Top.Mail.Ru
архив

Узорный покров

Мода на IPO захватила консервативную текстильную отрасль. «Альянс «Русский текстиль» в начале года объявил о намерении разместить свои акции на западной бирже. Но позднее компания передумала. Что же остудило пыл крупнейшего в стране производителя тканей? 

В декабре 2005 года один из руководителей ОАО «Альянс «Русский текстиль» (АРТ) Константин Волков неожиданно покинул пост президента компании. Участники рынка поговаривали, что топ-менеджер ушел сгоряча, поссорившись с кем-то из основных акционеров. Журналистам представили нового президента – Владимира Столярова, ранее отвечавшего за финансовый блок. Но в мае этого года Волков вернулся на прежнюю должность.

Трудно судить об истинных причинах ухода и последующего возвращения президента. Сам Волков говорит, что «захотел взглянуть на компанию со стороны и подумать над стратегией и тактикой ее развития».

В нынешнем году «Альянс «Русский текстиль» планировал выйти на IPO. Компания собиралась разместить на публичном рынке 20 – 25% своих акций. Потенциальная капитализация АРТ, по оценкам самих представителей компании, составляет $400 – 450 млн. Но позднее она отложила свои намерения. 

Эх, полным-полна моя коробочка… 

АРТ вырос из небольшого ООО «Пауэр Интернейшнл», занимавшегося импортом хлопкового волокна. Фирма была организована в 1994 году нынешним председателем совета директоров Зеином Ахабаевым. Константина Волкова пригласили в «Пауэр Интернейшнл» в 1997 году на должность финансового директора. В 1999-м в фирму пришла команда менеджеров из многопрофильного холдинга «Савва Кемикал текстиль». Эти люди привели сбытовую сеть из 20 филиалов, которая стала развиваться как независимое бизнес-подразделение – «Новая текстильная компания».

В 1998 году «Пауэр Интернейшнл» решила заняться производством тканей и купила в Ивановской области «Тейковский ХБК» (хлопчатобумажный комбинат). «В конце 1990-х трейдерский бизнес начал угасать. И если бы мы не купили ткацкую фабрику, возможно, ушли бы с рынка», – поясняет Волков. В нагрузку к «Тейковскому ХБК» компания получила долги по зарплате, которая к тому моменту не выплачивалась уже полтора года, а также задолженности по налогам, просроченным банковским ссудам и неоплаченным поставкам сырья. Пик выплаты долгов пришелся на кризисный 1998 год. По словам Волкова, с долгами разбирались года три. Между тем в декабре 2000 года «Пауэр Интернейшнл», «Новая текстильная компания» и «Тейковский ХБК» объединились в ОАО «Альянс «Русский текстиль».

Производственные мощности «Тейковского ХБК» были рассчитаны на большую норму загрузки, рынок не мог поглотить такого количества однотипных тканей. Новым владельцам пришлось потратить $12 млн на модернизацию предприятия.

В 2005 году объемы производства готовых тканей на «Тейковском ХБК» увеличились на 32% по сравнению с 1986-м, после которого комбинат вступил в затяжной период кризиса. Раньше предприятие выпускало 5 – 7 видов тканей (в основном фланели, ткани для рабочей одежды) шириной по 80 см, а теперь их количество достигло 40 видов. При этом ширина ткани увеличилась до 3 м – в соответствии с рыночным спросом.

Когда фабрика заработала стабильно, встала проблема дефицита квалифицированных рабочих. Руководству пришлось заняться поиском старых работников комбината, многие из которых были уже на пенсии, и восстанавливать подзабытую систему наставничества.

Дела шли успешно, и в 2001 году руководство АРТ приняло решение купить второе предприятие. Выбор пал на «Камышинский комбинат», бывший «Комбинат имени Косыгина». Некогда крупнейшее текстильное предприятие в Европе к тому времени обанкротилось. Запускать его пришлось с нуля. В какую сумму это обошлось, руководители АРТ уже не помнят. По оценке экспертов Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko, стоимость помещения могла составить порядка $70 – 150 за кв. м. Из трех огромных корпусов сделали два. На модернизацию потратили $7,5 млн. Получилось компактное производство, которое сегодня является ведущим в стране переработчиком хлопка.

Однако самым дорогим приобретением для АРТ стало ОАО «Товарищество Тверская мануфактура», купленное в том же 2001 году за $12 млн. В техническое перевооружение предприятия, которое завершилось осенью 2004 года, АРТ инвестировал еще $12 млн. Теперь в корпусах, принадлежавших некогда Савве Морозову, располагается современное производство набивных бязей. За последние пять лет «Тверская мануфактура» утроила объемы: в 2005 году предприятие переработало 18 000 тонн хлопковолокна, выпустив 50 млн погонных метров широких тканей. 

Облигации на модернизацию 

Производство суровых тканей, которые преимущественно выпускали советские фабрики, не отличается высокой рентабельностью. Поэтому в АРТ решили строить новые высокотехнологичные отделочные фабрики в Твери и в Тейкове. Оборудование заказывали в Германии, Италии и Швейцарии. Например, в отделочную фабрику для «Тейковского ХБК» инвестировали $10 млн.

В начале 2000-х начали расти мировые цены на хлопок-сырец. Поэтому в Тейкове за $3,5 млн построили еще и фабрику регенерации хлопка. «Мы покупаем хлопок пятого или шестого сорта и путем дополнительной очистки повышаем его качество до второго и даже до первого», – поясняет Волков. С учетом затрат на строительство фабрики и финансирования ее работы экономия составляет 7 – 8%. К примеру, в 2005 году на мировом рынке хлопок хорошей очистки стоил $1450 за тонну, а низкосортный – $700 – 800.

В 2005 году «Альянс «Русский текстиль» первым из отечественных предприятий организовал производство в Казахстане. В Чимкенте совместно с местным ОАО «Мырзакет» компания построила прядильно-ткацкую фабрику. В результате за счет казахстанского хлопкового производства АРТ смог существенно сэкономить на издержках по закупке сырья. «Мырзакет» ежегодно производит около 80 000 тонн хлопка. «Этого достаточно, чтобы удовлетворить 25% потребности в хлопке-сырце российских текстильных предприятий. При наличии производства внутри страны мы сокращаем налоги и избавляемся от таможенных пошлин, так что сырье нам будет стоить дешевле», – говорит Волков. Общий объем инвестиций в строительство фабрики составил $33 млн, из них АРТ и «Мырзакет» вложились поровну.

Вся прибыль «Альянса» реинвестировалась в технологические преобразования комбинатов. Но и этого не хватало: в период 2003 – 2005 годов только в модернизацию и создание новых фабрик было инвестировано около $50 млн. Пришлось размещать три рублевых облигационных займа – на 500 млн, на 1 млрд и на 1,2 млрд руб. Первый заем АРТ погасил 12 сентября этого года. В компании не исключают вероятности четвертого займа в 2007 году, который может быть не меньше третьего.

Сегодня АРТ представляет собой вертикально интегрированную структуру: управленческий блок, три прядильно-ткацкие и две отделочные фабрики, а также 64 склада-представительства в российских регионах. Технологические возможности такого гиганта предполагают полный цикл текстильного бизнеса – обработку хлопка, производство тканей, выпуск швейных изделий, продажу готовой продукции через собственную сбытовую сеть.

«По принципу вертикально интегрированной системы работают большинство российских текстильных холдингов. Непосредственный контакт с конечным потребителем позволяет быстро реагировать на все изменения рынка. Однако АРТ имеет еще и собственную сырьевую базу в Казахстане, и это выгодно отличает его от конкурентов», – отмечает Анна Митрофанова, директор отраслевого информационно-аналитического агентства «Анитэкс».

«В России интегрированным структурам легче выжить. Конкурентное преимущество таких компаний в концентрации финансовых потоков, достаточных и для инвестирования собственных средств, и для работы на рынке заимствований. По уровню инвестиционной активности интегрированные компании намного опережают другие предприятия отрасли», – продолжает Андрей Реус, заместитель министра промышленности и энергетики РФ.

По мнению одного из представителей «ТДЛ-Холдинга», «Русский текстиль» динамично развивается за счет широкой сети представительств. «Например, у нас есть представительства за рубежом, а в России мы работаем через дилеров», – говорит источник в «ТДЛ-Холдинге». 

Как это делается 

Готовую ткань АРТ продает крупным и мелким оптом по всей территории РФ, а также на Украину. Всего у компании порядка 15 000 оптовых покупателей, в основном швейные предприятия. Руководители АРТ несколько лет назад пробовали развивать свою розничную сеть. Но быстро отказались от этой идеи. «Если затраты собственных магазинов наложить на объем реализации, то получается, что продавать через другие магазины намного эффективнее, – говорит Волков. – В Москве мы работаем с сетями «Пятерочка», «Копейка», «Седьмой континент», «Перекресток», «Ашан», где продаем домашний текстиль».

Из производителя тканей АРТ постепенно превращается в компанию, выпускающую широкий ассортимент готовой продукции. В странах Юго-Восточной Азии предприятие покупает текстиль высокого качества (жаккард, сатин) и шьет из него скатерти, полотенца, постельное белье. Дело в том, что российские предприятия выпускают в основном бязь, а для производства постельного белья ее одной недостаточно. По словам Волкова, чтобы построить у нас фабрику по производству того же жаккарда, нужно несколько миллионов долларов. Поэтому такую ткань проще купить.

Сегодня в структуре внутренних продаж АРТ готовые изделия составляют около 20% в денежном выражении, и к концу 2006 года менеджеры предприятия планируют довести их долю до 30%. В этом смысле компания не оригинальна. Производить готовую продукцию стремятся все крупные текстильные холдинги. И это понятно: по оценкам экспертов, рентабельность производства тканей составляет 10 – 20 %, а готовой швейной продукции – 40 – 50%.

В «Яковлевском» на долю готовой продукции приходится 40,7% оборота. Например, ежемесячно холдинг продает 250 000 – 280 000 комплектов постельного белья, его доля на отечественном рынке постельных принадлежностей оценивается в 7%. Еще компания производит спецодежду, а также текстильные изделия для ванной. Владельцы АРТ помимо домашнего текстиля намерены развивать производство джинсов и сорочек, трикотажа, чулков и носков.

АРТ большую часть готовых изделий производит на швейных фабриках при «Тейковском ХБК» и «Тверской мануфактуре», существующих еще с советских времен (тогда там шили детские пеленки и полотенца из остатков тканей). Кроме того, АРТ размещает заказы на производство махровых халатов, полотенец, постельного белья на фабриках России, Бразилии, Турции, Пакистана, Китая. Между тем в развитие собственного швейного производства в Ивановской области уже в текущем году компания планирует вложить более $300 000. Однако от аутсорсинга Волков отказываться не собирается.

В объеме продаж АРТ продукция собственного производства составляет 70% (ткани и готовые изделия). В планах компании сократить долю изготавливаемого своими предприятиями товара до 50%. «Вещи, которые мы производим на стороне, по рентабельности сопоставимы с теми, что мы делаем сами. Однако они подвержены меньшим рискам по сезонности, технологическим проблемам, – поясняет Волков. – К тому же собственные предприятия не смогут выработать всего того разнообразия тканей, которое необходимо клиенту».

Участники рынка эффективность аутсорсинга оценивают неоднозначно. «Это удобно: разместил на стороне заказы – и занимайся спокойно маркетингом и реализацией. Мы тоже работаем по такой схеме», – говорят представители «ТДЛ-Холдинга».

На «Яковлевском» придерживаются противоположной точки зрения. «Современный рынок требует максимальной оперативности. При размещении заказов в Китае или на российских предприятиях сложно обеспечить скорость поставок. Например, с момента размещения заказа в Китае до получения готовой продукции проходит 45 – 60 дней, а собственное производство может справиться с задачей за одну-две недели», – поясняет Юрий Яблоков, генеральный директор текстильного холдинга «Яковлевский».

По его мнению, в собственном швейном производстве есть еще один положительный момент. «Оно позволяет изготавливать небольшие партии товара. Например, ежедневно мы принимаем 10 заказов по 500 наименований товара, в каждом присутствует по 10 – 15 различных видов, которые различаются еще по размерам и цветам. Выполнить такую задачу можно только на собственных фабриках», – резюмирует Юрий Яблоков. 

Претензии на зрелость 

В страны дальнего зарубежья АРТ продает 10% своих тканей и готовых изделий. В ближайший год компания намерена увеличить объем экспорта в полтора раза. Стоит заметить, что российский текстиль пользуется спросом за границей. По данным «Анитэкс», в первом полугодии текущего года отечественные фабрики продали за границу 185,39 млн кв. м хлопчатобумажных тканей, то есть около 18% от общего производства. Рост экспорта по сравнению с первым полугодием 2005 года составил 11,5%. Однако, по словам Анны Митрофановой, около половины экспорта составляют суровые ткани, с низкой добавленной стоимостью.

Западноевропейские фирмы традиционно покупают в России ткани-полуфабрикаты, отбеливают, «набивают» рисунок, а затем шьют постельное белье. В 2005 году АРТ отправил за рубеж помимо 30 млн погонных метров тканей еще 20 000 спальных комплектов. В планах компании за 2 – 3 года довести долю готовых изделий в экспорте до 100%.

Сегодня суммарная рентабельность АРТ составляет около 30%. В 2005 году по сравнению с 2004-м совокупный оборот компании увеличился на 17%, выручка от экспортных операций – на 50% . В текущем году предприятие продаст товара на $400 млн, из них около $50 млн составит экспорт.

Как считают некоторые аналитики, рыночные условия для выхода на IPO для быстрорастущей компании сейчас самые благоприятные. «В этом году многие предприятия потребительского сектора успешно разместились на довольно привлекательных условиях», – отмечает Татьяна Бобровская, эксперт инвестиционно-финансовой компании «БрокерКредитСервис».

Станет ли «Русский текстиль» первой ласточкой российского легпрома, выпорхнувшей на IPO? В ближайшие месяцы явно нет. Участники рынка утверждают, что АРТ собирается на IPO уже не первый год. «Я не уверена, что кто-то из текстильщиков вообще выйдет на IPO. Все подобные предприятия приватизировались по остаточному признаку, их изначальная стоимость была невысока. И сегодня они ценятся дешево, потому что стоят на дешевой земле и размещены в старых зданиях. Нужно производить переоценку мощностей. Иначе акции разместить можно, но кто их купит?», – рассуждает Елена Лобачева, ответственный секретарь «Русского хлопкового сообщества».

По мнению Татьяны Бобровской, из «БрокерКредитСервиса», медлительность АРТ связана с неготовностью менеджмента в данный момент перейти на международные стандарты отчетности, полностью раскрыть финансовую информацию, необходимую для размещения ценных бумаг на западной бирже.

Чтобы получить за акции нормальную цену, компанию надо правильно подать инвестору. «Нельзя торопиться с выводом акций на внешний рынок. Есть возможность в течение двух-трех лет повысить капитализацию до $1 млрд», – говорит сегодня Волков. «После проведения подготовительных мероприятий, которые займут примерно полтора-два года, АРТ способен разместить свои акции на IPO. Думаю, они будут пользоваться спросом», – считает Роман Журков из Транскредитбанка.

Вопрос в том, является ли решение выйти на IPO насущной необходимостью или это всего лишь дань моде? «Предприятию надо расширять продажи за границей, а для этого необходимо иметь там имидж котирующейся компании», – считает Анна Митрофанова из «Анитэкса». Действительно, чтобы наладить контакты с европейскими организациями, нужно открывать отчетность. Иначе никто не будет иметь дела с малоизвестной фирмой.

Другие текстильные предприятия выводить свои акции на внешние рынки не торопятся. «Если компания растет быстрыми темпами, то для акционеров более выгодны кредитные средства и облигационные займы. Продажа акций становится актуальной, например, при реализации масштабных проектов, на которые нет возможности привлечь кредитные средства, – полагает Юрий Яблоков из «Яковлевского». – Нам пока удавалось наращивать обороты на 30% в год, и мы имеем возможность привлечь заемные средства на проекты. Хотя и не исключаем вероятность выхода на IPO в будущем».

«Для наших текстильщиков необходимо IPO. На мировом рынке конкуренция с Китаем очень высока, и российские производители должны постоянно наращивать мощности и модернизировать производство, – считает Владислав Кочетков, аналитик компании «Финам». – А самые дешевые заемные средства можно получить с помощью IPO». По его мнению, «Альянс «Русский текстиль», пожалуй, единственный игрок в отрасли, которому IPO реально доступно. Остальные предприятия слишком малы. Поэтому мало кто из текстильщиков в настоящее время всерьез задумывается над тем, чтобы вывести свои акции на внешний рынок.

 

Что такое «Альянс «Русский текстиль»

Год основания: 2001

Сфера деятельности: производство тканей и текстильной продукции

Оборот в 2005 году: $323 млн

Чистая прибыль в 2005 году: $12 млн

Активы: «Тейковский ХБК», «Товарищество Тверская мануфактура», «Муромский ХБК «Красный Луч», «Камышинский ХБК», «Тейковская фабрика регенерации хлопка» и пр.

Количество региональных представительств: 64

Штат: 12 500 человек

Основные конкуренты: «Яковлевский», «ТДЛ-Холдинг», «Шуйские ситцы», «Чебоксарский ХБК»

 

Российские производители хлопчатобумажных тканей, %*

«Альянс «Русский текстиль» – 25

«ТДЛ-Холдинг» – 12

ТХ «Яковлевский» – 11

ХБК «Шуйские ситцы» – 10

«Чебоксарский ХБК» – 7

«С-Текстиль» – 5

«Монолит» – 4

Другие – 26

* в натуральном выражении

Источник: «Русский текстиль»

Еще по теме