Top.Mail.Ru
архив

Уже не мальчик, еще не муж

В 2001 году российский бизнес по созданию информационных систем на предприятиях вышел из младенческого возраста. Изменились отношения между интеграторами и их клиентами. Заказчикам теперь нужны не сетевые решения как таковые, а способы снижения издержек. Как следствие – системная интеграция все более сближается с консалтингом.

 

Сектор системной интеграции занимает 20 – 30% российского рынка информационных технологий. И хотя здесь не принято убивать конкурентов, системные интеграторы далеки от открытости. Они встречают в штыки любые попытки оценить рынок системной интеграции в стоимостном выражении. У каждого из них своя методика расчетов. Кроме того, информация о компаниях, которые могут выполнять крупные заказы, крайне скудна. Зачастую они связаны с государственными предприятиями, информационные потребности которых обслуживают, и по тем или иным причинам предпочитают избегать широкой известности.

 

Что общего между министром и скважиной?

В 2001 году российские компании и учреждения потратили на внедрение информационных систем примерно на 25% больше, чем в 2000-м (по различным оценкам, от $600 млн до $1,1 млрд). Стоимость проектов в зависимости от потребностей заказчика колебалась в диапазоне от нескольких десятков тысяч долларов до нескольких миллионов.

Основными заказчиками были государственные учреждения (40 – 45% от общего объема рынка), крупные компании (45 – 50%) и средний бизнес (5 –15%). Развивались все сегменты рынка информационных технологий, хотя движущие механизмы их роста были разными. В бизнес-секторе основную роль сыграли подъем экономики и державшаяся до последнего времени на высоком уровне цена на нефть. В бюджетном секторе в роли «дорогой нефти» выступила наметившаяся политическая стабильность. Прежде, когда министры со своими ближайшими соратниками менялись практически ежегодно, мало кому из государственных мужей было дело до информатизации вверенных им отраслей.

Для западных интеграторов 2000 год, по словам менеджера американской PeopleSoft Ларисы Смагиной, был «полумертвым», а 2001-й, напротив, вполне удачным. Годовой оборот некоторых компаний увеличился на 30%. На российскийрынок системной интеграции тоже пришли большие деньги. В условиях жесткой конкуренции руководители компаний начали перестраивать бизнес и биться за каждого клиента, поскольку получить нового заказчика стоит в пять – десять раз дороже, чем удержать старого. Вкладывая средства в удержание клиента, компании экономят на затратах по его привлечению. Такой стратегии придерживаются в первую очередь компании, работающие в секторах с высоким уровнем конкуренции, в частности операторы сотовой связи.

«В 2001 году «поделенный» прежде рынок стал для системных интеграторов настоящим полем битвы. Некоторые из них начали развивать бизнес вширь и претендовать на «территории» соседей. Кроме того, на открытый рынок стали выходить «закрытые» компании, которые прежде обслуживали одного крупного клиента и ничем другим не интересовались», – рассказывает президент «АйТи» Тагир Яппаров.

«Несмотря на возрастающую конкуренцию, российские компании гораздо лучше умеют договариваться друг с другом, чем их западные коллеги, – считает генеральный менеджер французской компании Bull в России Александр Чуб. – Россияне объединяются и выходят на тендеры блоками. Все российские компании работают с одними и теми же вендорами (производители базового программного обеспечения. – Прим. «Ко»), но при этом каждая из них обладает уникальным штатом специалистов, которые досконально знают специфику управления и производства в той или иной отрасли».

 

Лидеры поневоле

 В пятерку лидеров российского рынка системной интеграции входят IBS, «АйТи», «Ланит», TopsBI и Sterling Group. Они контролируют около 20% всего рынка. Более 50% договоров выполняют компании, не особо афиширующие свою деятельность. Эти системные интеграторы работают в секторе ВПК или обслуживают одного заказчика-гиганта. К их числу относят «Сибинтек» (работает на ЮКОС), а также «Микротест» и «Техносерв», которые обслуживают проекты МПС. Несмотря на завидное положение (в МПС работают более 30 тыс. бухгалтеров, а ЮКОС ежегодно тратит на информатизацию суммы, превышающие бюджеты крупнейших интеграторов), эти компании активно пытаются расширить круг своих клиентов.

Лидером рынка крупных систем для управления предприятиями является SAP. В течение нескольких лет SAP совместно с BAAN готовили рынок, убеждая руководителей в необходимости системной интеграции. В прошлом году ресурсы, вложенные этими компаниями в перспективу, дали отдачу.

Потенциал российского рынка заинтересовал и других иностранных операторов. В марте 2001 года открыла свое представительство в России американская Frontstep, поглотившая российского интегратора СОКАП. В ноябре завершила консолидацию своего дистрибуторского бизнеса в России датская Navision. В ее собственность перешли дистрибуторское подразделение Columbus IT Partners и компания Navision Software CIS. Так что иностранцы на российском рынке настроены весьма агрессивно.

Отечественные разработчики программных продуктов тоже не спят. Значительно увеличила клиентскую базу на корпоративном рынке компания «Парус», заключившая около 120 новых крупных контрактов. Расширяет присутствие в регионах и корпорация «Галактика».

Отечественные и западные продукты вступили в прямую конкуренцию. Так, заявки на участие в тендере, объявленном недавно одним нефтяным холдингом, подали SAP, «Галактика» и «Парус».

В некоторых отраслях российского бизнеса – например, в банковской сфере – западные решения практически не используются. Несколько банков пытались внедрить у себя западные системы учета и управления, но выяснилось, что их очень трудно подстроить под наши требования.

 

Инженеры идут к бухгалтерам

 Все участники рынка отмечают сближение информационных и управленческих технологий. Президент «Галактики» Николай Красилов считает, что на рынке лидируют разработчики, для которых первичны управленческие технологии, а программный продукт вторичен.

Навстречу системным интеграторам, идущим «от железа», двигаются традиционные консалтинговые компании, идущие «от бухгалтерии». Так, PricewaterhouseCoopers участвует в планировании информационных систем для российских министерств и крупных предприятий. Аудиторская «Юникон/МС» в 2001 году внедряла продукты SAP и Navision и выступала консультантом по развитию интегрированных систем управления.

Впрочем, прошлый год для системных интеграторов ознаменовался не только успехами. Надеждам некоторых игроков рынка не суждено было сбыться. К примеру, IBS в сентябре 2001 года объявила о намерении выйти на биржу и продать 20 – 30% своих акций, что должно было принести компании порядка $200 млн. Однако неблагоприятная конъюнктура перечеркнула все ее планы.

Так и не были реализованы многомиллионные проекты, затеянные такими государственными ведомствами, как «Газпром», Федеральное казначейство и др.

Еще по теме