Ушли от «Мира»: последний зарубежный сервис бесконтактной оплаты отключил транзакции для россиян

29.03.202409:29

Samsung Pay, последний работавший в РФ крупный зарубежный сервис бесконтактной оплаты с помощью смартфона в одно касание, отключает финансовый функционал. Южнокорейская компания пошла на этот шаг из-за американских санкций. Samsung держался до последнего, ведь рынок России — крупнейший в Европе. При этом приостановка работы Pay-сервиса не ударит по владельцам устройств Samsung: на отечественном рынке бесконтактных платежей все еще есть альтернативы

Samsung против pay’щиков

Из-за введенных 23 февраля 2024 года блокирующих санкций США в отношении Национальной системы платежных карт (НСПК) южнокорейский Samsung с 3 апреля отключит от сервиса бесконтактной оплаты российские карты «Мир». Невозможно станет привязать новую карту, и будут удалены уже сохраненные. 

НСПК — оператор национальной платежной системы «Мир» и операционный центр системы быстрых платежей (СБП). В организации пояснили, что Samsung Pay приостанавливает партнерство с платежной системой «Мир». После 3 апреля Samsung Pay для пользователей из РФ останется доступен лишь как виртуальный кошелек для карт лояльности.

Это последний зарубежный Pay-сервис, отключивший платежный функционал для российских клиентов. Карты Visa и MasterСard отечественных банков привязать было нельзя, но он продолжал работать с картами «Мир». И делал это дольше основных конкурентов — Google Pay и Apple Pay: те приостановили работу в РФ еще в марте 2022-го.

С невозможностью оплачивать покупки российские пользователи еще одного крупного зарубежного инструмента бесконтактной оплаты — китайского Huawei Pay — столкнулись в феврале этого года. Проблемы также начались после включения НСПК в санкционный список, сообщали эксперты.

Huawei Pay работал на смартфонах Huawei и Honor, но с картами UnionPay — международной платежной системы из КНР. UnionPay отказался от сотрудничества с НСПК, в результате Pay-сервис не может проводить транзакции с российскими картами.

«Неплатежеспособная» аудитория

Корейцы держались до последнего момента, ведь российский рынок для многих зарубежных компаний — крупнейший в Европе, напомнил аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его данным, аудитория Samsung Pay насчитывала до 3 млн российских пользователей. Каждый пятый владелец смартфона южнокорейской компании пользовался этим сервисом.

«С 2022 года активность в Samsung Pay падала, а многие владельцы смартфонов южнокорейской компании уже установили Mir Pay и предпочитали проводить транзакции через российский сервис. В результате к настоящему времени Samsung Pay не является основным платежным средством. Его уход не окажет существенного влияния на рынок бесконтактных платежей в РФ», — полагает Муртазин.

Отключение платежного функционала Samsung Pay нанесет определенный, но несущественный репутационный удар по Samsung. В то же время уход зарубежных игроков дает возможность для роста российских инструментов бесконтактной оплаты, считает CEO европейского брокера Mind Money (ex. «Церих») Юлия Хандошко.

«С каждой транзакции в России Apple и Google взимали около 2%. Ведь в бытность Apple Pay и Google Pay сервисами НСПК пользовались не так часто. Поэтому комиссии уходили иностранным системам. Теперь эти деньги остаются внутри страны. И такой исход позитивно скажется на российских игроках», — добавила она.

Практически не скажется на востребованности Mir Pay и удаление одноименного приложения из Google Pay. ИТ-гигант пошел на данную меру из-за санкций, пояснили в НСПК.

«Пока на ОС Android остается возможность скачивать и устанавливать приложения из альтернативных источников, пользователям этой операционной системы доступны подсанкционные приложения — зарубежные, продолжающие работу в РФ, и отечественные, напомнил Эльдар Муртазин. «Давление на сервисы НСПК усилится, но никакого эффекта на пользователей Mir Pay не окажет», — добавил эксперт.

Лакомый «пей»

Приостановка финансовых операций зарубежными Pay-сервисами популяризирует российские инструменты бесконтактной оплаты и провоцирует их конкуренцию между собой. 

НСПК вместе с партнерами предлагает акции и повышенный кешбэк за покупки. Активный маркетинг ведут и другие продукты.

Например, доля Samsung Pay в бесконтактной оплате картами «Тинькофф» в последнее время не превышала 16%, тогда как доля Tinkoff Pay уже составляет 21%. Количество пользователей «Яндекс Пэй» за последние 12 месяцев выросла троекратно. 3,5 млн транзакций в день совершается через SberPay, к которому подключено 13 банков.

«По данным нашего сервиса “ЮKassa”, зимой 2023–2024-го доля банковских карт в общем обороте сервиса снизилась до 64% — прошлой зимой она составляла 86%. А по количеству оплат — до 66% [по сравнению с 82% годом ранее]. Доля альтернативных методов при этом составляет 36% и 34% соответственно [по сравнению с 14% от оборота и 18% от количества оплат годом ранее]», — сообщил «Компании» PR-директор ЮMoney Семен Селиванов.

Для пользователей Apple предусмотрена оплата покупок на кассе по QR-коду или по NFC-табличке, это единственные варианты бесконтактных платежей без использования пластика — банковских карт или платежных стикеров. Пользователям Android, помимо Mir Pay, банковских Pay-сервисов, доступно еще одно приложение — «СБПэй». Оно разработано НСПК и функционирует на базе Системы быстрых платежей (СБП) Центрального банка РФ.

В результате ухода зарубежных конкурентов с российского рынка отечественные Pay-решения показывают уверенный рост. Доля безналичных платежей в розничном обороте в 2023 году достигла 83,4% (+5,3 п. п. к результатам 2022-го). 

«Это один из самых высоких показателей в мире, что говорит о правильности выбранного пути. Мы продолжим развитие всех платежных инструментов — и карты «Мир», и Системы быстрых платежей. Продолжим также поддерживать развитие коммерческих платежных сервисов банков», — заявляла председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина.

Также, по данным регулятора, в IV квартале 2023-го совершено 600 млн покупок товаров и услуг с использованием СБП на сумму 1,15 трлн рублей (+34% по количеству и 40% по сумме к аналогичному периоду прошлого года). За 12 месяцев — с IV квартала 2022-го по тот же период 2023-го — отмечен четырехкратный прирост.

Внутри российского банковского сектора конкуренция только вырастет, прогнозирует Юлия Хандошко: оставшиеся сервисы будут поддерживать высокий уровень услуг и продолжат заинтересовывать новую аудиторию с помощью маркетинговых акций.