Top.Mail.Ru
архив

Универсальный солдат

Российскому бизнесу хронически не хватает профессиональных менеджеров. Владельцы компаний все чаще нанимают управленцев, до этого работавших в совершенно других отраслях экономики. Для финансистов, металлургов и машиностроителей источником таких кадров стал потребительский рынок. И надо сказать, что никто из работодателей пока не разочаровался в своем выборе.

 

Гендиректор «Объединенных машиностроительных заводов» (ОМЗ) Каха Бендукидзе недавно подыскал себе двух заместителей и исполнительного директора. Никто из этих менеджеров никогда не работал в профильных для ОМЗ сферах бизнеса. Алексей Шавров, которому поручили курировать производство оборудования для атомных электростанций, до этого возглавлял агропромышленную компанию «Юнибраско СНГ» (производство растительного масла). Игорь Горский, отвечающий теперь у Бендукидзе за направление «металлургические полуфабрикаты», раньше управлял «Национальной лесоиндустриальной компанией». А должность исполнительного директора получил Сергей Липский – бывший гендиректор торговой сети «Техносила».

Главу ОМЗ не смущает отсутствие у новых сотрудников компании опыта работы в тяжелом машиностроении. «Когда вы ищете топ-менеджера, отраслевой фактор должен уйти на второй план, – считает Бендукидзе. – В отраслевой специфике разобраться можно довольно быстро. Главное – это умение управлять людьми, находить правильные решения, достигать результатов». С гендиректором ОМЗ солидарны и в других компаниях, пригласивших к себе «чужаков».

 

Торговец пивом в роли страховщика

Действительно, работодателей интересует в первую очередь успешность менеджера – независимо от сферы бизнеса, в котором он работал.

В ноябре 2002 года в Альфа-банке было сформировано управление маркетинга, которому поручили задачи, ранее разделенные между отделами по работе с корпоративными и ключевыми клиентами. На должность начальника управления банкиры пригласили Инну Милосердову из Coca-ColaExportCorporation. «Нам требовался креативно мыслящий человек с фундаментальной подготовкой в области маркетинга, – поясняет Александр Луканов, заместитель председателя правления Альфа-банка. – В банковской сфере найти такого специалиста нереально. Поэтому мы сразу решили искать маркетолога в компаниях, работающих на потребительских рынках. На столь высококонкурентных рынках всегда есть сильные профессионалы».

Инна Милосердова проработала в московском офисе Coca-Cola брэнд-менеджером и менеджером по маркетингу около девяти лет. Последний ее крупный проект – перезапуск на российском рынке марки Schweppes, после того как Coca-Cola выкупила этот брэнд у корпорации Cadbury. В Альфа-банке Милосердова отвечает за анализ рынка услуг для корпоративных клиентов, оценку конкурентной позиции банка и разработку планов продвижения его продуктов.

Поиск новых подходов к управлению – один из основных мотивов найма менеджеров из посторонних отраслей. Компания «АльфаСтрахование», например, в январе этого года взяла на должность заместителя гендиректора по региональному развитию Владимира Сорокина – бывшего директора по продажам пивоваренного холдинга SunInterbrew. «Нестандартные подходы к развитию бизнеса могут стать конкурентным преимуществом, – уверяет Владимир Скворцов, гендиректор «АльфаСтрахования». – Это особенно актуально для активно растущей индустрии страховых услуг. Мы с самого начала искали менеджера с опытом организации сбыта потребительских товаров». Сорокин начал свою карьеру в компании Gillette, где за пять лет вырос из торгового представителя в директора по продажам в России. В SunInterbrew он работал с 2000 года, занимаясь перестройкой сбытовой сети холдинга в московском регионе. «Между продажами пива и страховых продуктов больше аналогий, нежели принципиальных различий, – говорит Владимир Скворцов. – Разумеется, нельзя успешно руководить бизнесом, не зная его специфики. Поэтому Сорокин начал у нас с изучения страхового дела».

«Это необычные, но логичные назначения, – считает Георгий Абдушелишвили, старший партнер российского представительства WardHowell – агентства, подобравшего менеджеров для ОМЗ и «АльфаСтрахования». – Во многих отраслях не хватает управленческих кадров, выросших именно в этой индустрии. К тому же узкая специализация может стать недостатком, если речь идет о новом проекте или новой стратегии».

На три вакансии в ОМЗ консультанты WardHowell предложили более 30 кандидатов. По словам Кахи Бендукидзе, среди них были не только менеджеры из реального бизнеса, но и специалисты из консалтинговых компаний. «Так получилось, что мы выбрали практиков», – говорит он. Стоит напомнить, что сам Бендукидзе по образованию биолог.

Сергей Липский из «Техносилы», назначенный на должность исполнительного директора ОМЗ, с 1999 года занимался развитием розничной сети (до этого он был финансовым директором дистрибуторской компании «Юнилэнд»). Если в конце 1999 года у «Техносилы» было всего 10 магазинов в Москве, то к 2003-му их число выросло до 22 (в том числе за счет слияния с сетью «Диал Электроникс»). Кроме того, компания открыла 8 магазинов в других городах России. На новой должности Липский отвечает за оперативное руководство и осуществляет финансовый контроль за всеми предприятиями ОМЗ.

 

Исключение или правило

Переманивание менеджеров из одной отрасли в другую довольно давно вошло в практику хэдхантеров. «Если задачи на вакантной должности совпадают с теми, которые менеджер решал на предыдущем месте работы, то не столь важно, из какой отрасли он пришел, – полагает Сергей Сердюков, генеральный директор агентства ManagementSolutions (подразделение Korn/FerryInternational). – Успех на новом месте будет зависеть исключительно от его квалификации как руководителя».

Сейчас ManagementSolutions выполняет заказ российской авиастроительной компании, которой необходимы руководители экспортных проектов. По словам Сердюкова, основные требования работодателя к соискателям вакансий – опыт организации продаж и умение налаживать деловые связи на Западе. В эту компанию агентство уже трудоустроило менеджера, ранее торговавшего бытовой электроникой.

Лучшим примером из практики своей компании Сердюков считает случай с Романом Петренко, бывшим гендиректором телеканала СТС. «Акционеры СТС не смогли найти подходящего человека в телевизионных кругах, – рассказывает Сердюков. – По их заказу мы начали искать менеджера, который мог бы по западным стандартам организовать управление компанией и ее экспансию на рынке». Петренко – ныне гендиректор телекомпании ТНТ – почти пять лет проработал в корпорации Mars, пройдя путь от брэнд-менеджера до директора по маркетингу подразделения, торгующего кормами для домашних животных. СТС он возглавил в апреле 1998 года. Уже через год компания по доле аудитории обошла ближайшего конкурента – ТВ-6 и заняла четвертое место среди общероссийских телеканалов.

В марте 2002 года на Череповецком сталепрокатном заводе (ЧСПЗ), входящем в группу «Северсталь», появился директор по организационному развитию – Ольга Наумова, бывший коммерческий директор компании «Русский продукт». До «Русского продукта» она шесть лет проработала в группе IBS – директором по маркетингу компании «Дилайн» (торговля компьютерами) и гендиректором «Компьютер Депо» (производство платформ для «персоналок»). Акционерам ЧСПЗ кандидатуру Наумовой предложили консультанты агентства «Росэксперт». Спустя полгода Ольга стала директором по маркетингу и сбыту, а в сентябре 2002 года была назначена генеральным директором завода.

«Знания и навыки в области маркетинга и продаж одинаково применимы в любой сфере бизнеса, – считает председатель совета директоров ЧСПЗ Вадим Швецов. – Результаты, достигнутые Ольгой Наумовой, подтвердили правильность нашего выбора. Она смогла выстроить эффективную сбытовую политику, и когда встал вопрос о новом гендиректоре, акционеры завода проголосовали за Наумову. По своим менеджерским качествам и уровню компетентности она вполне отвечает нашим требованиям». В 2002 году ЧСПЗ реализовал более 500 000 тонн изделий – рекордный объем за последние десять лет.

Сама Наумова считает, что для исполнения большей части своих обязанностей ей не нужны знания из области обработки металлов. «Продажи – они везде продажи. Опыт управления людьми не менее универсален. А специальные знания, если необходимо, можно приобрести на месте, в процессе самообразования», – утверждает гендиректор ЧСПЗ.

Примерно о том же говорит и Руслан Ильясов, вице-президент по управлению персоналом холдинга SunInterbrew. По его мнению, чем выше должность менеджера, тем более приоритетными становятся качества лидера и стратега. «Специальные знания и навыки необходимы на уровне среднего и низшего управленческого звена, где менеджер часто является исполнителем отдельных задач, – поясняет Ильясов. – А основные обязанности топ-менеджера одинаковы для всех сфер бизнеса. Это планирование, создание команды, распределение задач среди подчиненных и контроль результатов». Руслан Ильясов и сам не раз менял сферу деятельности. В 1999 –2000 годах он был директором по персоналу в одном из подразделений нефтяной компании ЮКОС, а до этого семь лет проработал на аналогичных должностях в нескольких дочерних компаниях Coca-Cola.

Впрочем, есть и другое мнение. Многие считают, что практику найма успешных менеджеров с отсутствием опыта работы «по профилю» нельзя считать универсальной. «У каждого такого назначения своя логика, – рассуждает Марина Олешек, заместитель гендиректора по организационному развитию компании «Ростелеком» (бывший директор по персоналу IBS, «Ист-Лайна» и «Вымпелкома»). – Где-то более важны личностные качества кандидата, где-то – опыт решения похожих задач. Но адаптация менеджера из другой отрасли в новой компании неизбежно затянется, и чем шире сфера ответственности, тем выше риск. Правда, приглашение «чужаков» иногда приводит к фантастически успешным результатам, и на Западе есть тому примеры».

А что думают сами менеджеры о своей нестандартной карьере? Они в один голос говорят, что это – «интересный опыт», дающий «новые возможности». Например, бывший директор по продажам пивоваренного холдинга SunInterbrew Владимир Сорокин заверяет: «Страхование – один из наиболее динамично развивающихся рынков, что дает широкие возможности для профессионального роста».

По словам Георгия Абдушелишвили из WardHowell, менеджеры меняют отрасли, когда не видят для себя лучшей перспективы, и, переходя в новую индустрию, рассчитывают на гораздо больший заработок. «Годовой доход одного из наших кандидатов через три года после трудоустройства предположительно будет составлять около $1 млн, – рассказывает Абдушелишвили. – На предыдущем месте он зарабатывал в два раза меньше. Примечательно, что, претендуя на рост своего заработка в новой индустрии, многие менеджеры в первый год согласны получать примерно те же деньги, что и раньше».

Еще по теме