Ушастый бизнес

18.05.201600:00

Производство крольчатины превращается в перспективное направление. В эту сферу приходят инвесторы разного калибра.

В прошлом году во Владимирской области, к примеру, открылась ферма «Ковровский кролик» на 8000 кроликоматок. Несколькими годами ранее был запущен промышленный комплекс «Русский кролик». Но основными драйверами роста по-прежнему остаются личные подсобные и фермерские хозяйства. «Ко» узнал, сколько может приносить кроличья ферма и каких затрат требует этот вид бизнеса. 

Любовь и кролики 

В небольших загонах серые кролики уплетают капусту и морковь. Те, кто уже наелся, греются на солнце. Сергей Ушанов, владелец личного подсобного хозяйства «Ушастый фермер», берет за уши самого крупного. «Мясо животных, разводимых в свободном выгуле, отличается красноватым оттенком», – поясняет он. В своем хозяйстве Ушанов использует популярную в Европе, но малоизвестную в России технологию free range. Его питомцы живут не в клетках, а в загонах на свежем воздухе. «Они могут находиться в помещении, в любое время выйти в загон, пощипать травку и вернуться», – добавляет он. За пять лет Ушанов довел свое поголовье с 60 до 300 кроликов. На этой символической цифре его личное подсобное хозяйство перестало быть увлечением, а стало полноценным малым бизнесом. 

Несмотря на то, что Ушанов родился в Санкт-Петербурге, его всегда тянуло к природе. «Это, видимо, заложено на генетическом уровне», – поясняет он. Его отец вырос в деревне, дед всю жизнь прожил на земле. На лето маленького Сергея отвозили к нему в поселок Форносово. Там он возился с кроликами и помогал на грядках. После школы Ушанов поступил в радиотехнический колледж. Он окончил его в 1999-м, но учиться не перестал: получил высшее юридическое образование в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете. Сергей успел поработать помощником юриста и таможенным брокером. Последние девять лет он трудится на крупнейшем в России заводе – производителе очистных сооружений, станций водоподготовки питьевой и технической воды «Флотенк». Сюда Ушанов устроился без всякого блата – пришел обычным менеджером по транспорту, затем перевелся в отдел снабжения, вскоре дорос до директора по логистике. После того как Ушанов предложил руководству закупать оборудование через электронные торги, его назначили руководителем отдела тендеров. 

Разводить кроликов Сергей Ушанов начал из неудовлетворенной потребности – дети страдали пищевой аллергией, а кормить их замороженным мясом китайского кролика, который плыл до таможни один-два месяца, не хотелось. В 2010 г. он привез из Германии пару калифорнийских кроликов (сейчас один такой кролик стоит 75 евро). «Эта порода непривередлива в содержании, приносит приплод от 8 до 10 и больше кроликов», – объясняет он. Искать землю под ферму не было нужды – в наследство от дедушки достался участок в Форносово. За пару лет до этого на взятую в банке ипотеку Сергей построил на нем дом и перевез ближе к природе семью. Принятые в российском кролиководстве методы разведения Ушанов отверг почти сразу – если знаменитые клетки советского академика Игоря Михайлова легко купить в России, за хорошими ангарами надо ехать в Европу. Такие дополнительные траты не входили в его планы. 

С технологией free range начинающий фермер познакомился на специализированной выставке в Словакии, на которой оказался во время служебной командировки. Идея содержать кроликов в свободном выгуле сначала показалась рискованной – если заболеет один, эпидемия охватит все поголовье. Но Ушанов нашел выход – сделал пару загонов 3х3 м и расположил их на приличном расстоянии друг от друга. Первое оборудование он тоже закупил за границей. «Потом я стал заниматься плагиатом: помогло первое образование – разбирал купленные устройства, закупал детали и с нуля делал новые образцы, по ходу усовершенствуя их», – вспоминает он. Сергей почти сразу внедрил в хозяйство системы автоматической подачи корма, воды и электроэнергии, тем самым упростив содержание кроличьего поголовья. В первый год работы фермер продал около 120 кг мяса (60 кроликов) на 80 000 руб. С 2013 г. у него, помимо постоянных клиентов, появились новые каналы сбыта – пара-тройка областных магазинов. 

Технология free range, по словам Ушанова, не требует крупных расходов. Статус личного подсобного хозяйства освобождает фермера от уплаты налогов, но накладывает ряд ограничений – нельзя нанимать дополнительный персонал, поголовье не должно превышать 500 кроликов. Ветеринарные затраты минимальны – ежемесячный анализ экскрементов, например, стоит 1000 руб., вакцинация – 9600 руб. (одна ампула за 320 руб. рассчитана на 10 кроликов). Меню кроликов зависит от сезона – осенью расходы сокращаются за счет урожая яблок и груш из собственного сада. Сено и еловые ветки Ушановы (на ферме трудится вся семья – родители и жена Сергея) заготавливают сами. Если по каким-то причинам не успевают, недостающее покупают у местных фермеров. Морковь и капусту им поставляют соседние совхозы. По договоренности с местным хлебозаводом Сергей забирает черствый хлеб, из которого потом делает сухари. «Предприятию дешевле отдать хлеб нам, чем утилизировать самим», – поясняет он. 

Сейчас на территории «Ушастого фермера» девять загонов – на одном участке содержится до 30–40 кроликов. В общей сложности за пять лет Сергей потратил на их обустройство 360 000 руб. (постройка одного загона стоит 40 000 руб.). «Стараемся обходиться теми средствами, которые уже заработали, – говорит он. – Развиваемся медленно – для быстрого развития нужны инвестиции. Если они есть, кроличью ферму можно запустить за год». Кредит, по его мнению, не самый лучший способ развить свое дело. Сейчас российские банки предлагают ставку в 8,5–18% годовых. «Но в Европе начинающим фермерам, помимо субсидии, кредит выдают под 0,5%», – сравнивает Сергей.  

На самоокупаемость у «Ушастого фермера» получилось выйти в прошлом году – тогда было продано 1200 кг мяса на сумму 720 000 руб. и 65 живых кроликов на сумму свыше 40 000–50 000 руб. Кроме калифорнийского кролика, Сергей Ушанов разводит породу белый великан. «Она не для продажи, а для души, – уточняет он. – Это доказательство того, что я начал понимать в кролиководстве». За будущее своего малого бизнеса фермер спокоен: клиентская база растет, значит, пора расширяться. В этом году он намерен зарегистрировать крестьянское фермерское хозяйство – КФХ. В новом юридическом статусе придется платить налоги, зато можно нанять маркетолога и менеджеров по продажам, чтобы увеличить продажи на 20% (1440 кг мяса в год).

У фермера нет цели выйти в ритейл: «В отличие от физического лица, магазины не так заинтересованы в качестве продукции. Им проще покупать мороженого кролика», – добавляет Сергей. Он делает ставку на развитие собственной логистики – сейчас клиенты сами приезжают в Форносово. Отдельным пунктом в его планах стоит «пропагандистская работа», призванная повысить культуру потребления диетического мяса. Ушанов даже завел на YouTube собственный канал, где показывает жизнь питомцев и делится рецептами приготовления мяса. «Некоторые едят кролика по праздникам, а хотелось бы, чтобы он вошел в рацион россиян на постоянной основе», – делится фермер своей глобальной мечтой. 

Сибирский подход 

Владелец КФХ «Сибирский кролик» Игорь Федоров никогда не мучился философскими размышлениями, кем ему быть. Он родился в деревне Шмаковка, вырос в селе Кузнецово. С 5-го класса разводил кроликов, поэтому, когда пришла пора определиться с вузом, выбор был очевидным – зооинженерный факультет Новосибирского государственного аграрного университета. В студенчестве Федоров подрабатывал в магазине строительно-отделочных материалов продавцом-консультантом. После окончания вуза в 2006 г. он решил покончить с карьерой наемного сотрудника и работать на земле. Так будущий фермер оказался в селе Локти.  

«Кролиководство легче запустить с нуля, – объясняет Федоров интерес к этой сфере. – Можно начать с малых объемов – с небольшого поголовья кроликов без необходимости вкладывать миллионы». Федоров дальше бы следовал своей бизнес-логике, но в 2015 г. помощь пришла с неожиданной стороны – он получил грант в размере 1,25 млн руб. в рамках ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2013–2020 гг.». Недостающие для строительства животноводческого комплекса 750 000 руб. Игорь взял из личных накоплений. 

Самым сложным на старте, признается фермер, был выбор пород для разведения. «Кролики очень капризные и нежные, требуют максимум ухода и времени. Если этими моментами пренебречь, можно лишиться всего поголовья», – уточняет Федоров. На строительство и обустройство фермы у него ушел год. Вначале Федоров обошелся собственными силами и помощью родственников, а сейчас у него два сотрудника. 40 клеток для животных фермер построил по собственным чертежам. В отличие от «михайловских юрт», они устанавливаются в помещении, в котором зимой поддерживается плюсовая температура, а летом воздух кондиционируется. Фермер автоматизировал подачу воды, установив ниппельные поилки, а кормление кроликов и уборку навоза оставил пока «в ручном режиме». 

Сегодня «Сибирский кролик» представляет собой ферму площадью 1 га с крольчатником и птичником. При мучительном выборе пород Федоров остановился на рексе, серебристом, черно-буром и калифорнийском кролике. «Все они высокопродуктивны и хорошо приспособлены к суровым сибирским условиям. Порода рекс особо ценна благодаря высокому качеству меха и большому разнообразию окрасов», – рассказывает он. Когда Игорь закупил первых 40 кроликов, он понял, что молодое поголовье нужно доращивать. К концу года фермер получил по два окрола – около 20 крольчат; сейчас у него свыше 1200 кроликов. Среди основных расходов на их содержание, перечисляет Игорь, – зарплата двум работникам (50 000 руб. в месяц), газ (7000–10 000 руб. в месяц) и корм (25 000–30 000 руб. в месяц). «Рацион у кролика простой, – объясняет Федоров. – В постоянном доступе должны быть вода, качественное сено и полнорационный сбалансированный комбикорм в виде гранул ПЗК-92». Сено в «Сибирском кролике» свое – на стороне закупается комбикорм: около 1,5 т в месяц. 

Выйти на оборот в 3 млн руб. фермер планирует к концу 2016 г. Отбить вложенные инвестиции получится, по его расчетам, к середине-концу 2017 г. В прошлом году из-за строительных работ оборот фермы составил всего около 1 млн руб. 80% принесла продажа живых кроликов (1000–1500 голов молодняка). Мясо и шкурки Федоров называет «второстепенным продуктом, избытками производства». За 2015 г. ему удалось продать 600–800 кг мяса и 300–400 шкурок. При этом заказы на мех поступали со всей России – из Омска, Кемерово, Красноярска, Оренбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. Этой зимой Игорь решил подключить «куриное направление» – в месяц в продажу уходит до 600–800 инкубационных яиц чистопородных кур. В дальнейшем он собирается увеличить количество птицы в три раза и удвоить маточное поголовье кроликов. Выходить на другие региональные рынки нет смысла – «пока поголовье относительно небольшое, хватает Новосибирска и области». А дальше посмотрим, считает фермер. Он никуда не торопится. 

Клан Суровых

Ферме «Усадьба Княжичи» в Брянской области уже давно не приходится доказывать качество своей крольчатины. Из нее готовят в московских ресторанах и кафе, его закупают магазины LavkaLavka, «С ферм», «Биостори», «Фрэш» и продают на «Свенской ярмарке» и «Московской весне». За хорошей репутацией стоит целый клан во главе с Александром Суровым. Семь лет назад он прислушался к совету племянника – начать работать на себя – и ради общего дела собрал разбросанную жизнью семью Суровых (порядка 20 человек). Однако, кроме поддержки родственников, расширить усадьбу ему помогли два качества, свойственных лидерам: терпение и умение полагаться на себя. «Тогда любая помощь, в том числе от государства, будет восприниматься как подарок судьбы», – добавляет он.

Александр Суровый вырос в деревне Поконь в Брянской области. Он прошел стандартный путь советского человека – школа, армия, учеба на плотника-строителя, работа в колхозе. В 1990-е его многочисленная семья переехала в деревню Старое Каплино. Почти все Суровые работали в колхозе «Дружба». После развала «Дружбы» члены семьи практически восемь лет мыкались в поисках работы. Брались за любое дело – Суровый, например, зарабатывал на строительстве коттеджей и дач. В 2009 г. его племянник предложил открыть ферму. Так родилась идея «Усадьбы Княжичи». «Самое сложное, – вспоминает Александр, – было решиться сменить дело, которым занимаешься много лет, но которое требует постоянных командировок и вынуждает оставлять семью и хозяйство на месяцы. Сейчас все намного сложнее, но я хотя бы дома». 

Семья решила придерживаться нехитрой стратегии – прежде чем рискнуть, стоит посмотреть, как устроено хозяйство у других. На одном из подмосковных хозяйств Суровые впечатлились коровником с плазменными панелями в стойлах. Причинно-следственная связь, по словам владельца фермы, была очевидной – круглосуточный показ альпийских лугов увеличивал надои молока. Начинающие фермеры решили разводить не крупный рогатый скот, а живность поменьше – кроликов. Тогда, добавляет Александр Суровый, на прилавках было мало качественного мяса. На старте семье удалось собрать 1 млн руб. «Если бы были деньги, все построили бы значительно раньше. Но мы принципиально не стали брать кредиты и клянчить деньги у государства, – рассказывает фермер. – Обходимся только на свои: пусть медленно, зато свободно и самостоятельно».  

Первоначальные инвестиции ушли на покупку 42 га земли (шесть паев по 7 га) и строительство производственного цеха. Строили сами, свет и газ тоже провели без посторонней помощи. Также решили поступить с «михайловскими юртами»: купили две клетки, чтобы Александр Суровый мог по их образцу смастерить остальные. Сейчас на «Усадьбе Княжичи» 600 кроличьих юрт. 20 сукрольных самок и двух самцов породы белый и серый великан Александр купил на нескольких частных фермах в Подмосковье (кроме них, в усадьбе сейчас разводят французского барана, шиншиллу, калифорнийца и фландра). «Нас часто критикуют опытные кролиководы, что мы выбрали не очень рентабельную михайловскую технологию разведения – это когда кролики живут в собственных коттеджах, зимой и летом дышат свежим воздухом, – поясняет фермер. – Альтернатива – использовать ангарные технологии, где скученность кроликов на квадратный метр в разы больше, чем у нас, и понятно, что здесь любая вентиляция бессильна». 

Весна 2012 г. принесла в семью Суровых изменения. После визита в «Княжичи» губернатора Брянской области Николая Денина им, по его указанию, построили дорогу и помогли выкупить расположенные рядом 18 паев. Сейчас в собственности усадьбы более 200 га земли. На новых площадях фермеры стали выращивать траву и пшеницу. Оставалось построить свой минизавод по производству комбикорма. Он заработал год назад. Обычно своего комбикорма, сена и пшеницы хватает для прокорма поголовья в 6000 кроликов. «Но иногда приходиться докупать для молодняка, – поясняет Александр. – Сегодня корма для кроликов резко подорожали. Если раньше мы платили 14 000 руб. за тонну, сейчас – до 30 000 руб.». На газ и электричество в «Княжичах» тратят около 100 000 руб. в месяц. 

Суровый не планирует увеличивать поголовье – «это влечет за собой изменение кормового баланса в сторону покупного комбикорма, что дорого и ненадежно». Удобнее держать стандартную планку: в месяц – 1,5–2 т мяса кроликов (порядка 1000 тушек) на сумму 1,2 млн руб. За пять лет существования ферма не отбила вложенный миллион. «Прибыль – мизер», – коротко объясняет Александр. Причины легко объяснимы – вся выручка реинвестируется в развитие усадьбы и другие проекты. За это время Суровые построили и сертифицировали убойный цех, запустили газовый крематор, где сжигаются шкурки, обновили парк тракторов и комбайнов, вырыли пруд и завели в нем карпа, развели гусей, уток, кур и даже павлинов. Они запустили пекарню, открыли кафе и сеть розничных торговых точек в Москве, а сейчас строят «Город кроликов» и развивают программы семейного отдыха на своей ферме. Но это уже другой бизнес, другая история, – резюмирует Александр Суровый.