Уж лучше вы к нам!
Руководители компании «Голден Джинс» из Ростова-на-Дону вряд ли могли предполагать, что спустя несколько лет после ее основания налаживать управление фабрикой станет Сэм Альтман - в прошлом один из руководителей корпорации Calvin Klein. Опыт Сэма Альтмана, занимавшегося в свое время налаживанием джинсового производства в Латинской Америке, оказался ростовским предпринимателям очень кстати, тем более что он почти ничего не стоил российской компании.
Забавы людей почтенного возраста
Сэм Альтман, представитель Международного корпуса экспертов произвел на предприятии за три недели настоящую революцию. Персонал фабрики сократили с 2000 до 1200 человек - в первую очередь за счет представителей рабочих специальностей, одновременно значительно увеличив отдел маркетинга и службу по проектированию новых моделей. При этом американский предприниматель не взял за свои консультации ни копейки. Ростовчане оплатили только проживание бизнесмена, питание и развлечения.
Все дело в том, что американский пенсионер Сэм Альтман входит в Международный корпус экспертов, который объединяет 13 тыс. бизнесменов преклонных лет, желающих поделиться своими знаниями с молодыми коллегами из стран с развивающейся экономикой. Для пожилых предпринимателей работа в составе корпуса - хороший шанс посмотреть мир. Для принимающей стороны - отличная возможность, почти не неся расходов (дорогу бывшим предпринимателям оплачивает корпус), перенять опыт человека, достигшего в свое время высот американской экономики.
По словам Сэма Альтмана, у себя на родине за реализацию такого проекта в консалтинговой компании он мог бы рассчитывать на $25 - 50 тыс. в месяц. Но «все деньги» бизнесмен, которому уже за 70, давно заработал. Теперь ему интереснее познакомиться с миром: сотрудничая с корпусом экспертов, Альтман до России успел побывать в Польше и Зимбабве.
Наша страна лишь несколько лет назад попала в поле зрения Международного корпуса экспертов (International Executive service Corps), основанного в 1964 году и призванного помогать развивающимся странам в рыночных преобразованиях. С тех пор американские предприниматели в отставке побывали в 102 странах мира и приняли участие в разработке около 20 тыс. проектов. В России за короткий срок корпус реализовал почти 800 проектов. На помощь экспертов может рассчитывать любое предприятие, в уставном капитале которого государству принадлежит не более 25%, а иностранной компании - не более 50%. Естественно, приглашающая сторона должна обеспечить эксперту нормальные условия проживания.
Среди российских клиентов корпуса - шатурская мебельная фабрика, петербургская компьютерная фирма «Ниеншанс» и даже Российский национальный оркестр.
По словам главы московского представительства корпуса Эдварда Моррисона, последний по времени российский проект его эксперты разработали для небольшой московской рекрутинговой компании «Слава»/J.Frisberg & Partners, специализирующейся на работе с международными корпорациями. Эксперта мирового класса пригласили специально для того, чтобы улучшить процесс управления бизнесом. Малколм Макгрегор, консультировавший московских рекрутеров, до ухода на заслуженный отдых являлся содиректором одной из самых первых компаний, которые стали заниматься этим бизнесом в 1946 году в США, - Boiden. На сегодняшний день компания, где раньше трудился Макгрегор, имеет 65 офисов в 46 странах мира.
В российской рекрутинговой фирме Макгрегор провел пять недель, пытаясь улучшить управление фирмой.
«Визит Макгрегора оказался для нас чрезвычайно полезным, - говорит директор компании Вячеслав Волков, - поскольку придал нам больше уверенности». Проведенный Макгрегором анализ работы с клиентами показал, что техника рекрутинга, используемая русскими коллегами, в целом работает хорошо. Оказывается, на отечественном рынке, как и на Западе, могут вполне успешно работать небольшие компании, которые ориентируются на выполнение эксклюзивных заказов.
Живые практики
Однако нередки и случаи довольно скептического отношения российских директоров к предлагаемой помощи иностранных консультантов.
Виктор Ярутов, директор небольшой петербургской фирмы «Ниеншанс», в свое время нанял одну западную консалтинговую компанию, но советы иностранцев показались поверхностными и малоприменимыми к российской действительности. Поэтому, когда он в 1994 году обратился к IESC и ему предложили помощь 75-летнего американца, наученный горьким опытом Ярутов решил принять консультанта для начала на двухнедельный испытательный срок. Дока компьютерного бизнеса «испытательный срок» успешно прошел и остался работать в Петербурге еще на несколько недель. Его работа питерцам настолько понравилась, что после его отъезда в компании побывали три иностранных специалиста. (Среди них, в частности, вице-президент телекоммуникационной корпорации Sprint.) Эксперты консультировали фирму по вопросам менеджмента, производства, проектам, связанным с транспортной инфраструктурой и т.д.
«Наши друзья сумели донести до нас важность такого понятия, как «миссия компании». Теперь каждый наш сотрудник представляет, что и зачем он делает», - сказал Ярутов.
Основное преимущество приглашения экспертов корпуса перед наймом консалтинговых компаний состоит в том, что отставные предприниматели могут показать, что и как делать на примерах из своей практики, тогда как профессиональные консультанты больше склонны обобщать чужой опыт.
Наступивший экономический кризис не мог не внести свои коррективы в работу корпуса экспертов в России. По словам Эдварда Моррисона, многие русские компании-партнеры попросили отложить реализацию проектов до тех пор, пока ситуация в стране не начнет улучшаться. Впрочем, даже в нынешних условиях количество реализуемых корпусом проектов в России начинает постепенно приближаться к предкризисному уровню.