков. Год был потрачен на создание прототипа, приемлемого для демонстрации партнерам и тестового использования клиентами. Еще год прототип дорабатывался до вида окончательного продукта, который уже можно устанавливать в квартирах и офисах.

Стартовые инвестиции в проект составили около 18 млн руб., и сейчас стартап по-прежнему нуждается в деньгах. «Мы планировали, опираясь на опыт подобных проектов IT-сферы, что выйдем на окупаемость на второй-третий год существования. Надеюсь, что к концу этого года мы уже увидим результат или хотя бы более точные даты, когда это случится», – сообщает Сергей Пирогов, генеральный директор компании Wellink Technologies. 

Говоря о сложностях, Сергей Пирогов выделяет два аспекта, и оба связаны с менталитетом пользователей. Типичный пользователь ожидает чего-то большего, чем устройство, которое умеет оповещать о протечках труб и пожаре, контролировать открытие окон и дверей, управлять светом. Например, хотят управления климат-контролем, котлом в бане и гаражными воротами – «какой же у вас «умный дом», если он не умеет показывать температуру в доме!». Убедить потенциальных пользователей, что это только начало и в системе все это, безусловно, появится, но не в первые месяцы разработки, было сложно. 

Еще одна сложность состоит в том, что «умный дом» все еще воспринимается как шик и комфорт за баснословные деньги, а не безопасность и энергоэффективность. Поэтому и массового спроса пока не видно. «Говорить о стабильных продажах пока не приходится. К концу 2014-го один из партнеров-инсталляторов начал получать около 20 запросов в день, но не все они приводят к покупке и установке оборудования, – подводит итоги Сергей Пирогов. – Всего же за прошедший год было установлено порядка сотни комплектов. Мы достигли той планки, которую ставили себе на конец предыдущего года». Сегодня автоматизировать коттедж или трехкомнатную квартиру практически полностью с помощью системы InwiON можно за 100–150 тыс. руб. Базовые комплекты для автоматизации начинаются от 25–30 тыс. руб.

Несмотря на то, что компания предлагает комплекты «Умный дом» и для квартир, и для офисов, перевес в сторону частных лиц пока значительный. Основные продажи приходятся на Москву.

Рекламировать продукт косвенно помогают Google и Apple, активно разрабатывающие «умные системы», а вот внутренняя конкуренция не сильна: Сергей Пирогов отмечает, что в России есть еще несколько подобных проектов, но они либо находятся в самом начале пути, либо поменяли свои приоритеты – слышно о них не много.

Сегодня «Умный дом» InwiON включает в себя контроллер, подключенный к роутеру. Контроллер «общается» с беспроводными устройствами, выполняющими функции защиты от потопа, взлома, пожара, управляет электрикой в доме с помощью специальных реле или накладных розеток, работает с IP-камерами. Все команды контроллера обрабатываются в «облаке». Управление системой осуществляется с помощью мобильных приложений (Android, iOS) и веб-интерфейса. Особенность системы – ее наращиваемость: новые функции достраиваются, как конструктор. 

Контроллеры производятся под заказ в России, датчики закупаются у европейских производителей. «И это в большей степени плюс, что мы не ограничиваем пользователей совместимой только с нашим контроллером линейкой датчиков. Мы работаем с Z-Wave-устройствами, по всему миру их производит порядка 250 компаний. Это дает широту ассортимента устройств, цен, их внешнего вида. Однако в перспективе думаем производить свои устройства для базовых комплектов», – делится планами гендиректор Wellink Technologies. Сами же сотрудники InwiON занимаются разработкой контроллера InwiON Home Center, «облачного» сервиса и интерфейса для веб- и мобильных приложений. 

Однако, по мнению Сергея Пирогова, у проектов, подобных InwiON, есть серьезное препятствие. Рынок IoT государству не очень интересен, остается надежда на крупные компании. Оптимистичный сценарий: в соответствии с общемировой тенденцией и разнообразными прогнозами возникает бурный рост IoT, все абоненты ШПД в РФ в той или иной степени используют какие-либо сервисы IoT, государство активно включено в процесс, разрабатывает стандарты и правила. В большинстве квартир и домов используются средства учета ресурсов и управления эффективностью потребления ресурсов, а также повышения безопасности квартир и домов с помощью недорогих решений IoT. Пессимистичный сценарий: российские проекты развиваются линейно и отстают от общемировых тенденций.

«Соответственно бизнес нашей компании также будет находиться в вилке этих двух сценариев», – утверждает Сергей Пирогов.

ГРАНТированная прибыль

Разработка мотошлема дополненной реальности LiveMap – «долгострой». Уже более пяти лет владелец компании «Арт Бизнес» Андрей Артищев пытается вывести продукт на рынок. За это время он сменил пять команд разработчиков и истратил более 25 млн руб., из них собственных средств – 10 млн руб., остальное составили гранты. От Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программе «УМНИК» начинающий бизнесмен получил 200 000 руб. и по программе «Старт» – 3 млн руб. Грант на 5 млн руб. выделил молодому предпринимателю Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы, 8 млн руб.– «Сколково», последними пришли 6 млн руб. от российского министерства образования. Осенью, как обещает глава «Арт Бизнеса», будет представлен готовый прототип, а серийные образцы появятся в 2016 г. Шлем позволит разместить прямо перед глазами мотоциклиста карту и навигационную информацию, не закрывая при этом обзора, он будет предупреждать о дорожных проблемах и управляться голосом. Стоимость его составит около $2000, в списке предзаказов почти 20 имен. 

К разработке «умного шлема» молодой предриниматель пришел не сразу и, в отличие от стартаперов-инженеров, непосредственно к техническим вопросам отношения имеет мало. Человек, который занимался подвижением группы «Тату», создавал и продвигал сайты, работал в международных высокотехнологичных компаниях, умеет продавать и ставить задачи перед командой разработчиков. В 2010 г. он начал собственный бизнес и сосредоточился на проектах в области производства инновационной микроэлектроники. «Я понял, что в России интернет-проекты, за редким исключением, – это мыльные пузыри: создаются какие-то бессмысленные сервисы, где почти нет никакой денежной выручки, а если и есть, то она приносится интернет-рекламой, причем в стартаперских планах, но редко – в реальности. Поэтому я решил создать бизнес с точки зрения генерации денежных потоков, реальных, а не виртуальных» – заявлено на сайте бизнесмена в качестве девиза.

Виртуальный шлем пока не стал реальным. За время разработки Андрей Артищев, по его собственному признанию, «несколько раз был фрустрирован», но проект не бросал. «В какой-то момент перестал ставить четкие временные рамки», – вспоминает Андрей Артищев. 

Оправдание тому, что проект затянулся, – его новизна и сложность. По словам Артищева, за это же время в Силиконовой долине появилось множество клонов «умных шлемов», но все они кончили плохо, а кого-то из собравших средства на краудфандинговых площадках даже разыскивает ФБР. 

Притом что проект пока далек от стадии продаж, коммерческий эффект от него уже есть. Одна из технологий, применяемых в мотошлеме, нашла применение в гаджете Артищева «Мастер осанки». Несложное устройство, закрепленное на теле, начинает вибрировать, когда человек сутулится, и пользователь начинает следить за свой осанкой. Через три года после старта проекта объем продаж удалось довести до 1000 штук в месяц, стоимость одного сейчас составляет около 2000 руб. Основные продажи идут не через ортопедические салоны и аптеки, как предполагалось вначале, а через магазины электроники – интересное устройство часто покупают в подарок. В мае компания «Арт Бизнес» вышла на европейский рынок, наладив продажи через Amazon и официальный сайт проекта Master Proseru. При этом получение всех разрешительных документов заняло 9 месяцев. 

В иностранной экспансии бизнесмену помогает административный ресурс. Андрей Артищев, по его словам, член межправительственной комиссии по экспорту, резидент «Сколково», признается, что продвижением «выпрямителей» занимаются даже торгпредства при посольствах.