Утомленный финансами
Александр Новак |
Дата рождения: 23 августа 1971 г. Образование: Норильский индустриальный институт (1993) Профессиональный опыт: С 1995 г. - начальник финансового бюро Надеждинского металлургического завода в Норильске 1997 - 1999 гг. - начальник отдела расчетных операций, начальник управления налогового планирования управления АО "Норильский комбинат" 1999 - 2000 гг. - заместитель директора по персоналу - начальник управления Заполярного филиала ОАО "Норильская горная компания" С мая по декабрь 2000 г. - заместитель главы Норильска по финансово-экономическим вопросам С декабря 2000 г. - первый заместитель главы Норильска С октября 2002 г. - заместитель губернатора Красноярского края, начальник Главного финансового управления администрации края С октября 2005 г. - заместитель губернатора - руководитель департамента финансов администрации Красноярского края С июня 2008 г. - первый заместитель губернатора - председатель правительства Красноярского края С 29 сентября 2008 г. - заместитель министра финансов РФ, с октября 2008 г. член коллегии Минфина РФ С ноября 2008 г. - член правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики В феврале 2009 г. включен в "первую сотню" резерва управленческих кадров, находящихся под патронажем президента РФ С марта 2009 г. - член Совета по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при правительстве РФ 21 мая 2012 г. назначен министром энергетики Награды: орден Почета (2010), грамота президента России (2010), почетная грамота правительства России (2009), почетная грамота Министерства экономики России (2000) Хобби: с детства серьезно занимается баскетболом, играл за сборную Красноярского края Семейное положение: женат, двое детей |
С другой стороны, Новак поставлен во главе трех крайне сложных отраслей - нефтяной, газовой и электроэнергетической. Справится ли с этим бывший чиновник Минфина, никогда не работавший в энергетике?
Баскетбольная мафия
Газета "Красноярский рабочий" прокомментировала назначение Новака, заметив, что это "один из немногих чиновников, чье имя не было замешано ни в одном из скандалов". Действительно, всю свою жизнь Александр Новак скромно делал карьеру финансового чиновника, сочетая ее с прекрасным хобби - игрой в баскетбол. В 2010 г. на Красноярском экономическом форуме был устроен баскетбольный матч между командами "Власть" и "Бизнес", и, если верить репортажам оттуда, именно благодаря точным атакам Новака "Власть" победила.
Однако назначение честного баскетболиста вызывает подозрения, потому как давно известно, что наши бюрократы перемещаются по государству не просто так, а "группами", "кланами", "мафиями" и "землячествами". При очень извращенном взгляде на вещи можно придумать даже "баскетбольную мафию", тем более что вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил в своем "Твиттере", что, помимо него самого, в баскетбол в новом правительстве играют Дмитрий Рогозин, Александр Коновалов и Александр Новак. Что ж, кому теннис, кому бадминтон, кому дзюдо, а кто-то сплотится вокруг одной корзины.
Впрочем, скорее всего, географический фактор важнее спортивного. На вопрос, кто выиграл в связи с назначением Новака, эксперты отвечают однозначно: "красноярские". Ведь и "Красноярский рабочий" заинтересовался назначением Новака не просто так, а в контексте успехов выходцев из Красноярска в федеральных структурах. Экс-министр финансов Красноярского края Михаил Котюков, бывший подчиненный и коллега Новака в краевой администрации, пришел на освобожденное последним место заместителя министра финансов РФ. В красноярской администрации работал и другой замминистра финансов - Андрей Иванов. Бывший главный милиционер Красноярского края Александр Горовой ныне первый замглавы МВД РФ. Экс-министр экономики и регионального развития края Сергей Верещагин теперь замминистра регионального развития РФ. До "питерских" "красноярские", конечно, недотягивают, но успехи налицо.
Особенно хорошо "идут" не просто выходцы из Красноярского края, а из корпорации "Норильский никель". Ведь в начале 2000-х этой компанией руководил нынешний вице-премьер Александр Хлопонин (побывавший и красноярским губератором), а вице-премьер Ольга Голодец была заместителем гендиректора ГМК по персоналу.
Бросок на Красноярск
С Норильском связана значительная часть биографии Новака: ведь именно там он состоялся как профессионал и познакомился с командой будущего руководителя Александра Хлопонина. По словам председателя комитета по промышленности Законодательного собрания Красноярского края Виктора Зубарева, несмотря на то, что Новак вырос в суровых климатических условиях, стиль его управления можно назвать дипломатичным. В "Норникеле" Новак, выпускник Норильского индустриального института по специальности "экономика и управление в металлургии", прошел долгий путь от простого аппаратчика-гидрометаллурга до должности заместителя директора по персоналу - начальника управления Заполярного филиала ОАО "Норильская горная компания". Из "Норникеля" Новак и переместился на государственную службу - с мая по декабрь 2000-го он работал заместителем главы Норильска по финансово-экономическим вопросам. Исполняющим обязанности мэра города в то время был Олег Бударгин, ныне сидящий в кресле предправления Федеральной сетевой компании. Сегодняшний глава Норильска Олег Курилов заявил "Ко": "С Александром Новаком знаком почти 15 лет, и могу сказать, что это высокопрофессиональный и порядочный человек".
Прежде чем явиться источником руководящих кадров для России, "Норильский никель" одарил своими топ-менеджерами красноярскую краевую власть. После избрания Александра Хлопонина губернатором Красноярского края в октябре 2002 г. Новак стал его заместителем и начальником главного финансового управления администрации. На этом посту он координировал вопросы поступления в краевой бюджет налогов и сборов, обеспечение финансовой дисциплины, формирование и исполнение бюджета края. "С его именем в Красноярском крае связана прежде всего выстроенная им четкая и слаженная система бюджетного процесса и межбюджетных отношений", - отмечает первый заместитель губернатора - председатель правительства Красноярского края Виктор Томенко.
Александр Новак выступил за определение четких правил регулирования отношений между краевым бюджетом и бюджетами муниципальных образований края. От привычных тогда для регионов кредитов в банках Красноярский край одним из первых в России перешел к выпуску облигаций. Кроме того, при нем край получил международные кредитные рейтинги. "Все бюджеты Новака были практически безупречными: он обеспечил их сбалансированность, и, наверное, впервые в современной истории края они стали исполняться на 100% по доходам и по расходам", - рассказывает Виктор Томенко.
1 января 2008 г. вступил в силу новый Бюджетный кодекс, и Красноярский край оказался одним из немногих субъектов, готовых работать в условиях изменившегося законодательства. По итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в 2007 - 2008 гг. Красноярский край занял 13-14-е место против 76-го по результатам оценки за 2006 г. В июне 2007 г. сфера деятельности Новака существенно расширилась - он был повышен до первого заместителя губернатора края и стал координировать вопросы, связанные с работой всех отраслей хозяйственного комплекса региона, а также его экономическое и социальное развитие. Однако вскоре Александр Новак переехал в Москву, по предложению главы Минфина Алексея Кудрина заняв кресло заместителя министра финансов РФ.
Дважды остался замом
В министерстве Новак координировал вопросы финансирования отраслей экономики, в том числе, ТЭКа. "В Минфине Александр Валентинович укрепил свою репутацию человека, который ни один вопрос не оставит без ответа", - вспоминает один из бывших коллег Новака. Правда, встречаются и не столь лестные отзывы. "Видел Новака пару лет назад на одной из конференций. Он там прочитал по бумажке какой-то набор банальностей про инвестиционный климат. На меня он серьезного впечатления не произвел. Пока особых оснований для оптимизма нет", - говорит о новом министре один из собеседников "Ко".
1 февраля 2010 г. "Единая Россия" представила Дмитрию Медведеву список кандидатов на пост губернатора Красноярского края, освободившийся после назначения Александра Хлопонина полпредом президента РФ на Северном Кавказе. В него вошли председатель правительства края Эдхам Акбулатов и два бывших первых заместителя Хлопонина - Лев Кузнецов и Александр Новак. Медведев назначил Кузнецова. Уход же Новака из Минфина был предопределен после того, как на пост министра финансов назначили Антона Силуанова, полагают эксперты.
Сложное окружение
Главным фактором, способным помешать Александру Новаку стать сильным министром, имя которого запомнится надолго, является то, что в энергетике он не только не признанный профессионал, но и не обладает, во всяком случае, пока, ощутимым влиянием.
За контроль над нефтяной отраслью борются вице-премьер и руководитель правительственной комиссии по ТЭКу Аркадий Дворкович и президент НК "Роснефть" и ответственный секретарь президентской комиссии по ТЭКу Игорь Сечин. "Газпром", по мнению экспертов, скорее всего, продолжит играть в собственную игру, а крупнейший независимый игрок на газовом рынке "Новатэк" пребывает под надежным прикрытием, поскольку его совладельцами являются друг Владимира Путина Геннадий Тимченко и влиятельный миллиардер Леонид Михельсон. С другой стороны, электроэнергетика, представленная прежде всего генерирующими, сетевыми, сбытовыми и инфраструктурными организациями, испытывает очень специфические сложности, связанные с нестабильным тарифным регулированием и критикой властями непрозрачности сложившейся в отрасли системы экономических отношений. Человеку, который до этого не был ни нефтяником, ни энергетиком, вряд ли удастся быстро освоиться в столь непростой среде.
В качестве ключевого аргумента в пользу Новака наблюдатели называют то, что он из Минфина. "Сейчас мы должны проводить политику, направленную на бюджетную консолидацию. Минфин лучше всех знает, как это делать. Когда человек понимает, что такое бюджетные ограничения, это позитив", - рассуждает заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономической политики им. Егора Гайдара Владимир Назаров.
"Сегодня уже можно отметить позитивные результаты деятельности Минэнерго в ТЭКе. Завершена работа по обеспечению энергоснабжения саммита АТЭС, полностью ликвидирована угроза дефицита нефтепродуктов, обеспечено внедрение новых, инновационных технологий в различных секторах ТЭКа", - заявил "Ко" Александр Новак.
Однако, по мнению некоторых экспертов, Минэнерго в новом правительстве достались исключительно технические функции. Иначе говоря, оно должно следить за наполнением государственного бюджета налогами, которые платят нефтяники и газовики, контролировать ремонты и инвестиционные программы в электроэнергетике, а также не мешать процессу приватизации госпакетов в ТЭКе. В такой парадигме у Минэнерго вряд ли есть шанс просуществовать долгие годы в нынешнем виде, отмечают собеседники. "Даже когда я работал в Минэнерго, то был большим сторонником его упразднения. Там уже не осталось никаких реальных регулирующих функций, и оно давно не самостоятельный орган, который должен принимать какие-то решения", - подчеркивает президент Института энергетической политики, в прошлом замминистра энергетики РФ Владимир Милов. Он также отмечает, что все бывшие министры энергетики активно занимались поиском сферы приложения своих усилий. В основном это сводилось к тому, что "Минэнерго ставило свои визы и согласования на разных решениях, что способствовало созданию бюрократических барьеров в разных процессах".
Министр щадящих налогов
Несмотря на предреченную многими наблюдателями роль "технического" министра, Александр Новак после своего назначения сделал ряд серьезных заявлений.
Одно из них связано с возможными налоговыми каникулами для разработки новых нефтяных месторождений. Новак предложил создать единую методику снижения пошлин на нефть, добываемую на морских месторождениях. Чиновник также отметил, что механизм стимулирования новых нефтедобывающих проектов через снижение ставки экспортной пошлины хотя и используется с 2009 г., но до сих пор не закреплен в нормативных документах. В связи с этим нефтяные компании откладывают принятие инвестиционных решений по крупнейшим новым проектам, что может спровоцировать падение добычи. По мнению Новака, при существующей системе налогообложения в ближайшие 10-20 лет в России может произойти снижение объемов добычи "черного золота" с 500 до 370 млн тонн. Безусловно, эти заявления отнюдь не противоречат интересам нефтяных компаний, поэтому назвать их революционными вряд ли возможно.
Получается, что минфиновец пришел в энергетику в качестве "министра снижаемых налогов". Он сам это аргументирует следующим образом: "Одним из краеугольных вопросов в нефтегазовой отрасли является экономическое стимулирование, поскольку огромные объемы возможных запасов, ресурсов не разрабатываются по причине того, что на сегодня нет возможности окупаемости инвестиций ввиду налоговой базы. Для действующих месторождений действующая налоговая система обеспечивает возможность окупаемости инвестиций, но для новых месторождений она не позволяет стимулировать субъекты экономической деятельности вкладывать средства в разработку месторождений и даже в геологоразведочные работы. Принятые в начале этого года решения создают такую систему. Сегодня Министерство энергетики с другими ведомствами в постоянном режиме готовят соответствующие проекты нормативно-правовых актов и законов. И мы должны к октябрю завершить эту работу и внести их в правительство и Государственную Думу. Мы будем досконально прорабатывать эти вопросы, для того, чтобы обеспечить развитие новых месторождений, в том числе, на арктическом шельфе, и повышение эффективности действующих".
Планов громадье
Достаточно интересно выглядит инициатива Александра Новака по проведению road show российской энергетики в крупных финансовых центрах мира осенью нынешнего года. "В 2012 г. мы планируем провести road show в крупнейших финансовых центрах мира - Лондоне и Нью-Йорке - для привлечения инвестиций в разные отрасли энергетики. Регулярно будут проводиться встречи с ключевыми инвесторами в ТЭК", - говорит Новак. Вполне логичное заявление для бывшего финансиста. Однако наблюдателям намерение Минэнерго кажется несколько преждевременным, ведь перед тем, как презентовать энергетику инвесторам, неплохо было бы повысить ее инвестиционную привлекательность. В разных отраслях этому мешают различные факторы. В нефтяной - непоследовательность желаний властей по наращиванию добычи и переработки и по наполнению бюджета. Тренд на ограничение доходов характерен и для электроэнергетики, где никак не могут внедрить долгосрочное тарифообразование в передаче энергии по сетям и полноценный долгосрочный рынок мощности для электростанций. "Мы продолжим поступательное развитие отечественного энергокомплекса. В электроэнергетике наша основная задача сегодня - решить наболевшие проблемы, такие, как перекрестное субсидирование, неплатежи. Необходимо усовершенствовать систему расчетов между субъектами рынка, повысить надежность работы электросетей, найти баланс между необходимостью обновления отрасли и интересами потребителей электроэнергии", - поясняет Новак. Эти слова министра, в сущности, подтверждают тезис о том, что для инвесторов отрасль пока не слишком притягательна.
Новак также выступил с инициативой создания в отрасли общественного и экспертного советов. Но специалисты сомневаются в целесообразности новых структур, поскольку они все равно будут выглядеть блекло на фоне президентской и правительственной комиссий по ТЭКу. Как показало совещание под руководством Владимира Путина в конце минувшего года, состоявшееся незадолго до Дня энергетика, совершенно необязательно создавать советы для того, чтобы повысить открытость отрасли. Напомним, на том совещании главам госкомпаний электроэнергетики поручили предоставить данные о доходах всех руководящих сотрудников, а также информацию обо всех подрядчиках. Примечательно, что информация по итогам этих проверок не обнародована до сих пор.
Достаточно любопытна позиция нового министра по поводу приватизации. "В нашей энергетике есть компании, которые обязаны быть приватизированы, мы должны сделать в энергетике следующий шаг, который приведет к развитию новых технологий, применению новых управленческих схем и решений", - заявлял господин Новак. Но в то же время в качестве основного подхода госчиновниками ранее озвучивался монетарный. Он сводится к тому, что сейчас стоимость активов слишком низкая, но они должны быть проданы при существенном улучшении рыночной конъюнктуры.
Важными эксперты считают слова министра о том, что приватизация сетевых компаний будет проводиться через проведение допэмиссий. А это означает, что привлеченные средства останутся в компаниях. Последний раз в энергетике подобная схема массово применялась при реформе РАО "ЕЭС России". Правда, тогда наряду с допэмиссиями продавались и госпакеты: эти средства поступали в качестве доходов в госказну. Будет ли правительство готово отказаться от существенной части доходов от приватизации при ухудшении экономической ситуации, большой вопрос.
Недостаток влияния
Пока все указывает на то, что принятие ключевых решений в ТЭКе останется в ведении бывшего и нынешнего кураторов этого направления в правительстве - Игоря Сечина и Аркадия Дворковича. Последний пользуется серьезной поддержкой премьера Дмитрия Медведева. Например, недавно Медведев поручил Дворковичу в трехмесячный срок проработать вопрос уменьшения темпов роста налога на добычу полезных ископаемых на газ, а также изучить возможность допуска частных компаний к разведке и освоению шельфовых месторождений нефти и газа.
В свою очередь эксперты сходятся во мнении, что Александру Новаку придется искать компромиссы и участвовать в реализации решений, принятых кем-то "выше", либо начать играть в свою собственную игру в надежде приобрести определенное влияние и авторитет в консервативных кругах профессиональных энергетиков. Однако в последнее верится с трудом. "Его большая проблема в том, что он никогда не работал в этой сфере, - отмечает Владимир Милов. - Потребуется период на обучение. Не знаю успешных примеров, когда людей из другой сферы назначали министрами в более специализированный сектор, и они бы там быстро обучались".
Команда нового министра
Кто ушел
Кадровая проблема стала особенно актуальной для нового министра, в связи с уходом ключевых замов. Вслед за Игорем Сечиным в "Роснефть" перебрался Андрей Шишкин, отвечавший в Минэнерго за электроэнергетику. Сергей Кудряшов, курировавший нефтяную и газовую отрасли, стал первым замом генерального директора "Зарубежнефти". По неофициальной информации, г-н Кудряшов не захотел работать с Александром Новаком. Вместо него куратором нефтянки в министерстве стал бывший первый вице-президент "Роснефти" по экономике и финансам Павел Федоров. Также покинули стены Минэнерго Дан Беленький, ведавший вопросами атомной отрасли, и Александр Дыбов, бывший замом по вопросам энергоэффективности.
Кто пришел
При Новаке в Минэнерго появился новый замминистра, который будет курировать аппарат министерства, всю информационную политику, включая продвижение энергетических проектов в России и за рубежом, а также вопросы взаимодействия с губернаторами, в том числе, контроль над реализацией региональных программ по повышению энергоэффективности и энергобезопасности. Им стал Антон Инюцын, в Кремле занимавший должность начальника департамента подготовки материалов к публичным выступлениям Владимира Путина. За электроэнергетический фронт работ в Минэнерго теперь отвечает Михаил Курбатов, самый молодой из бывших топ-менеджеров госхолдинга "МРСК", недавно переданного в управление также подконтрольной государству Федеральной сетевой компании.