Уполномоченные бдения

Так случайно совпало, что двухлетие кириенковского дефолта отмечается почти в то же время, что и сто дней путинского президентства. Однако у этих событий есть кое-что общее. Мало кто нанес такой сокрушительный удар по сформированной при Борисе Ельцине банковской системе, как Сергей Кириенко (заявлением от 17 августа) и Владимир Путин (федеральной реформой).

Действия Кириенко привели к тому, что от банков отвернулись иностранные кредиторы и вкладчики. А из-за Путина банки лишились еще одного ресурса - муниципальных бюджетов. Причем даже не пришлось повсеместно внедрять систему казначейского исполнения бюджета (что, возможно, еще впереди). Просто региональным властям теперь становится значительно труднее размещать щедрые депозиты. Зато потребность в кредитах, напротив, существенно возрастает.

Используя грубую, но по-крестьянски точную метафору Егора Строева, можно сказать, что путинская федеральная и налоговая реформы оскопили столь развитый и процветавший прежде институт уполномоченных банков. Вернее, уполномоченные-то остались, но сладкая миссия по сбору средств, полагающихся бюджету того или иного субъекта Федерации, теперь все чаще и чаще будет заменяться их (т.е. средств) раздачей.

В связи с этим показательно недавнее решение московской мэрии об утверждении нового списка уполномоченных банков. Подчиненные Юрия Лужкова проявили чудеса политической толерантности и, невзирая на неоднократные критические замечания своего начальника в адрес пресловутой "семьи", включили в список МДМ-банк - опорный банк столь ненавидимых лидерами блока "Отечество - Вся Россия" Романа Абрамовича и Александра Мамута. Тут уже не до политики, когда надо спасать столичный бюджет. А МДМ-банк обладает подходящими для этого ресурсами. В столичной мэрии были настолько заинтересованы в МДМ, что поспешили избавить его от возможных конкурентов, принеся в жертву даже Банк Москвы.

Вполне возможно, что примеру столицы последуют и в других городах и весях, доверив свои бюджетные счета не местным банкам, чья валюта баланса точь-в-точь соответствует объему муниципальной казны, а крупным общефедеральным финансовым институтам. Очевидно, что в гораздо большей степени будут востребованы услуги банков с госучастием. В первую очередь, конечно, Сбербанка.

Хотя и у Внешторгбанка есть шанс приобщиться к обслуживанию муниципальных бюджетов. Ведь, покупая "Мост", ВТБ приобрел не только достаточно продвинутые ритейловые технологии, но и далеко не самую худшую систему обслуживания бюджетных счетов. Напомним, что Мост-банк был одним из главных уполномоченных банков Москвы, работал со счетами ГТК.

Наряду с ВТБ наверняка изъявит желание поработать с местными администрациями и вновь создаваемый Российский банк развития (РБР). Тем более что на этот банк сделали ставку весьма влиятельные и близкие к Кремлю фигуры (утверждается, например, что идею создания РБР активно лоббирует все тот же Мамут). Поэтому вполне возможно, что путинские "генерал-губернаторы" (ну разве что за исключением Сергея Кириенко) будут настойчиво рекомендовать "обычным" губернаторам переводить бюджетные счета в РБР.

Впрочем, хотя тенденция к отстранению частных банков от обслуживания государственных (федеральных, муниципальных и т.п.) финансов и имеет место быть, ее не стоит преувеличивать. Например, Россельхозбанк, призванный стать главным государственным агентом по финансированию села и сменить на этом поприще так и не справившийся с данной задачей частный "СБС-Агро", до сих пор не заработал. Так что, по всей видимости, деньги на уборочную пойдут если не через почивший в бозе "СБС-Агро", то через его "подельников" по фонду льготного кредитования АПК, вроде Альфа-банка и "Возрождения".

Военный банк в отличие от РСХБ работает. Только едва ли ему удастся, как это задумывалось ранее, аккумулировать все средства, идущие на столь востребованную сейчас оборонку. В конце июля Путин уволил главного идеолога экспансии Военного банка -начальника вооружения ВС Анатолия Ситнова.

Согласно общепринятой версии Ситнов пострадал из-за конфликта между министром обороны Игорем Сергеевым и начальником Генштаба Анатолием Квашниным. Однако вполне возможно, что в "заклании" минобороновского завхоза приняли участие и банкиры, которые могли бы остаться без "оборонных" денег в случае укрупнения Военного банка. Надо сказать, что с оборонкой в той или иной степени связаны все частные банки, близкие к Кремлю. И МДМ, и "Альфа", и Промышленно-строительный.

Не менее успешно решается задача по недопущению национализации финансовых потоков Минатома. Деятельность Конверсбанка, опорного банка атомной отрасли, после увольнения его председателя правления Николая Писемского фактически парализована. И, судя по всему, основная борьба за обслуживание таких миллиардных проектов, как утилизация оружейного плутония и т.п., развернется между МДМ-банком и "Альфой".

Ну а кроме того, пока в распоряжении "частников" остаются счета таможен. (По крайней мере, даже если Алексею Кудрину и удастся реализовать задуманное, перевод счетов ГТК в казначейство состоится не раньше ноября.) А это, как говаривал один рекламный герой, "неплохая прибавка к пенсии". Ежегодный объем таможенных платежей оценивается в $9 млрд. Не случайно прошлой осенью Мост-банк так сопротивлялся попыткам ГТК пересмотреть его право обслуживать Шереметьевскую таможню. И, кстати, как раз после этого инцидента всплыла информация о том, что МДМ и Собинбанк причастны к отмыванию денег через Bank of New York. Поднятая тогда шумиха мало чем помогла "Мосту", хотя и серьезно подпортила бизнес "Собину". Зато кто уж точно выиграл, так это БалтОНЭКСИМбанк. Если бы Минфин и ГТК не отказались в результате от проведения тендера, Северо-Западное таможенное управление, которое обслуживал БалтОНЭКСИМ, точно ушло бы к другому банку. БалтОНЭКСИМ не вписывался по размеру собственного капитала. Но московский скандал отвлек таможенное руководство от проблем своих питерских коллег. В результате БалтОНЭКСИМ и по сей день держится на плаву и за счет денег СЗТУ помогает администрации Владимира Яковлева (в том числе и на выборах), получая взамен доступ к городской казне.

Впрочем, и упомянутый "Собин" после ухода "ЛУКойла", "Сибнефти" и прочей знаковой и состоятельной клиентуры сохраняет ликвидность главным образом благодаря таможенным деньгам. По сведениям "Ко", на Западно-Сибирское таможенное управление приходятся крупнейшие депозиты, открытые в этом банке.

Так что государственные ресурсы остаются существенным подспорьем для частных банков. А новые веяния на то и веяния, чтобы ограждаться от них в силу своей равноудаленности.

Самые бюджетные банки России (на 01.06.2000г.)

 

  Банк Город Собственный капитал, тыс. руб. Бюджетные средства, тыс. руб.
1 Сбербанк России Москва 37441765 37621231
2 Банк Москвы Москва 3037735 8825399
3 Ханты-Мансийский банк Ханты-Мансийск 212004 8741902
4 Башкредитбанк Уфа 2826442 4250510
5 Золото-Платина-Банк Екатеринбург 526381 2099618
6 СбС-АГРО Москва -32782474 2076090
7 Альфа-банк Москва 13424095 1840027
8 Ак Барс Казань 2756912 1838430
9 Балтонэксимбанк С-Пб 238290 1695454
10 Челиндбанк Челябинск 465487 1689211
11 Возрождение Москва 1194176 1680893
12 Росбанк Москва 2086230 1037079
13 Промрадтехбанк Москва 400884 1005062
14 Мост-Банк Москва 1193124 912863
15 Ермак Нижневартовск 45693 879149
16 Далькомбанк Хабаровск 155416 862499
17 МДМ-банк Москва 4650204 585534
18 Промышленно-строительный банк С-Пб 1295217 566900
19 Мосстройэкономбанк Москва 784418 470716
20 Губернский банк "Таймыр" Дудинка 31907 440565
21 Автобанк Москва 1465956 415487
22 Запсибкомбанк Тюмень 336866 367651
23 Саровбизнесбанк Саров 258984 353786
24 Комнейвабанк Новоуральск 88490 329494
25 Держава Москва 148624 300000
26 Московский Индустриальный банк Москва 968150 287145
27 Банк внешней торговли Москва 27939088 276789
28 Тасоцбанк Казань 36981 273796
29 Уральский финансовый дом Пермь 73452 257498
30 Собинбанк Москва 3898162 234411
31 Социнвестбанк Уфа 222818 232395
32 Пересвет Москва 73819 214336
33 Тарханы Пенза 100374 206305