Уроки фехтования
Торговая война, спровоцированная решением администрации Джорджа Буша закрыть иностранным компаниям доступ на американский рынок стали, вступила в новую стадию. Все попытки пристыдить или напугать американцев дали вполне предсказуемый нулевой эффект, и потерпевшие страны перешли к активным оборонительным действиям.
На днях Европейская комиссия объявила о том, что с 3 апреля 2002 года в странах ЕС вводятся защитные пошлины на 15 видов стали (от 14,6% до 26%). Аргументируя необходимость данной меры, европейцы ссылаются на расчеты, согласно которым в результате действий США на мировом рынке образовался избыток в 15 млн тонн стали. Наиболее вероятным полюсом притяжения для этой стальной лавины являются рынки развитых европейских стран. Если она действительно накроет Европу, то местные сталелитейные компании не спасет даже высочайшая производительность труда.
Аналогичные шаги предпринимают и другие крупные импортеры. К полному закрытию внутренних рынков уже готовы Канада и Мексика. В обеих странах возбуждены превентивные антидемпинговые расследования, и в случае необходимости импортные поставки будут заблокированы в считанные дни. Перестраховщики из правительства Малайзии, не мудрствуя лукаво, ввели 50-процентную пошлину, хотя ранее обещали ограничиться 25%.
Впрочем, оппоненты США заняты не только оборонительными маневрами – они готовят контрудары. Наибольшую изощренность в этом деле проявили европейцы. Оскорбленные отказом администрации США компенсировать $2 млрд убытков, страны ЕС разработали план нанесения точечных ударов по американским отраслям, сосредоточенным в прореспубликанских штатах. В список товаров, которые европейцы собираются обложить ответными пошлинами, включены, в частности, продукция текстильной и сталелитейной отраслей, мотоциклы Harley-Davidson, апельсиновый сок. В результате от санкций ЕС больше всего пострадают Северная и Южная Каролина, Западная Виргиния, Флорида и Висконсин, которые особенно важны для республиканцев в преддверии осенних выборов в палату представителей конгресса США. Впрочем, в настоящий момент эти ссоры давних союзников для России уже неактуальны.
Использовав козырной «куриный» туз, Москва сумела достигнуть предварительного компромисса с США в вопросе о поставках стали. Отечественные сталелитейные компании больше обеспокоены общим сжатием мирового рынка, по которому прокатилась волна протекционизма. Российская сталь успела стать «персоной нон-грата» в Китае, где недавно началось антидемпинговое расследование, направленное против российских компаний-экспортеров. Если договориться с Пекином не удастся, то в придачу к $600 млн, потерянным на американском рынке, российские сталелитейные компании лишатся еще около $200 млн на китайском рынке. Если прибавить к этому потери от сокращения экспорта в Европу (порядка 200 млн евро) и в другие страны (около $300 млн), то общие потери отечественных сталелитейных компаний в 2002 году составят $1,3 млрд. Какие бы действия ни предпринимали в этой ситуации российские компании, налицо явные предпосылки для затяжного отраслевого кризиса. Выживут после него только самые стойкие. Остальные будут съедены конкурентами во славу принципов «свободной торговли».