Top.Mail.Ru
архив

Управление аномалиями

Московская объединенная электросетевая компания (МОЭСК) сделала организационные выводы из природных катаклизмов, обрушившихся на ряд регионов России в конце 2010-го - начале 2011 года.

МОЭСК
Shutterstock

С одной стороны, случившееся - сначала "ледяной дождь" в декабре, затем обильные снегопады в январе - действительно аномалия для нашей страны: погода преподносила сюрприз за сюрпризом. Такого не отмечено за всю историю метеонаблюдений. Примерно то же самое происходит сейчас в США, где "ледяные дожди" и снежные бураны обрушились на восточное побережье, оставив без тепла и света более четырех миллионов человек. Для сравнения: при аналогичном ударе стихии по России без света на несколько дней остались 300 000 человек. При этом в США подобные бедствия случаются год от года.

У российских энергетиков хватило такта признать, что одной из причин энергетического коллапса стали определенные недостатки в оперативно-технологическом управлении (ОТУ). На основе анализа ситуации минувшей зимы были разработаны программа первоочередных мер и долгосрочная программа модернизации системы ОТУ. Во-первых, изменили границы операционных зон. Дело в том, что после реформы ТЭК сложилась ситуация неоптимальная, с точки зрения закрепления того или иного оборудования за определенными диспетчерскими центрами. Случалось, что некоторые населенные пункты в Московском регионе запитывались по обходной схеме за десятки и сотни километров, в то время как по соседству имелись энергетические мощности. Теперь же четыре крупных центра питания и 13 оперативно-выездных бригад закреплены и переподчинены другим, более близким территориально диспетчерам. Кроме того, планируется перейти от 13 операционных зон к 5, с их полным оснащением современными технологиями управления сетью.

Вторая проблема, выявленная по результатам погодных аномалий, - нехватка диспетчерского состава, отвечающего за выпуск аварийных бригад на маршруты. Напомним, что минувшей зимой порой по обрывам единовременно работали до 589 бригад. Теперь диспетчерский состав расширен на 87 человек плюс подготовлен резерв в 289 человек, также способных выпускать бригады на линию.

Третий вопрос - альтернативные источники энергии. Практика показала, что еще до ликвидации обрывов надо было запитать энергией объекты социальной инфраструктуры - больницы, детские сады, школы, котельные и даже аэропорт. Чем дальше в прерванной цепочке находится обесточенный объект, тем дольше ему ждать результатов ликвидации аварии. Учтя это, МОЭСК закупила 112 передвижных дизель-генераторных установок, которые в случае необходимости можно за считанные часы двинуть в любой населенный пункт, обеспечив его энергией по временной схеме. И наконец, техника. Ее минувшей зимой катастрофически не хватало. А та, что была в наличии, не могла работать в условиях болот, не успевших замерзнуть под глубоким покровом снега. К будущей зиме аварийные бригады подготовились соответственно. Закуплено 115 единиц высокопроходимой техники - бульдозеры, автокраны, автогидроподъемники, бурильные машины и т.п. Так что теперь у аварийщиков имеется в общей сложности 702 единицы техники, находящейся на круглосуточном дежурстве по всему Московскому региону.

Все указанные выше меры не только могут помочь энергетикам противостоять капризам русской зимы, но и дадут им возможность сократить до минимума сроки ликвидации обрывов и прочих аварий. В перспективе - лет через пять на ликвидацию аварий будет уходить в среднем менее часа. Такой показатель соответствует уровню одного из самых развитых мегаполисов мира, каким является Москва.


Еще по теме