Успеть за 72 часа
Традиционным приоритетом для представителей китайского рынка e-commerce в отношениях с логистическими операторами России была стоимость услуг. Чем дешевле — тем лучше, вне зависимости от качества и сроков. Посылки шли в Россию через трех-четырех посредников, привозились на склады курьерских компаний, откуда и совершали путешествие «последней мили». Из-за крайне невысокой маржинальности — на уровне 2-3 % — игрокам российского рынка логистики оставалось зарабатывать только на больших объемах. Учитывая, что 40–50 % трафика из КНР приходилось на «серые» схемы, возможности развития добросовестных операторов были крайне ограниченны. Драйвером роста стали смена покупательских предпочтений и выход на отечественный рынок китайских логистических операторов.
Почта или курьер
Из-за большого количества посредников посылки терялись при транспортировке, передаче от одного участника логистической цепочки другому. Клиентам приходилось ожидать отправления в неведении: не было прозрачного трекинга, понятных сроков доставки, уверенности в сохранности содержимого. Безопасно заказать по такому каналу что-либо дороже чехла для телефона или защитного стекла представлялось крайне рискованным предприятием. Клиенты, желающие заказать, например, мелкую электронику, осознанно шли на большие риски, за которыми зачастую следовали бюрократические тяжбы с подачей жалоб и обращений к маркетплейсам. Долгое время процент брака был настолько высок, что он не позволял доверительно относиться к доставке экспресс-отправлений из Китая.
Тем не менее рынок меняется. Это связано в том числе с увеличением объемов посылок с высоким средним чеком. По нашим оценкам, на AliExpress уже сейчас не менее 60 000 отправлений в месяц со средним чеком порядка 5000 рублей. Это приводит к запросу на качество и скорость доставки.
Значительная доля «прозрачного» трафика из Поднебесной в Россию сегодня приходится на платформу Alibaba Group, товары которой доставляет компания «Цайняо». В июне на долю России у этого логистического оператора приходилась каждая четвертая посылка, именно поэтому «Цайняо» анонсировала миллиардные инвестиции в локализацию сервиса. Амбициозная цель компании — доставлять посылки из Китая в крупнейшие мегаполисы мира за 72 часа.
Однако для развития рынка доставки из Китая в Россию важно не только поддерживать прозрачные логистические цепочки глобальных игроков, но и формировать конкуренцию. Российские компании, наладившие «белые» каналы ввоза, должны и могут участвовать в закрытии растущих потребностей рынка e-commerce в качественной и быстрой доставке.
Альтернативное решение для доставки товаров в Россию — через одного из крупнейших экспресс-операторов Китая Yunda Express, экспортное направление компании Uda International. В отличие от «Цайняо», которая делает ставку на сотрудничество с почтовыми сервисами, Yunda Express работает через курьерский канал.
В самом Китае на долю компании приходится порядка 18 % рынка курьерской доставки. С экспресс-оператором работают крупнейшие представители e-commerce. Выход Yunda Express на рынок России открывает и для них стратегически важный регион.
У получателей отправлений из Китая в России появляется альтернативный канал для доставки — с более короткими сроками, прозрачным трекингом и единым окном для обращений по статусу отправлений — от передачи в доставку за границей до выдачи в доставку/ПВЗ.
Консолидация грузов, их доставка в страну выполняется оператором. Экспортное оформление происходит в режиме экспресс-отправлений (аналог российского эксперимента «1060» по электронному таможенному декларированию), затем партия передается для таможенного оформления и доставки на «последней миле» в Россию. Это решение делает бизнес более маржинальным, так как снижает число посредников. Кроме того, оно сокращает сроки доставки посылок до 3-4 рабочих дней в Москву и Санкт-Петербург, до 5-6 дней — в города центральной России.
Мы видим, что такие трансграничные решения востребованы среди российских и казахских маркетплейсов. С приходом в кроссбордерную торговлю крупных представителей электронной коммерции СНГ мы ожидаем существенного увеличения объемов такого вида доставки.
Китай вам не Корея
Китай — по-прежнему основной рынок Азии и будет им еще долгое время. В перспективе кажется логичным часть посылок из Поднебесной направлять в аэропорты Шереметьево и Пулково, а посылки массой от 5-6 кг доставлять морем и фурами во Владивосток. В качестве перспективного лайнхолла рассматривается маршрут через Маньчжурию в Красноярск. Также прорабатывается альтернативный маршрут — консолидация отправлений на партнерских складах в странах Восточной Европы, которые тоже выполняют роль крупных хабов при доставке из Китая. Это позволит разводить трафик на разные логистические каналы, что особенно актуально в пиковые периоды, для соблюдения сроков доставки покупателям в Россию. Как показывают наши внутренние исследования, сегодня своевременность является одним из ключевых факторов выбора поставщика.
Для Японии и Кореи китайские решения работать не будут. Стабильный объем отправлений по e-commerce-каналу оттуда в Россию появился, если сравнивать с Китаем, относительно недавно и за последние три года вырос в два-три раза. В этих странах российские покупатели приобретают преимущественно товары премиум-сегмента со средним чеком от 5000 руб. Вслед за популяризацией корейской и японской культуры в краткосрочном периоде мы прогнозируем увеличение спроса на аутентичные товары, такие как корейская и японская косметика, средства гигиены и электроника.
Прозрачные логистические цепочки здесь в приоритете: представители японского и корейского e-commerce внимательно подходят к вопросам таможенного оформления и доставки, делают большую ставку на курьерский канал, так как ориентируются именно на качество, а не дешевизну. При этом здесь практически не представлено российских игроков.
Для увеличения трафика из Японии и Кореи стратегическим шагом мы видим запуск морского фрахта — с прозрачной логистической цепочкой и таможенным оформлением. Реализация этого решения будет существенным прорывом для работы как в части сроков, так и в части стоимости.