Top.Mail.Ru
архив

Упали, но отжались

Эксперты не устают пенять отечественным металлургическим компаниям на то, что те продолжают эксплуатировать систему, созданную еще в советские времена - морально устаревшее оборудование и еще более устаревшие схемы работы. Если бы РУСАЛ действовал по тому же принципу, то он давно бы остался на "задворках" мирового рынка либо стал составной частью какой-нибудь трансконтинентальной компании с индийскими "корнями". В гонке за лидерством успех складывается по кусочкам - из новых технологий, максимального использования внутренних ресурсов, контроля за расходами, мотивации каждого конкретного сотрудника. О том, на что делает ставку РУСАЛ, переживший очень непростой и насыщенный событиями год, рассказал первый заместитель генерального директора ОК "РУСАЛ" Владислав Соловьев.

- Если сравнить РУСАЛ сегодня с тем, каким он был до кризиса, то что изменилось?
   - Изменился прежде всего наш подход к решению задач. То, что еще два года назад казалось невозможным, сейчас уже реализовано на практике. Я говорю о снижении производственных издержек и оборотного капитала. Кризис стал своего рода катализатором, который помог компании мобилизоваться и по максимуму использовать все внутренние резервы.
   
   - В чем сегодня конкурентные преимущества РУСАЛа по сравнению с другими предприятиями алюминиевой отрасли?
   - Наше основное конкурентное преимущество - это доступ к возобновляемым и экологически чистым источникам электроэнергии. Так исторически сложилось, что алюминиевые заводы в СССР строились вблизи гидроэлектростанций. Как известно, себестоимость электроэнергии, получаемой на ГЭС, - одна из самых конкурентоспособных. При этом гидроэлектростанции находятся в своего рода запертой территории Западной Сибири, откуда практически невозможно экспортировать получаемую электроэнергию в другие регионы. Более того, тот запас мощности, который позволяет производить сейчас порядка 48 МВт, выбирается лишь на две трети, да и то только в самые пиковые сезоны. Кроме того, до наступления мирового экономического спада за счет инвестиций в развитие производственных мощностей мы смогли существенно модернизировать наши производства, а также запустить новые заводы, что вместе с комплексной программой по снижению издержек и повышению эффективности позволяет обеспечивать конкурентоспособную себестоимость производства. Второе преимущество - близость производства к быстрорастущему азиатскому рынку в целом и к Китаю в частности. КНР является одним из главных потребителей алюминия. Географическое расположение наших сибирских предприятий, находящихся всего в 500 км от основных потребителей в Китае, а также развитая транспортная инфраструктура региона позволяют активно наращивать присутствие РУСАЛа на этих рынках.
   
   - Один из сложнейших периодов в истории РУСАЛа завершен. Что дальше, каковы ваши приоритеты?
   - Безусловно, ключевым для нас, с одной стороны, является дальнейшее сокращение нашей задолженности. При этом скажу сразу, что проблем долга у РУСАЛа нет. Мы реструктурировали задолженность и сегодня чувствуем себя комфортно с точки зрения нашей способности выполнить все кредитные обязательства. Мы намерены и дальше придерживаться стратегии, направленной на сокращение издержек, тем более что возможности для снижения себестоимости продукции у нас еще имеются. Правда, есть составляющие себестоимости, которые вне нашего контроля и демонстрируют устойчивую тенденцию к росту. В частности, дорожает нефть, растет цена на коксующийся уголь, на пек. При этом, даже если нам удастся удерживать себестоимость на текущем уровне, мы уже будем в существенном отрыве от других участников конкурентной гонки. Здесь же стоит отметить, что конкуренты тоже не дремлют: на Ближнем Востоке строятся заводы, которые будут работать на дешевом газе. Большой производственный комплекс возводится в Индии. Поэтому нам важно не останавливаться на достигнутом и двигаться дальше, а именно продолжать развивать технологии и вводить в строй новые мощности.
   
   - Снижение издержек - это скорее технический момент? Или человеческий фактор здесь тоже имеет значение?
   - Человеческий фактор, пожалуй, в этом вопросе ключевой. Если идеи экономии, оптимизации каких-то процессов на производстве спускаются только сверху, это попросту не работает. Нужно убедить каждого в необходимости изменений, мотивировать сотрудников вносить свои предложения, разрабатывать проекты улучшений. Необходимо, чтобы весь коллектив был пропитан идеей бережливого производства. Нам в этом смысле повезло, мы знаем, что можем опереться на собственные трудовые коллективы, которые поддержали компанию в трудной ситуации. Благодаря сотрудникам РУСАЛу удалось пройти через кризис с минимальными потерями. Правда, не стоит забывать, что кризис еще не закончился, 2010 год будет весьма непростым.
   
   - Сейчас много говорят о необходимости модернизации промышленных предприятий. Какие шаги в этом направлении предпринимает РУСАЛ?
   - В компании разработана масштабная программа по модернизации производственных мощностей, которая реализуется уже не первый год. Инвестиции в эту программу сравнимы с затратами на строительство новых заводов. Модернизация только КрАЗа обошлась РУСАЛу в $300 млн. Но мы занимаемся не только модернизацией уже имеющихся мощностей, но и строительством новых. РУСАЛ первым за последние двадцать лет ввел в строй в России новое предприятие в металлургической отрасли. Речь идет о Хакасском алюминиевом заводе. Можно сказать, что это одно из самых современных в мире предприятий алюминиевой отрасли. Причем завод был построен по собственной технологии, разработанной нашими специалистами, - это РА-300. В настоящее время совместно с "Русгидро" мы заканчиваем строительство Богучанской ГЭС, активно работаем над возобновлением строительства Богучанского алюминиевого завода, на котором также будет использоваться технология РА-300. Параллельно с богучанским предприятием мы намерены достраивать Тайшетский алюминиевый завод, где будет внедряться еще более современная технология - РА-400.
   
   - Как компания пришла к необходимости разработки собственных технологий? Насколько я знаю, российская алюминиевая отрасль успешно пользовалась зарубежными разработками.
   - Действительно, отечественные предприятия всегда лишь покупали технологии у западных компаний, но эти технологии были далеко не самыми современными. При этом Россия обладает уникальной научной базой, которую можно и нужно использовать. Главное - направить энергию ученых и инженеров в правильное русло. Именно это мы и сделали, объединив несколько отраслевых научных и инженерных институтов. Уже в процессе разработки РА-300 стало понятно, что эта технология в разы дешевле зарубежных аналогов. Мы можем построить завод с капитальными затратами в $3000 на тонну продукции, в то время как лучшие западные показатели составляют не менее $5000, а в среднем $8000 - 9000. Как видите, мы стараемся идти в ногу со временем, все созданные нами технологии отвечают самым современным международным требованиям и ничем не уступают, а зачастую и превосходят те технологии, которые используют ведущие иностранные производители алюминия. Сейчас мы работаем над принципиально новой технологией производства алюминия, полностью исключающей выбросы парниковых газов. И здесь нам важно стать первыми, ведь, запатентовав ее, мы получим еще одно веское конкурентное преимущество.
   
   - А от зарубежного оборудования полностью отказались?
   - Отказываться от него не имеет смысла. Есть довольно стандартная техника, которую просто невыгодно разрабатывать заново. Но в свое время мы реализовали идею, позволившую зарубежным производителям изготовлять для нас оборудование по более низким ценам на нашей площадке. Мы сейчас много говорим о Силиконовой Долине, о технопарках. Но и в этом направлении РУСАЛ, можно сказать без лишней скромности, был первооткрывателем. Наш проект назывался "Промышленный парк "Сибирь". Мы привлекли 7 машиностроительных компаний международного уровня, все они запустили свои производства на территории Красноярского края. Это оборудование было использовано при модернизации Красноярского алюминиевого завода и при строительстве Хакасского завода.
   
   - Как вы планируете распорядиться пакетом акций ГМК "Норильский никель"? Нет ли желания его продать?
   - Для нас инвестиции в "Норильский никель" были и остаются стратегическими. Поэтому продавать эти акции мы не собираемся. Когда мы приобретали данный пакет, планировалось, что следующим шагом будет объединение двух компаний и создание диверсифицированного холдинга. Но кризис внес в эти планы свои коррективы. Тем не менее мы до сих пор считаем, что в объединении двух компаний есть огромный синергетический эффект, отвечающий интересам всех акционеров. Стоимость нашего пакета ГМК сейчас приблизилась к докризисной и в два раза превышает размер кредита, который РУСАЛ привлекал под эту покупку. Имея на балансе актив стоимостью $9 млрд при долговой нагрузке в $12 млрд, мы себя чувствуем вполне комфортно.
   
   - Какой вы видите компанию "РУСАЛ" через пять лет?
   - Наша цель - стать самой эффективной алюминиевой компанией в мире, причем не только с точки зрения производственных показателей, а и с позиций качества управления любыми процессами: это технология, охрана труда, промышленная безопасность, социальное развитие наших регионов, укрепление команды и обеспечение устойчивости нашей позиции, которая бы не зависела ни от каких потрясений. Я надеюсь, что пяти лет нам на это хватит.