Unilever отделяет зерна от мыла

14.08.200000:00

Европейский конгломерат Unilever объявил о грядущей коренной реорганизации. В корпорации будут сформированы два новых глобальных подразделения - по принципу специализации на определенных товарных группах. В Unilever намерены избавиться от сложной и запутанной управленческой структуры, сформировавшейся за 70 лет развития компании.

Два в одном

С января 2001 года все свои предприятия и филиалы Unilever распределит между дивизионами Foods business worldwide и Home & Personal Care worldwide (названия пока условные). Первое подразделение будет заниматься продуктовой товарной группой, второе - гигиенической и косметической продукцией и моющими средствами.

Корпорация и сейчас состоит из двух подразделений - Unilever N.V. со штаб-квартирой в Роттердаме и Unilever PLC со штаб-квартирой в Лондоне. Каждый дивизион почти что самостоятельная компания с отдельным правлением и соответственно со своим председателем. Все основные решения в корпорации председатели принимают и объявляют совместно (финансовый директор в Unilever, правда, один на всех). Четкой специализации в подразделениях нет: некоторые брэнды находятся в компетенции только одного из дивизионов, другими занимаются оба подразделения, но в этом случае между ними разделены рынки сбыта (к примеру, 75% операций корпорации в США приходятся на Unilever N.V.).

Такая структура возникла в 1929 году после слияния голландской Margarine Unie и британской Lever Brothers. Компании работали с одинаковыми товарными группами (маргарин, растительное масло, мыло) и были заинтересованы в объединении своих сырьевых и сбытовых возможностей (у голландцев были сильные позиции в Европе, британцы же имели выход на рынки Северной Америки, Азии и Африки). При этом создание в рамках корпорации двух самостоятельных подразделений было одним из условий слияния.

Объединение капиталов позволило корпорации развиваться по экстенсивному пути. Unilever осваивал новые товарные рынки, приобретая новые предприятия и расширяя таким образом ассортимент производимой продукции. Пик коммерческой агрессии Unilever пришелся на вторую половину 1980-х - первую половину 1990-х годов, когда корпорация скупила около 180 фирм.

Тем не менее расширение масштабов деятельности Unilever привело в конечном счете к снижению темпов развития и роста доходов. Итоги 1999 года не порадовали ни руководство, ни тем более акционеров корпорации: при росте объема продаж на 2% операционная прибыль снизилась по сравнению с предыдущим годом на 5%.

За покупками

В феврале 2000 года председатели Unilever - Энтони Бергманс от Unilever N.V. и Найел Фитцджеральд от Unilever PLC объявили о начале пятилетнего плана реструктуризации корпорации. Программа получила пафосное название Path to Growth - "Путь к росту". Ее целями были объявлены сокращение ежегодных расходов на $1,6 млрд и достижение уже к концу первого года 5-процентного роста оборотов (в 1999 году составивших около $44 млрд). Для этого руководство Unilever решило закрыть около 100 из 300 предприятий корпорации, ликвидировать 25 000 рабочих мест и в три раза сократить товарный ассортимент, чтобы сосредоточить усилия на 400 наиболее прибыльных брэндах.

Немного позже стало ясно, что, занявшись оптимизацией бизнеса, руководство Unilever отнюдь не отказалось от старой доброй корпоративной традиции - приобретать новые компании, работающие на развивающихся и высокодоходных сегментах рынка. Более того, такие сделки были объявлены частью плана Path to Growth. В апреле этого года Unilever за $326 млн прикупила американскую компанию Ben&Jerry's Hometrade, производящую мороженое и йогурты (годовой оборот - $237 млн). В том же месяце было объявлено о приобретении корпорацией контрольного пакета акций другой американской фирмы - Slim Fast Foods, выпускающей оздоровительные пищевые добавки и продукты для снижения веса. Сумма сделки составила $2,3 млрд - почти в три раза выше годового оборота этой компании ($611 млн). В свое оправдание председатели Unilever говорили о ежегодном 20-процентном росте объема рынка диетических продуктов и о намерении включить продукцию Slim Fast Foods в число ключевых международных брэндов.

Новая сделка, заключенная Unilever в июне, превзошла по масштабам все предыдущие. Корпорация купила Bestfoods - крупнейшую американскую продуктовую компанию, работающую на международном рынке (россиянам наиболее известны такие ее брэнды, как Hellmann's и Knorr). За компанию с годовым оборотом $8,6 млрд Unilever заплатит $20,3 млрд (правда, с рассрочкой). Плюс к этому корпорация взяла на себя обязательства по долгам Bestfoods - это еще $4 млрд. Председатели Unilever заявили, что новое приобретение ускорит достижение целей программы Path to Growth: "Наш хороший план стал еще лучше". В частности, они говорили о том, что объединение производственных и сбытовых операций даст обеим компаниям ежегодную экономию на издержках в размере $750 млн (о том, кто сэкономит больше, не упоминалось).

В начале августа руководство Unilever объявило об итогах второго квартала 2000 года: объем продаж ($11,6 млрд) по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличился на 3%. Продажи ключевых брэндов увеличились на 6%, а почти половина объемов роста пришлась на "свежеприобретенные" брэнды. (Размеры чистой прибыли, правда, оказались на 14% меньше, чем год назад, но это было списано на затраты по реструктуризации корпорации.)

Тогда же председатели Unilever заявили, что в развитие стратегии Path to Growth правлениями принято решение о формировании в корпорации двух новых подразделений.

Малая доза

Намеченная в Unilever реорганизация должна, по замыслу руководства, привести к концентрации ресурсов на двух различающихся направлениях бизнеса и к более оперативному принятию и выполнению решений. Такая формулировка фактически означает признание неэффективности управленческой структуры, которую корпорация унаследовала со старых времен, - деления на две материнские компании, на пару работающие на одних и тех же товарных рынках.

Попытки внедрить в корпоративную структуру принцип специализации предпринимались в Unilever и раньше. Например, в марте 2000 года было создано подразделение Unilever Cosmetics International, в ведение которого перешли брэнды Calvin Klein и Nautica. Как заявило руководство корпорации, новое подразделение было создано с целью увеличить долю Unilever на рынке селективной парфюмерии и косметики. (При этом принадлежащую корпорации Elizabeth Arden Company по каким-то причинам оставили вне этой структуры.)

Начатая в этом году программа оптимизации бизнеса стала причиной, а приобретение трех крупных продовольственных компаний - поводом для полной реорганизации. Заявив о намеченных переменах, руководство Unilever, правда, ничего не сказало о расформировании британской и голландской штаб-квартир. Пока объявлено лишь о том, что директора дивизионов будут назначены из числа нынешних топ-менеджеров, и соответствующих заменах в управленческой команде. По всей видимости, руководство Unilever продолжает следовать традиции дозировать информацию о происходящих в корпорации переменах. Скорее всего, с 2001 года в Unilever наконец-то будет единое правление.