Универсальный инструмент

24.11.200300:00

Чиновники активно интересуются дивидендной политикой компаний с госучастием. До конца ноября правительство обсудит предложения Минэкономразвития и Минимущества, согласно которым подконтрольные государству компании будут выплачивать в виде дивидендов до 100% прибыли. Параллельно МЭРТ намеревается представить поправки в Закон об АО, которые облегчат сбор дивидендов с компаний. По плану чиновников прерогатива принимать решение о распределении части прибыли АО перейдет от собраний акционеров к советам директоров. В таком случае госкомпании смогут последовать примеру частного бизнеса и чаще начислять промежуточные дивиденды, экономя на проведении затратных внеочередных собраний акционеров.

 

Госслужащие регулярно пытаются сделать более интенсивными дивидендные выплаты компаний с государственным участием. До сих пор продолжаются ежегодные баталии чиновников с руководством «Газпрома» и РАО «ЕЭС», в ходе которых первые настаивают на максимальных отчислениях монополистов, а те сопротивляются, говоря о необходимости выполнять гигантские инвестпрограммы. Регулярному прессингу подвергаются не только ключевые для федерального бюджета естественные монополии. Например, год назад государство, владеющее 17,8% обыкновенных акций Магнитогорского меткомбината (именно для таких бумаг размер дивидендов не является заранее фиксированным), ожесточенно спорило с менеджментом компании по поводу слишком низких, как утверждали чиновники, дивидендов за 2001 год (при чистой прибыли в $144 млн дивиденды составили около $3 млн).

 

Впрочем, в стремлении направить значительную часть прибыли на выплаты акционерам чиновники непоследовательны. Еще недавно они безуспешно сражались за увеличение отчислений «Газпрома». Обычно скуповатый концерн неожиданно решил выплатить в 2004 году в виде дивидендов $1 млрд (15% от запланированной прибыли – как раз столько, сколько по планам МЭРТ должен составить фиксированный минимум дивидендов для естественных монополий). И тут глава министерства Герман Греф, нелюбимый «газпромовцами» за настойчивые попытки начать реформу газовой отрасли, предложил сократить выплаты газового монополиста вдвое, объяснив инициативу серьезным дефицитом денежных потоков «Газпрома».

 

Эксперт Института финансовых исследований Олег Ордин поясняет: «Когда существовали проблемы с наполнением бюджета, государство было заинтересовано в получении с «Газпрома» дополнительных денег, в том числе в виде дивидендов. Сейчас острой необходимости в этом нет. Для самой же компании остро стоит проблема изыскания средств из-за истощения старых месторождений и необходимости вкладывать в разработку новых газоносных провинций. К тому же компания должна поддерживать инфраструктуру отрасли в рабочем состоянии. Решение МЭРТ уменьшить дивидендные выплаты «Газпрома» может объясняться именно этой причиной».

 

Директор Российского института директоров Игорь Беликов говорит об отсутствии у государства правильного понимания роли бизнеса в развитии страны: «Бизнес рассматривается не как способ самообеспечения граждан, а в качестве источника перераспределения средств. Изменить положение можно, только если будет создан механизм эффективного управления государственной собственностью». Однако, отмечает Беликов, сделать это при нынешней практике работы с госпакетами акций сложно: «Мотивации чиновников хватает лишь на то, чтобы посмотреть в инструкцию и проголосовать «за», если размер дивидендов выше какого-то определенного процента от прибыли. Детально разбираться в проблемах компаний они не намерены – за это им деньги не платят».

 

Пока же регуляторы не разобрались, чего они хотят от компаний с участием государства, частные структуры давно поняли, как применять дивидендную политику в зависимости от текущей ситуации. Оказывается, что если проводится предпродажная подготовка компании (например, «Сибнефти» или «Славнефти»), то всю прибыль можно распределить среди акционеров, оставив заботы об инвестпрограммах новым владельцам. Если ситуация на мировых рынках благоприятна для россиян (как в случае с металлургами из «Северстали» или «Норникеля»), то дивиденды можно платить два или даже три раза в год, а полученные средства направлять в смежные бизнесы. Наконец, с помощью дивидендов можно эффективно бороться за собственность. Например, многие аналитики объясняют по-прежнему скромные отчисления «Магнитки» тем, что ее руководство копит деньги для выкупа в следующем году госпакета акций предприятия.