Управленцы собянинского типа

Милана Давыдова,
главный редактор
Журнала «Компания»

Итак, новое правительство сформировано. Обновилось оно больше чем наполовину, и, судя по всему, интересы братьев Ротенбергов, семьи Ковальчуков, Геннадия Тимченко и Сергея Собянина сбалансированы. Никто не в обиде. Вместо питерских в Белый дом въехали по большей части тюменские и казанские.

Самая неожиданная кандидатура — это вице-премьер Марат Хуснуллин. После огромного количества компромата на него и его семью, схем по освоению московских бюджетов и спорной реновации пойти на повышение — это «высший пилотаж».

«Совершенно точно можно сказать, что получено одобрение со стороны высшего руководства страны, со стороны Владимира Путина и Совбеза, на масштабирование московского опыта в России. В частности, опыта реновации и реализации нацпроектов — и то, и другое в Москве работает лучше. Реновацией и инфраструктурными проектами в правительстве будет заниматься Хуснуллин, а мониторингом нацпроектов — Решетников», — говорит Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета. При этом нельзя сказать, что это усиливает именно Собянина. Если бы в правительство назначили Ракову, основания для подобных выводов были бы. Но Хуснуллин — это выходец из Татарстана и представляет интересы группы Ротенбергов, у которой есть запрос на реновацию и инфраструктуру.

И с Решетниковым тоже не все так просто. Переназначенный глава Минприроды — креатура братьев Ковальчуков, а назначенный вице-премьером Дмитрий Чернышенко в свое время возглавлял компанию Геннадия Тимченко Volga Group. Есть абсолютно новые фамилии, и их принадлежность к тем или иным группам станет известна позднее.

Борис Макаренко из Центра политических технологий отдает дань в новых перестановках мэру Москвы Сергею Собянину: «Мэр Москвы вырастил целую плеяду управленцев нового типа, и Хуснуллин с Решетниковым — из их числа».

Очевидно, что смысл перестановок в правительстве в целом — смена идеологической парадигмы. Павел Данилин, директор Центра политического анализа, резюмирует: «При Медведеве политика определялась известной формулировкой "Денег нет, но вы держитесь". Правительство Медведева действовало в условиях нехватки ресурсов и внешнего давления. Сейчас давление остается, но о нехватке ресурсов говорить уже нельзя: есть профицит бюджета, есть какие-то признаки роста экономики. Это позволяет вернуться к реализации проектов, отложенных в 2014 году, в частности, инфраструктурных: мосты, дороги и т.п. И назначение Белоусова и Борисова свидетельствует как раз об этом.

Задача Мишустина не меняется. Да, он собирал деньги, а теперь задача — их так же бесперебойно раздавать, но важно, чтобы поток не дербанили. И тут он на своем месте».