Top.Mail.Ru
архив

Упущенные инвестиции

Экономика России развивается сейчас быстрыми темпами, поэтому многие начинают забывать, что застарелые проблемы инвестиционного климата в стране до сих пор не решены. В то время как чиновники рапортуют о беспрецедентном росте зарубежных инвестиций, далеко не все иностранные бизнесмены готовы без оглядки вкладывать сюда деньги: многие помнят опыт начала и середины 1990-х годов, когда средства инвесторов буквально растворялись, обогащая мошенников и чиновников. Глядя на цифры поступивших в Россию иностранных капиталовложений, надо помнить, что еще большие суммы российская экономика недополучила. Хотя могла бы – помешали коррупция, бюрократия и несовершенство законодательства.

«Скажите, весь бизнес у вас построен на кумовстве и дружбе?» – спросила председатель совета директоров Delta Private Equity Partners Патриция Клоэрти бизнесменов, собравшихся на конференции «Прямые инвестиции в развивающиеся рынки». Она отслеживает состояние российского рынка уже более десяти лет, отмечая, что за это время бизнес в стране стал более прозрачным, однако решение целого ряда важных проблем осталось на уровне начала 1990-х годов. С этим согласны представители многих западных инвестструктур. Так, по мнению главы компании Hermitage Fund Уильяма Броудера, инвестиционная ситуация в стране за последние годы изменилась в лучшую сторону: «раньше она была ужасной, а стала просто плохой». Вполне возможно, столь критический взгляд на российскую действительность, идущий вразрез с официальной точкой зрения властей, и стал причиной того, что с середины ноября Броудер не может получить российскую визу. «Его комментарии по поводу этой ситуации (инвестиционного климата. – Прим. «Ко») могут иметь для иностранных инвесторов больший вес, чем тщательно спланированные PR-акции по улучшению имиджа России в глазах инвестиционного сообщества», – говорит заместитель генерального директора УК «Алемар» Дмитрий Ретунских. Причем отказ Броудеру во въезде он называет «примером прямого давления на иностранных инвесторов со стороны государства», отмечая, что это далеко не единичный случай.

 

Все хорошо, прекрасная маркиза

 

Тем временем правительство продолжает рапортовать о росте инвестиционной привлекательности России: по данным Росстата, объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в I квартале 2006 года, составил $8,8 млрд и увеличился на 46% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года. При этом прямые иностранные инвестиции за тот же период составили $3,8 млрд и выросли в два раза по сравнению с I кварталом 2005 года. По прогнозам министра финансов Алексея Кудрина, приток прямых иностранных инвестиций продолжится, и в 2008 году он может составить $25 млрд. В целом накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике к концу марта 2006 года составил $113,8 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2005-го он увеличился на 33,7%.

Комментируя данные Росстата, глава экспертного управления Администрации президента Аркадий Дворкович отметил, что наряду с увеличением притока вложений меняется и их структура. «Речь уже идет не только о нефтегазовом секторе, телекоммуникациях и табачной промышленности, как это было в последние годы, но и о широком спектре отраслей пищевой промышленности, лесопромышленного комплекса, химпрома и машиностроения», – уточнил Дворкович. Правительство, по его словам, будет стимулировать инвестиции не только изменением законодательства, но и «точечными мерами»: повышением ликвидности финансовых рынков и развитием новых инструментов – особых экономических зон, концессий, технопарков и венчурных фондов. «Так что все идет неплохо», – заключил глава экспертного управления.

По данным Института мировой экономики и международных отношений РАН, за период 1999 – 2005 годов ВВП России увеличился почти на 57%, а среднегодовой темп прироста составил 6,6%. Это более чем вдвое превышает среднегодовые темпы роста мировой экономики, которые за тот же период прибавляли в среднем по 3% в год. При этом фондовый рынок демонстрирует поистине рекордные темпы: только за последние два года его капитализация утроилась, а некоторые крупные госкомпании, такие как «Газпром», и вовсе подорожали за этот период более чем в пять раз. Такой прибыли иностранцы наверняка не получили бы ни на одном из «классических» рынков.

Несмотря на прогнозы отдельных российских и иностранных экономистов, обещающих отечественной экономике очередной дефолт, угроза глобального кризиса становится все более призрачной. Обеспечить устойчивость на случай глобальных потрясений призван Стабилизационный фонд, объем которого на 1 июня 2006 года составил 1,929 млрд руб. По состоянию на середину июня золотовалютные резервы страны превысили $244 млрд. По этому показателю Россия вышла на четвертое место в мире после Китая, Японии и Тайваня. Первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев полагает, что уже к концу года у России есть все шансы выйти по этому показателю на третье место в мире: «Можно предположить, что во втором полугодии мы будем прибавлять по $5 – 6 млрд ежемесячно при условии неснижения цен на наш экспорт», – говорит представитель Банка России. Объем государственного внешнего долга за минувший год уменьшился на $37,6 млрд и составил чуть более 10% ВВП, в денежном выражении это $75 млрд. На этом фоне Россия получает очередные рейтинги от международных агентств: в мае Moody's повысило кредитный рейтинг России по обязательствам в иностранной валюте до «А2» с «Ваа2». Но это был лишь технический пересмотр – Moody's в очередной раз изменило методологию присвоения суверенных рейтингов, в результате чего сразу 70 стран получили более высокие рейтинги. Однако эксперты ожидают, что в скором времени рейтинг уровня «А» будет присвоен и двумя другими агентствами – Standard & Poor's и Fitch.

 

Только кобыла околела

 

Интересно, что, несмотря на увеличение инвестиций, темпы роста экономики страны начинают постепенно замедляться: в 2003 году они составляли 7,3%, в 2004-м – 7,2%, а 2005-м – уже 6,4%. По прогнозам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, в 2006 году рост ВВП не превысит 6,1%, а в 2007-м темпы развития экономики замедлятся до 5,7%. Как отмечает руководитель Альфа-Банка Петр Авен, по сравнению со странами Восточной Европы и СНГ российская экономика по многим показателям сегодня далека от совершенства: имея средний экономический рост, страна не догоняет даже Чехию или Польшу, не говоря уже о бурно растущем Казахстане, экономика которого за пять лет выросла на 63%.

Россию обычно сравнивают с такими странами, как Бразилия, Китай и Индия, которые входят в так называемую группу БРИК. «К сожалению, Россия занимает в ней очень невысокое место. Что говорит о том, что по сравнению с этими странами мы недополучаем той существенной доли инвестиционных потоков, которую могли бы потенциально получить», – отмечает заместитель генерального директора УК «Алемар» Дмитрий Ретунских. Согласно исследованию, проведенному в начале года PricewaterhouseCoopers, 71% из 1400 опрошенных глав компаний, представляющих 45 стран мира, намерены в ближайшие три года развивать свой бизнес как минимум в одной из стран БРИК. При этом наибольший интерес у 78% респондентов из этой выборки вызывает Китай, открывающий возможности для снижения затрат и повышения производительности. 64% топ-менеджеров проявляют интерес к Индии, привлекающей своей квалифицированной и дешевой рабочей силой. Россия и Бразилия поделили третье и четвертое место с результатом 48% и 46% соответственно. «Президенты крупнейших компаний мира не сочли Россию идеальным местом для развития рабочей силы и производства. И хотя руководители отечественных компаний более оптимистично настроены в этом отношении, все же очевидно, что существует реальная необходимость разработки и коммуникации такой стратегии привлечения инвестиций в Россию, которая представляла бы интерес для международного бизнес-сообщества», – считает гендиректор PricewaterhouseCoopers в России Майк Кубина.

Эксперты швейцарского Международного института развития менеджмента (IMD) в мае текущего года составили очередной ежегодный рейтинг конкурентоспособности ведущих экономик мира. В нем Россия, как и год назад, оказалась в самом конце списка – 54-е место из 61 страны. В то время как ее основные конкуренты в борьбе за иностранные инвестиции – Индия и Китай – были признаны самыми динамично развивающимися. За прошедший год они значительно упрочили свои позиции: Китай смог подняться с 31-го на 19-е место, а Индия – с 39-го на 29-е место. В рейтинге дружественных инвестиций государств (Capital Hospitality Index), который публикуется Forbes, Россия находится на 103-м месте из 135 возможных. Хуже только Украина, Белоруссия, Ангола, Гаити, Лаос, Зимбабве, Того, Венесуэла, Иран, Чад, Вьетнам и еще несколько стран. Примечательно, что две республики бывшего Союза – Латвия и Литва – серьезно обошли Россию, занимая 22-е и 29-е места соответственно. Самыми благоприятными для инвесторов признаны Дания, Финляндия, Исландия, США, Великобритания и Сингапур.

 

Страхи иностранцев

 

Сами иностранцы, говоря об инвестировании в Россию, выделяют следующие проблемы: «это и вопросы ликвидности, и права собственности», – перечисляет Патриция Клоэрти из Delta Private Equity Partners. По ее словам, российские предприниматели до сих пор рассматривают право собственности на промышленные объекты как возможность получить доступ к финансовым потокам. О долгосрочной перспективе развития бизнеса в стране пока мало кто думает. Лишним подтверждением неуверенности отечественного предпринимателя в завтрашнем дне является высокая доля иностранных инвестиций, поступающих в страну из офшорных зон. Зачастую российский бизнес предпочитает заходить на собственный рынок под видом иностранцев, стремясь «подстраховать» свои инвестиции от разного рода страновых рисков. В подтверждение этой версии можно привести и структуру собственности значительного количества российских компаний: реальные владельцы предпочитают «не светиться», скрываясь за подставными фигурами. Конечно, ситуация меняется, отечественные компании выходят на международные рынки капитала и вынуждены раскрывать истинных владельцев, но это происходит скорее по необходимости, нежели из-за желания сделать бизнес более прозрачным. Партнер Pacific Corporate Group Стивен Мосли указывает на недостаточные темпы роста собственного капитала, а в перспективе на возможное возникновение проблемы с рабочей силой, вызванной демографическим кризисом. Все это в значительной степени снижает инвестиционную привлекательность российской экономики, однако не являлось бы серьезным сдерживающим фактором на пути инвесторов в Россию, если бы не целый комплекс других трудностей. Управляющий партнер ЗАО «ФинЭкспертиза – Капитал» Михаил Чучкевич условно выделяет «большую тройку» проблем, в которую входят бюрократия, коррупция и несовершенство законодательства. Напомним, что согласно исследованиям Transparency International,* по уровню коррупции Россия занимает 126-е место из 159 возможных. По оценкам World Economic Forum, по взяточничеству среди чиновников наша страна находится на 85-м месте из 108, по защите собственности – на 88-м из 108, а что касается независимости судов – России отведено 84-е место из 102. Картина, прямо скажем, удручающая. Это, похоже, стали понимать и в Кремле, по крайней мере такой вывод следует из череды недавних громких отставок в правоохранительных органах и заявлений ряда чиновников. Но проблема с коррупцией возникла отнюдь не вчера, и начинать бороться с ней надо было гораздо раньше. Сколько инвестиций Россия потеряла только «благодаря» вольготному положению ряда чиновников, эксперты подсчитать не берутся.

Складывается такое впечатление, что в отличие от многих других стран российские власти вовсе и не заинтересованы в приходе иностранных инвесторов. «В США практически каждый штат имеет департамент по привлечению инвестиций, зачастую с зарубежными представительствами (например, инвестиционный департамент штата Огайо имеет офисы в шести странах). В России примерами конструктивного подхода к привлечению инвестиций являются Санкт-Петербург, Пермский край и Калининградская область», – рассказывает Михаил Чучкевич из ЗАО «ФинЭкспертиза – Капитал». Помимо этого у нас, как когда-то в Советском Союзе, где «в нагрузку» к дефицитным продуктам в обязательном порядке давали кильку в томатном соусе, иностранным инвесторам предлагается взять на себя целый комплекс социальных обязательств. «В России многие инвестиционные проекты имеют социальные «отягощения», в то время как, например, в эмирате Дубай или близкой нашему сердцу Чехии, муниципальные власти стремятся избавить инвесторов от всех непрофильных забот. Для более эффективного привлечения иностранных инвестиций государство должно подготовить площадку, создать инфраструктуру, а лишь затем ожидать притока значительных инвестиций», – полагает Михаил Чучкевич.

 

Волков бояться – в лес не ходить

 

«Конечно, нельзя сказать, что если бы все было хорошо, то в страну пришло бы больше на 200% или 300% средств инвесторов – слишком многофакторная задача. Одно можно сказать точно – объем инвестиций был бы значительно выше, чем сейчас», – говорит Дмитрий Ретунских из УК «Алемар».

Хотя и нынешняя ситуация внушает оптимизм. «Несмотря на то что инвестиционный климат в России по-прежнему считается западными инвесторами недостаточно прозрачным, их интерес к российским рынкам значительно вырос по сравнению с ситуацией, которая была еще два-три года назад», – признает председатель правления Абсолют Банка Николай Сидоров. Этому во многом способствовал успешный опыт тех, кто вышел на наш рынок в прошлом и позапрошлом годах и получает сейчас хорошую доходность. «Как говорится, «волков бояться – в лес не ходить» – иностранцы открывают и увеличивают лимиты на Россию, считая сочетание «риск – доходность» этих инвестиций для себя достаточно удовлетворительным на текущий момент», – отмечает Николай Сидоров. – По мере стабилизации общеэкономической ситуации, повышения культуры бизнеса и совершенствования законодательной базы инвестиционный климат в стране будет теплеть». А что касается темпов привлечения инвестиций, по которым Россия пока отстает от Китая и Индии, то эксперты указывают на то, что наша страна значительно обгоняет конкурентов по группе БРИК по таким показателям, как размер бюджетного профицита, практически не уступая им по «легкости ведения бизнеса».

«В периоды столь сложной реструктуризации всех систем такого огромного государства, как Россия, ожидать отсутствия бюрократии, наличия качественных законов было бы по крайней мере странным, – признает Чучкевич. – Надо отдать должное финансовым консультантам и инвестиционным менеджерам, которые в столь сложный период сумели привлечь довольно значительный объем инвестиций и даже поднять кредитный рейтинг страны».

 


* Признана в России иноагентом, деятельность организации признана нежелательной на территории РФ.

Еще по теме