Универсальный солдат: игроки рынка страхования расширяют деятельность
На страховом рынке идет процесс универсализации компаний. Страховщики считают, что это поможет им более эффективно работать с клиентами и улучшит их финансовое положение. Однако стать универсальными могут только крупные компании, поскольку это требует много времени и денег.
Страховая компания «Энергогарант», входящая в первую десятку российских страховщиков, заявила недавно о присоединении к ней семи более мелких страховщиков. В группу вошли компании, специализирующиеся на медицинском страховании, автостраховании, работе с банковским сектором и страховой брокер. Руководитель группы Андрей Зернов заявил, что «превращение в универсального страховщика – естественный процесс для любой страховой компании». В подтверждение своего тезиса Зернов указывает на опыт международных финансово-страховых корпораций, крупнейшие из которых – американская AIG, немецкий Allianz – являются универсальными компаниями.
Действительно, на западном рынке наиболее успешны компании, предлагающие клиенту весь спектр страховых услуг. К примеру, потребитель, пришедший во французскую компанию MAIF, чтобы застраховать машину, скорее всего, там же купит страховку недвижимости и здоровья, а клиент швейцарской группы Zurich может в одном месте получить страховку, консультации по финансовым вопросам и помощь специалиста по инвестициям.
Распространение универсальных компаний на Западе объясняется еще и тем, что крупные фирмы стремятся дифференцировать портфель обязательств, то есть пропорционально набирать договоры по разным видам страхования. Это классика страхования – к примеру, если все клиенты компании находятся в одном городе и застраховали свои дома, а на этот город обрушился ураган, то компания прогорит. Страховщики выживают в таких случаях не только за счет страховых резервов, которые компании обязаны создавать как раз на такой случай, но и за счет баланса по другим видам, например, страхования финансовых, банковских рисков.
На распутье
В России подавляющее большинство компаний пока не могут считаться универсальными. Отчасти это объясняется историей их развития. Некоторые страховые компании создавались для обслуживания крупных материнских структур, специализировавшихся на других видах бизнеса (это называется «кэптивом»). К примеру, так возникли «Интеррос-Согласие», «Прогресс-Гарант» (выросла на базе ЮКОСа), да и сам «Энергогарант», который был создан для работы с РАО «ЕЭС». Другие отечественные представители страхового бизнеса изначально сделали ставку на один, специализированный, сегмент рынка, рассчитывая на свои связи и знания. Так, компания МАКС, занимающаяся медицинским страхованием, была создана людьми, всегда работавшими в медицине, а АФЕС, которая страхует авиационные риски – выходцами из авиации.
До недавнего времени фактически единственным универсальным страховщиком оставалась компания РОСНО. Возможно, именно это ее качество и привлекло покупателя – немецкую Allianz, которая весной прошлого года купила 49-процентный пакет РОСНО. Некоторые эксперты считали универсальной и компанию ВЕСтА. Однако после покупки компании группой «Альфа» и превращения ее в «АльфаСтрахование», акцент деятельности ВЕСтА несколько сместился в сторону финансового обслуживания предприятий нового владельца.
Легко мог бы стать универсальным и «Ингосстрах», но для этого ему надо заняться страхованием жизни. Однако «Ингосстрах» принципиально игнорирует этот вид бизнеса. Возможно, компании не нравится имидж данной услуги в России, где, как известно, страхование жизни часто используется для ухода от налогов.
Кто поступается принципами
Отнюдь не все страховщики спешат стать универсальными. «Преимущество специализированных компаний в том, что они, как правило, работают в своей области более профессионально, – считает Илья Кабачник, исполнительный директор компании АВИКОС. – Особенно это важно в страховании авиарисков (чем мы занимаемся), потому что требует специальных знаний. Специализация также позволяет быстро урегулировать убытки, поскольку вопрос с возмещением ущерба может быть оперативно решен на уровне высшего руководства. Но страховщику, конечно же, более выгодна работа по максимальному числу направлений. Поэтому большинство специализированных компаний постепенно расширяют сферу своей деятельности».
Так же считает и представитель компании РОСНО. «На рынке есть место и для специализированных, и для универсальных страховщиков, – полагает первый заместитель генерального директора Владимир Гудрус. – Все зависит от того, в каком секторе хочет работать компания. Есть сегменты рынка, на которых как раз требуется специализация. Это, к примеру, авиационное страхование или морское страхование».
Более категоричен генеральный директор страховой группы «Авест» Алексей Степанов. «Чтобы войти в числе лидеров, – говорит Степанов, – компания должна иметь диверсифицированный страховой портфель, развитую региональную сеть и обслуживать три основные группы клиентов – промышленные предприятия, коммерческие фирмы и физических лиц. Только в этом случае можно говорить, что она является универсальной».
Размер имеет значение
Руководители «Энергогаранта» долго формировали свою группу. С 1992-го по 1997 год главным (и почти единственным) клиентом-акционером «Энергогаранта» было РАО «ЕЭС». В 1997 году «Энергогарант» стал привлекать корпоративных клиентов, не связанных с электроэнергетикой, а затем, в конце 1998 года, начал вести кампанию по привлечению частных клиентов. В 2000 году «Энергогарант» получил самостоятельность, поскольку возможности компании уже позволяли ей «уйти в свободное плавание». Такая политика себя оправдала – за два года «Энергогарант» вдвое увеличил сбор страховой премии и приобрел новых клиентов.
Тем не менее в условиях возрастающей конкуренции менеджеры компании посчитали необходимым расширить свой бизнес. «Мы почувствовали, что клиентам не хватает предлагаемых нами услуг», – рассказывает Андрей Зернов. Поэтому в течение нескольких лет было создано шесть специализированных компаний и страховой брокер. Общая сумма капиталовложений в создание группы составила около 1 млрд руб., а средства, по утверждению менеджеров, поступали из прибыли «Энергогаранта». По словам Зернова, эти деньги тратились постепенно, в течение нескольких лет. Сегодня суммарные активы страховой группы «Энергогарант» составляют 4,2 млрд руб. (это самый большой показатель на российском страховом рынке).
«В России организацию страховых групп пока нельзя назвать закономерным явлением, – полагает генеральный директор компании «Интеррос-Согласие» Игорь Жук. – Создание группы «Энергогарантом», скорее всего, связано со стремлением оптимизировать расходы на ведение дела и увеличить прибыль за счет более четкой организации бизнеса».
В новой страховой группе действуют единые унифицированные правила, тарифы и программы, система андеррайтинга, управления рисками и бухгалтерия. «Компании, вошедшие в группу, получат большую самостоятельность в принятии решений, но работать при этом будут по одной и той же схеме, – говорит Андрей Зернов. – Мы им отдаем новейшие технологии, которые были разработаны и опробованы в «Энергогаранте». Например, на всех членов группы будет распространена методика корпоративного перестрахования».
В ходе опроса «Ко» выявилось, что многие компании уже считают себя универсальными, несмотря на отсутствие в их портфеле многих важных составляющих – например, страхования финансовых рисков или медицинских услуг. Все страховые компании-банкроты – АСКО, НАЛКО и «Континент-Полис», – хотя и назывались универсальными, фактически специализировались на одном-двух видах услуг. Свежий пример – Военно-медицинская страхования компания, в которой недавно началась процедура банкротства (специализация компании явствует из ее названия).
Однако одного только понимания той опасности, которую таит в себе узкая специализация, недостаточно. «Мы бы и не прочь стать универсальными, но это слишком дорого стоит», – заметил руководитель одной из средних страховых компаний. Так что универсализм «грозит» только крупным страховщикам.