Уроки украинского
Две недели, прошедшие с начала украинского политического кризиса, образуют весьма скудную историческую дистанцию. Но некоторые уроки из произошедшего извлечь уже можно. И главный из них для России состоит не только в том, что ей следует быть осмотрительнее в выборе форм и методов поддержки своих фаворитов за рубежом. Гораздо важнее понять причины стремительного превращения Украины из тихой заводи мировой политики в кипящий котел. Сколь бы ни было сильно искушение приписать главную роль в этой трансформации внешним силам, от него придется отказаться. Просто потому, что, сколько рублей или долларов в костер не подкидывай, – котел не закипит, если в нем нечему кипеть. Именно поэтому полезно повнимательнее присмотреться к итогам двухсрочного президентства Леонида Кучмы.
Самое поразительное, что даже очень пристальный взгляд вряд ли позволит их различить. Ни одно из предвыборных обещаний, например о проведении административно-территориальной реформы или придании государственного статуса русскому языку, президент не выполнил. Впрочем, не это самое важное. Выборы – дело лукавое, всякий согрешить может. Дело в другом. За все десять лет президентства Кучмы не было сделано практически ничего. Президента Украины можно назвать выдающимся специалистом по «замораживанию» проблем. Экономический подъем на Украине в последние два года происходил фактически вопреки политике правительства. В своем недавнем отчете ЕБРР назвал Украину в числе самых медлительных реформаторов среди бывших стран Советского Союза. Несмотря на двузначные темпы роста, Украина по-прежнему почти наполовину беднее, чем в конце 1980-х годов, точке отсчета реформ. Показатели Украины ниже даже средних по всему региону, который включает 27 стран Европы и Центральной Азии. В среднем эти страны восстановили свою экономику на 90%, Украина всего на 60%. По мнению банка, высокий уровень роста, а в этом году он может достигнуть 12 – 13%, не удастся удержать, если страна не изменит инвестиционный климат.
Самое интересное, что в России складывается сходная ситуация. Почти все реформы, заявленные во время предвыборной компании Путина в 2000 году, либо приостановлены, либо превратились в свою противоположность. Вместо реструктуризации госмонополий происходит резкое усиление роли госкомпаний. При этом дорогой рубль и отсутствие реформ вгоняют экономику в стагнацию. В сентябре промышленное производство выросло всего на 3,5% – это самый низкий показатель с декабря 2002 года. Реформа ЖКХ стоит, военная – по сути выхолощена, пенсионная реформа провалилась, а административная проведена так, что лучше бы ее вообще не начинали.
Интересно, что замораживание социально-экономических проблем на Украине и в России сопровождалось резким усилением государственного контроля над СМИ и смещением центра политической борьбы из публичных представительных органов «под ковер», в кулуары президентских администраций и министерские кабинеты. Во время предвыборной компании на Украине из этой гремучей смеси возникала та атмосфера общественного раздражения, которую не объяснишь никакими происками политтехнологов в погонах и без таковых (последние попросту подсушили фитиль). Критическая масса украинских граждан поняли, что власть считает их идиотами, и возмутилась. И после этого дело было уже не в Ющенко или Януковиче, Бжезинском или Павловском. И даже не в Западе или Востоке. Просто народ захотел, что бы с ним считались. Заварится ли такой крутой бульон в России, будет ли он замешан на ультранационалистических идеях, зависит сейчас от способности Кремля извлекать уроки из кризисов.