Утечка

31.05.201000:00
Пользователь skeptik на сайте "Радио Свобода" чистосердечно признается: "Я бы сейчас не стал покупать акции "Бритиш Петролеум", даже если бы были деньги:)". Со skeptik'ом можно не соглашаться, особенно если вы любитель рискованных ставок, но его можно понять.
   

ПРЕЦЕДЕНТОВ НЕТ

   Президент США Барак Обама назвал происшедшее в Мексиканском заливе "потенциально беспрецедентной экологической катастрофой". Говорить о математической выверенности этой оценки, конечно, не приходится, потому что ситуация продолжает развиваться, но уже ясно, что масштабы и долгосрочность последствий будут таковы, что мало не покажется.
   Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon произошел 20 апреля. Из 126 человек персонала трое получили тяжелые ранения, 11 погибли. Платформа затонула. В океан начала выливаться нефть, причем на глубине в 1,5 - 2 км и в условиях неисправности аппаратуры, которая по определению должна была бы нефтяные потоки перекрыть в автоматическом режиме.
   В связи с этой аварией вспоминают обычно об инциденте, случившемся в марте 1989 года с танкером Exxon Valdez. По вине пьяного капитана, который в критический момент вообще ушел с мостика (дотошные американцы установили в ходе расследования, что тот принял на грудь пять двойных порций водки), супертанкер сел на мель в заливе Принца Уильяма у побережья Аляски. Через образовавшуюся пробоину в океан вылилось тогда свыше 48 000 тонн нефти. Нефтяное пятно распространилось вдоль побережья более чем на 1900 километров. В результате пострадало свыше 2500 квадратных километров морской акватории, под угрозой исчезновения оказались 28 видов животных. Последствия аварии на платформе BP могут оказаться тяжелее: утечка происходит на куда большей глубине и гораздо дольше.
   

ПЛАТИТЬ И ПЛАТИТЬ

   Если сравнивать с катастрофой Exxon Valdez, то она, по данным The New York Times, обошлась ExxonMobil более чем в $4,3 млрд, включая компенсации, штрафы, стоимость очистки. Но дело в том, что основания для сравнения тают на глазах. Нынешняя драма - масштабнее. И затраты на преодоление ее последствий можно только прогнозировать.
   При поиске виновных без игры в перевод стрелок, конечно, не обошлось. BP настойчиво подчеркивает, что платформу арендовала, а само это сложнейшее сооружение принадлежит компании Transocean, которая, конечно, старается от многого, если не от всего, откреститься. И обе они - BP и Transocean - весьма невоспитанно указывают пальцем на нефтесервисную Halliburton как на еще одного причастного к катастрофе.
   На прошлой неделе в рамках расследования причин произошедшего на платформе Deepwater Horizon BP сообщила, что буквально за пару часов до взрыва налицо были тревожные симптомы, свидетельствовавшие о том, что со скважиной что-то не так, причем масштабы "ненормальности" весьма и весьма значительны. Однако персонал решил, что эти данные можно, в конце концов, проигнорировать. Теперь в самой BP это называют фундаментальной ошибкой. Впрочем, насколько можно судить по сообщениям прессы, эта ошибка была далеко не единственной.
   В принципе British Petroleum выразила готовность в соответствии с законами США выплатить штраф. Если по максимуму, то это $75 млн, хотя слышны требования поднять планку до $10 млрд, плюс затраты на то, чтобы купировать ситуацию непосредственно с утечкой, которые оцениваются экспертами в $6 млн в сутки, и на очистку всего, что загрязнится (пока сообщается, что на берегу нефти оказалось меньше, чем можно было бы ожидать, хотя вряд ли можно говорить о полном восстановлении экосистемы в дальнейшем). Впрочем, эти расходы поделят между собой владельцы месторождения: BP и миноритарные собственники - Anadarko и Mitsui. Однако BP принадлежит доля в 65%, и, надо полагать, и распределение затрат будет соответствовать доле собственности.
   Будут еще и выплаты по огромному количеству исков, которые должны обрушиться на BP в ближайшее время. Сообщается, что о своих претензиях к BP, Transocean и другим компаниям, так или иначе обспечивавшим бурение, уже заявили рыбаки, ловцы креветок и другие пострадавшие. По предварительным и, безусловно, очень приблизительным расчетам, только за ущерб, нанесенный рыбной промышленности штата Луизиана, BP придется заплатить не менее $2,5 млрд. А сумма ущерба, нанесенного туристическому бизнесу штата Флорида, может превысить $3 млрд. Сотни миллионов придется выплатить по искам семей погибших и получивших увечья. Конечно, что-то заплатят страховые компании, но, как полагают, это будет не более $1,6 млрд.
   

ГУДБАЙ, ГУДВИЛ?

   С момента начала кризиса по середину мая компания потеряла $36,7 млрд капитализации, ее акции подешевели на 19%, и это игнорировать уже не приходится. Тем более что, судя по всему, так дорого рынок оценил именно репутационный вред. При прежнем главе - Джоне Брауне BP приняла слоган Beyond Petroleum и эмблему в виде яркого цветка. Это следует понимать так, что миссия компании - не только и даже не столько нефть и ее выкачивание из недр по всему миру. BP старалась позиционировать себя как бизнес социально ответственный и экологически ориентированный, интересующийся альтернативными источниками энергии и инвестирующий в их развитие, в частности, в солнечную и ветровую энергетику. Но по факту получается, во всяком случае по итогам наблюдений консалтинговой компании RiskMetrics, что именно у BP - самая неблагополучная история в том, что касается защиты окружающей среды и обеспечения безопасности. Достаточно вспомнить в связи с этим взрыв в 2005 году на НПЗ в Техасе, когда погибли 15 рабочих, сотни были ранены, а BP оштрафована властями на рекордные $87 млн. Годом позже из-за протечки в трубопроводе BP на Аляске пришлось вообще закрыть одно из крупнейших месторождений в США. Нынешний глава компании - Тони Хейворд пришел в том числе и под лозунгом укрепления системы безопасности.
   Стоит, видимо, учитывать и то, что нынешние трудности могут подвигнуть американские власти запретить бурение на морских шельфах. На самом деле в это мало кто верит, но и исключать такую вероятность вовсе нельзя. Между тем, по данным The Wall Street Journal, именно шельфы приносят BP до 11% ее мирового объема добычи.
   Положа руку на сердце, в том, что BP выйдет из нынешней ситуации, сомнений нет: если про какую компанию и можно сказать, что она слишком велика, чтобы обанкротиться, то это BP. И по мнению многих аналитиков, одна ее прибыль (по итогам I квартала 2010-го - $5,6 млрд, то есть более чем вдвое больше, нежели в I квартале 2009-го) покроет все расходы на ликвидацию последствий аварии, будь это шесть, восемь, десять миллиардов или еще больше.