Top.Mail.Ru
финансы

«Уже 2,5 миллиона наших клиентов управляют бизнесом онлайн»

Фото: пресс-служба Сбербанка Фото: пресс-служба Сбербанка

Процесс цифровой трансформации Сбера, который продолжается уже несколько лет, касается и корпоративно-инвестиционного бизнеса. Его конечная цель — создать единую продуктовую и управленческую платформу, которая упростит для корпоративных клиентов бизнес-процессы и даст возможность руководить компанией по принципу «одного окна».

Возможно ли управлять бизнесом через одну-единственную иконку на смартфоне, как пандемия изменила поведение предпринимателей и почему ESG-повестка стала одной из приоритетных для крупнейшего банка — рассказал заместитель председателя правления Сбербанка, руководитель блока «Корпоративно-инвестиционный бизнес» Анатолий Попов.

Анатолий Леонидович, несколько лет назад глава Сбера сказал, что управляемый вами бизнес-блок обеспечит «бесшовный, уникальный по качеству на российском рынке сервис для всех групп корпоративных клиентов». Можете ли вы сказать, что на сегодняшний день вы уже добились результатов в создании такого сервиса?

— Конечно, никогда нельзя считать этот процесс абсолютно законченным, ведь всегда есть что совершенствовать. Тем не менее сегодня больше 3 миллионов корпоративных клиентов пользуются сервисами Сбера. Мы видим запрос компаний на цифровую трансформацию, как правило, она входит в топ-3 приоритетов любого СЕО. И мы полностью удовлетворяем этот запрос — у нас есть уже около 160 сервисов для компаний в таких областях, как кибербезопасность, HR, делопроизводство, страхование, логистика, бухучет, аутсорсинг, медицина и многое другое.

Мы начали создавать единые решения, в которых банк, ERP- и CRM-системы, налоговая система и бухгалтерская программа — все это в одном месте, без необходимости переключаться между приложениями, без переноса реестров из одной системы в другую. Эти решения представляют собой приложения, встроенные в интернет-банк СберБизнес, и включают специфические функции для конкретной отрасли. Например, СберБизнес.Недвижимость предназначенн для арендодателей коммерческой недвижимости, — там и выставление счетов арендаторам, контроль оплаты, автоматическое ведение налогообложения по УСН, размещение объявлений о сдаче недвижимости и многое другое.

Подобные решения у нас есть также для транспорта и e-commerce. В последней сфере мы наблюдаем бум крупных площадок. Но работать с ними — задача непростая, ведь предпринимателю нужна куча личных кабинетов: на Wildberries, Ozon, AliExpress, СберМегаМаркете и т.п. Наш же продукт позволяет из одного кабинета разместить товары сразу на всех площадках. Мы понимаем, что надо комплексно закрывать клиентскую потребность. Ведь путь клиента не начинается и не заканчивается в банке.

Для крупных компаний, которые предпочитают клиент-банкам прямую интеграцию, у нас разработан SberBusiness API. Это инструмент бесшовной авторизации через Сбер, который встраивается в ERP-систему клиента и позволяет обмениваться с банком финансовой информацией по защищенному каналу. На сегодняшний день клиентам доступно 110 сервисов. И уже данной технологией пользуются более 240 компаний.

К нашему интернет-банку СберБизнес подключены более 2,5 млн клиентов. Бытует стереотип, что компании в основном работают на десктопе. Однако уже половина аудитории нашего интернет-банка — не менее 1,2 млн клиентов — управляют бизнесом с помощью приложения СберБизнес для смартфонов и планшетов. При этом около 600 тысяч из них работают с клиент-банком только через мобильное приложение. Это серьёзное изменение парадигмы корпоративного банкинга, и оно полностью соответствует глобальному тренду mobile only.

Безусловно, завершенная несколько лет назад интеграция двух блоков Сбера доказала свою успешность, однако, одной из причин объединения в то время называлось снижение числа IPO и сделок M&A. Какая сейчас ситуация на этих рынках? И как изменилась стратегия SberCIB?

— Прошлый год был успешным для нас и в этом направлении — мы наблюдали большое число IPO. Если говорить про рынок публичного долга, то сейчас даже среднего размера компании могут его привлекать. Процесс стал проще и доступнее, и это повлияло, в том числе, на количество компаний, которые планируют привлекать средства на рынке капитала в ближайшее время. Активность на рынке M&A также была высокой, и покрывала большую часть секторов экономики.

Кроме того в прошлом году было одобрено создание Private Equity книги размером 50 млрд рублей, благодаря чему Сбер стал одним из крупнейших игроков на рынке Private Equity в России. Помимо собственных инвестиций, Сбер планирует привлечение в компании и в российскую экономику средств российских и международных институциональных инвесторов. По итогам года закрыта первая сделка в рамках нового мандата — с компанией IXcellerate. А ранее мы создали Private Equity фонд совместно с арабским суверенным фондом, и в прошлом году фонд закрыл сделку с компанией Nexters, она входит в топ-5 независимых разработчиков игр в Европе. В августе 2021 года Nexters вышла путем слияния со SPAC на биржу NASDAQ c оценкой 1,9 млрд долларов.

Что касается стратегии, то основной упор в ней помимо увеличения количества продуктов, мы сделали на их доступности не только крупным компаниям, но и среднему и малому бизнесу. Это удается за счет цифровизации сложных, структурированных услуг. Как пример могу привести мезонинное финансирование. Если у компании есть дефицит акционерного капитала, то мезонин позволяет бизнесу привлечь недостающие средства в проект. И если в 2018 году таких сделок у нас было 10-15, то сегодня их уже больше 100. Мы активно зашли в сегмент жилой недвижимости. И предложили застройщикам проектный бридж, он полезен в том случае, когда компания не может за счет собственных средств купить площадку под строительство или редевелопмент.

Еще один наш продукт — процентные деривативы. Ещё пять лет назад они были уделом лишь избранных компаний. На сегодня уже больше 42% своего рублевого портфеля юридическим лицам Сбер профинансировал под плавающую ставку. Не так давно ключевая ставка ЦБ РФ падала до 4,25%. Компании, которые финансировались по ключевой, на этом падении значительно снизили свои расходы по обслуживанию долга в острый период пандемии. Но когда начался обратный рост, те, кто думал о будущем, захеджировали рост ставки. Таких процентных деривативов мы в прошлом году продали на 1,5 трлн руб. А это значительная сумма с учетом нашего рублевого кредитного портфеля юрлицам в 11 трлн руб.

Еще один важный аспект — инструменты торгового финансирования и аккредитивные механизмы расчетов. Раньше это тоже было уделом крупнейших экспортеров. Например, вы грузите удобрение в Санкт-Петербурге на судно, которое плывет в Аргентину. Оно туда может идти 20-30 дней. В это время титул на корабль и на собственность переходит банку и является обеспечением по кредиту. Компания-экспортер сразу получает средства. Затем товар приходит в порт разгрузки, где происходит подтверждение сделки в зависимости от типа аккредитива. Сейчас эти же инструменты стали доступны малому и микробизнесу.

Что касается крупных компаний, для нас важно предоставить консистентный сервис на одинаковых условиях и по одним правилам. Не секрет, что отрасль жилой недвижимости сильно отличается от коммерческой и очень сильно — от сельского хозяйства. Но мы поставили себе задачу отраслевую специфику полностью пронести через все сегменты. Неважно, микроторговое ли вы предприятие или Х5. Для вас должен быть единый набор инструментов, удобный для работы.

COVID-19 наверняка повлиял на поведение корпоративных клиентов, расскажите, каким образом, и изменился ли спрос на заемные средства?

— Коронавирус действительно стал проверкой бизнеса на способность к быстрым изменениям и адаптации. Во втором квартале 2020 года регистрация нового бизнеса фактически остановилась, но уже к 2021-му показатель вернулся к допандемийному уровню. Ускорилась оптимизация бизнес-процессов и переход В2С-компаний в онлайн. Если на протяжении 2019 года доля онлайна в оборотах розничной торговли и сферы услуг составляла около 15%, то к первой половине 2021-го — 20%. А минувшей осенью, когда началась новая волна пандемии, его доля превысила 25%.

За время пандемии значительно выросла доля клиентов, которые совершают операции дистанционно. В 2019 году в среднем за квартал документы по расчетно-кассовому обслуживанию наших клиентов занимали 4 тысячи коробок бумаги, сейчас за счет электронного документооборота их уже меньше 2 тысяч.

Но по итогам 2021 года мы видим, что бизнес успешно преодолел последствия пандемии. Корпоративный кредитный портфель увеличился на 10,5% и превысил 17 трлн руб. Мы предоставили финансирование на 14,4 трлн руб., на 7% больше, чем в 2020-м году. Помогала и привлекательная ставка в первой половине года, компании в это время активно привлекали финансирование, чтобы сократить процентную нагрузку.

Сбер по итогам года сохранил долю на рынке кредитования юридических лиц. Она у нас составляет 32,6%, то есть мы выдаем почти каждый третий коммерческий кредит.

Все чаще компании используют выпуск корпоративных облигаций как альтернативный источник финансирования, не требующий предоставления залогов, ограничений по сумме и целевого использования средств. Статистика показывает, что доля облигационных займов в структуре долгового портфеля клиентов достигает 30%. Но с учетом текущих ставок рынок будет под давлением и крупные компании, вероятно, предпочтут традиционное банковское финансирование, в особенности привязанное к плавающей ставке.

Анатолий Попов, СбербанкФото: пресс-служба Сбербанка
А если говорить конкретно про самый пострадавший малый и средний бизнес — насколько охотно он обращается за кредитами после первой волны коронавируса? Какие услуги наиболее востребованы у МСП?

— Мы видим увеличение спроса на кредиты в этом сегменте. В прошлом году без учета льготных было выдано порядка 350 тысяч кредитов. За год это почти двукратный рост. Число кредитующихся клиентов увеличилось на треть. Безусловно спрос стимулировали меры господдержки, в том числе программа ФОТ 3.0. Сбер предоставил по ней свыше 75 млрд руб., что составило больше половины объема всего финансирования. Наша рыночная доля в финансировании МСП увеличилась с 36 до 41%.

Самые популярные сервисы, которые мы предоставляем малому и среднего бизнесу — это расчеты, бизнес-карты, эквайринг, интернет-эквайринг, прием оплаты по QR, электронные кассы. Растет интерес предпринимателей и к небанковским сервисам, которые освобождают от их от рутины. Это онлайн-бухгалтерия, сервисы проверки контрагентов, электронный документооборот, юрист для бизнеса, сервис поиска сотрудников «Работа.ру».

Если вернуться к большим деньгам — SberCIB активно инвестирует: зеленое финансирование, девелоперские проекты, разработка месторождений, кредитование автопроизводителей. Какие знаковые проекты вы бы выделили?

— Начиная с апреля, мы стали свидетелями сырьевого ралли. Стал расти спрос на финансирование проектов в области горной металлургии, газовой и нефтедобычи. Один из важных проектов — финансирование разработки Малмыжского месторождения меди в Хабаровском крае и строительства крупного горно-обогатительного комбината. Мы участвуем в этом проекте в синдикате с долей в 50%, это 97,5 млрд руб. Отмечу также кредитование «Михайловского ГБЖ» на 615 млн долларов. Эта сделка нацелена на широкое применение зеленых технологий, так как при производстве проката из горячебрикетированного железа углеродный след ниже. Еще один зеленый проект — «Эколант», мы финансируем его вместе с ВЭБ.РФ. Это первый в Европе крупный сталелитейный экологический комплекс полного цикла, доля Сбера в проекте составляет 40 млрд руб. Газоперерабатывающий комплекс «Арктик СПГ-2» тоже один из крупнейших и знаковых для отрасли проектов, его инициатором стал «Новатэк». Сбер предоставлял бридж-кредит и участвовал в синдицированном кредитовании, в это проекте наша доля составила 2,8 млрд евро.

Мы серьезно относимся к ESG-трансформации, и это не просто дань моде, а текущая реальность. Компаниям, которые отрицают ESG-повестку, все труднее привлекать финансирование. Как нам кажется, уже в среднесрочной перспективе объем инвестиций, противоречащих принципам ESG, будет стремиться к нулю. На рынке будет появляться все больше зеленых инструментов. Речь идет, как о новых форматах привычных нам финансовых продуктов: зеленые кредиты, фонды ответственного финансирования, так и о принципиально новых услугах. Сейчас мы изучаем продукты, которые позволят компаниям оценивать степень соответствия своих поставщиков принципам ESG.

Что касается ответственного финансирования, портфель зеленых кредитов и кредитов с зависящими от ESG-параметров условиями у нас составляет уже более 300 млрд руб. В этом году мы намерены довести показатель до полутриллиона.

На фоне разных факторов приток прямых иностранных инвестиций в Россию сократился. При каких условиях тренд изменится? Какие отрасли недооценены инвесторами?

— После 2014 года снижение притока прямых иностранных инвестиций было вызвано геополитической напряженностью, был ограничен список проектов, в которые могут входить иностранные участники. Но само по себе снижение объема не столь болезненно для нашей экономики. Прибыль российских компаний в целом выросла. Многие секторы демонстрируют высокие темпы возврата, даже несмотря на уровень процентных ставок. Они экономически эффективны, а значит привлекательны для инвестиций. Идет реализация национальных проектов, начинается инвестирование из ликвидной части ФНБ. Пожалуй, болезненными остаются ограничения на экспорт технологий в Россию.

С точки зрения перспектив инвестирования пора задуматься о глобальном энергопереходе, он уже оказывает большое влияние на российскую экономику. Спрос на ископаемое топливо в будущем будет неизбежно снижаться. Мне кажется, у нас есть шанс занять новую нишу в мировой торговле. Это касается экспорта металлов, которые необходимы для новой экономики, а также рынка сельхозпродукции. Также у нас есть перспективы в секторе торговли квотами на выброс парниковых газов.

В мире и в России в частности наблюдается высокий уровень инфляции. По вашему мнению, когда будет пройдет пик и начнется снижение? Как высокий уровень инфляции влияет на бизнес и фондовый рынок?

— В помесячном выражении с учетом сезонных факторов пик инфляции пришелся на ноябрь 2021 года. То есть в декабре-январе по сравнению с ноябрем базовая инфляция снизилась. Однако она по-прежнему чуть ли не в 2 раза превышает уровень необходимый для достижения 4% в годовом выражении, таргетированный ЦБ. Инфляция находится под влиянием растущего спроса со стороны населения, увеличивающихся издержек производителей на фоне уже глобальной инфляции. Рост энергопотребления, цен на алюминий, на все, что связано с нефтедобычей — все это толкает инфляцию вверх.

Во многом спрос подогрет ростом потребительского и автокредитования, которые находятся на рекордно высоких уровнях. В секторе жилой недвижимости сильно толкают спрос такие программы как кредит под 6%. При ограниченном предложении это тоже взвинтило инфляцию.

Мы полагаем, что дальнейший рост ключевой ставки замедлит рост кредитов в первом полугодии, то есть инфляционное давление снизится.

Кроме того, Банк России таргетирует достаточно консервативную инфляцию и работает с тем, чтобы максимально быстро стабилизировать положение. Мы считаем, что это сбалансированный курс.