Уже не модно?
Виктор Каледин, гендиректор компании «Зебра Телеком»:
«Сегодня мы действительно наблюдаем перенасыщение бумагами российских эмитентов. Особенно на рынке альтернативных инвестиций в Лондоне, где подобных предложений уже достаточно много. На мой взгляд, более перспективен выход на новые альтернативные площадки Европы и Америки, где насыщение нашими бумагами не так велико, а также на рынок частных инвестиций (private placement) с последующим IPO».
Леонид Барышев, гендиректор Essen Production:
«Мне кажется, что данная ситуация связана только с рыночной конъюнктурой. Необходимо подождать, когда институциональные инвесторы вернутся к стратегии портфельных инвестиций, дав толчок фондовому рынку. По моему прогнозу, уже в сентябре-октябре ситуация будет нормальной для размещения как IPO, так и облигаций. Мы тоже скорректировали свои планы и отложили размещение облигаций на полгода».
Сергей Камо, вице-президент консалтинговой компании AGA Management:
«Наши бизнесмены еще долго будут относиться к IPO не как к инструменту привлечения инвестиций в развитие бизнеса, а как к публичной фиксации его стоимости. Те бизнесы (банки, ФПГ и т.д.), которые придерживаются такого отношения к IPO, заняли выжидательную позицию до тех пор, пока не улучшится мировая конъюнктура. Другие же, а именно быстроразвивающиеся и «инвестиционно голодные» (например, розничные сети) в данной ситуации выиграют больше, заимствуя не через IPO».
Александр Федорусенко, президент Первого республиканского банка:
«Рынок действительно «перекормлен»: когда мы видели, как легко размещались облигационные займы на фоне растущих фондовых индексов, создалось впечатление, что провести успешное IPO очень легко. Но это отнюдь не так. И когда мнения рынка и эмитента не совпадают, IPO приходится откладывать».
Ирина Туманова, заместитель гендиректора сети «КиноМакс»:
«Принципиально неверно рассматривать IPO как модный тренд. С тем, что фондовый рынок перенасыщен бумагами российских эмитентов, я также не согласна. Российская экономика впервые за многие годы стала действительно привлекательной для западных инвесторов, а «затишье» IPO отечественных компаний можно связать с резкими скачками фондовых индексов и желанием предприятий улучшить показатели собственного бизнеса перед размещением».
Константин Земсков, финансовый директор ChronoPay:
«Массовый перенос сроков IPO никак не обусловлен насыщением рынка. Ведь число наших компаний, успешно вышедших на IPO, не столь уж значительно. Так что нынешнее затишье свидетельствует лишь о желании потерпеть до улучшения рыночной конъюнктуры, когда своих целей можно будет достичь с лучшим результатом».
Игорь Татарников, первый зампред правления Эконацбанка:
«Отказ ряда компаний от публичного размещения связан с нестабильностью на мировых рынках капитала и, в том числе, с ухудшением конъюнктуры российского фондового рынка. Компании стараются оттянуть IPO до стабилизации ситуации».