Узбекистан отверг Россию: страна отказалась вступать в «газовый союз»
Узбекистан не собирается вступать в «тройственный газовый союз» с Россией и Казахстаном. Министр энергетики страны Журабек Мирзамахмудов заявил, что страна планирует покупать газ на основе коммерческих контрактов, а для этого не требуется участие в «каком-то альянсе». При этом российские власти до этого уверяли, что переговоры между странами идут по плану.
Никаких альянсов
Узбекистан будет импортировать энергоресурсы для покрытия спроса и обеспечения внутреннего потребления, исходя прежде всего из национальных интересов, заявил Мирзамахмудов. Так он ответил журналистам на вопрос, действительно ли страна создает на внутреннем рынке искусственный дефицит, чтобы в конечном счете войти в «тройственный газовый союз» с Россией и Казахстаном, пишет «Газета.uz».
По словам министра, в Узбекистане действительно возникла нехватка энергоресурсов, однако это связано не с внешними факторами. Дефицит он объяснил ростом внутреннего потребления и подъемом экономики. Кроме того, по данным Reuters, Ташкент испытывает нехватку топлива из-за холодной зимы и даже был вынужден ограничить экспорт газа в Китай.
В связи с этим Ташкент уже начал вести переговоры с соседями об увеличении поставок газа и электроэнергии. При этом Мирзамахмудов не назвал страны, о которых идет речь. Однако министр подчеркнул, что энергоресурсы Узбекистан будет импортировать в рамках коммерческих контрактов, а не через «какой-то альянс или союз».
«Здесь мы ведем переговоры исходя из национальных интересов, чтобы сотрудничать на основе коммерческого контракта, купли-продажи, а не через передачу своих энергосетей», — сказал он.
8 декабря местные СМИ сообщили, что президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев не поедет в Бишкек, где должен пройти саммит глав государств ЕАЭС. Причины такого решения не уточняются.
Кому нужен союз
Создание «тройственного союза» президент РФ Владимир Путин впервые обсудил со своим казахстанским коллегой Касым-Жомартом Токаевым в конце ноября. Тогда российские СМИ подчеркивали, что после переизбрания Токаев первым делом отправился в Москву, а в соцсетях шутили, что во время встречи Путин наконец произнес имя своего коллеги правильно.
После переговоров в пресс-службе Токаева уточнили, что альянс будет создан «с целью координации действий при транспортировке российского газа по территориям Казахстана и Узбекистана». Уже на следующий день в Астане заявили, что страна не позволит использовать свою территорию для обхода санкций.
Других деталей того, чем займется союз, стороны не приводили. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявлял, что идея создания «тройственного газового союза» еще будет оформляться. Он назвал маршруты поставок топлива в регион «чрезвычайно актуальными», подчеркивая, что альянс будет полезен всем трем странам.
Еще в октябре Путин, выступая на саммите в Астане, говорил о формировании новых «центров силы» в Азии. Он отмечал, что Россия выступает за «взаимовыгодное торговое и инвестиционное сотрудничество» с регионом. В том числе после начала военной операции на Украине и планов Европы поэтапно отказаться от российского топлива Путин заявил о стремлении переориентировать экспорт и импорт на новые рынки.
При этом эксперты считают, что больших перспектив у газового альянса со странами СНГ у России нет. В разговоре с «Коммерсантом» Михаил Крутихин* отметил, что у Казахстана и Узбекистана есть установившиеся схемы работы с природным газом, основной покупатель — Китай. Страны поставляют топливо на китайский рынок по трем трубопроводам, идущим из Туркмении. Еще один маршрут уже строится.
При этом директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова удивляет тот факт, что в газовый союз не пригласили Туркмению, которая является крупнейшим экспортером.
«Понятно стремление России найти какие-то новые ходы. Ее вытесняют с европейского рынка — нужно как-то отвечать. Но говорить о том, что в этом союзе есть какие-то суперсильные аргументы, я бы пока не стал», — добавил он.
Помимо Казахстана и Узбекистана, Россия наращивает связи в газовой сфере и с Анкарой. Осенью Путин предложил Турции создать на ее территории крупнейший газовый хаб. В этом случае переговоры ведутся значительно быстрее: в декабре Реджеп Эрдоган заявил, что страна уже начала подготовку к реализации проекта.
* признан в России иноагентом.