Top.Mail.Ru
архив

В Белом доме теперь принято работать по совместительству

Подписанием традиционного документа "Распределение обязанностей между председателем и заместителями председателя правительства Российской Федерации" Владимир Путин завершил формирование руководства своего второго правительства. Являющийся священным для чиновников Белого дома и аппарата федеральных министерств и ведомств документ увидел свет 13 января.

Напомним, что руководство нынешнего кабинета состоит из семи вице-премьеров, только один из которых - Михаил Касьянов - является первым. К числу "простых" вице-премьеров отнесены Виктор Христенко, Сергей Шойгу, Илья Клебанов, Валентина Матвиенко, Владимир Щербак и Николай Кошман.

Как нетрудно заметить, абсолютно новыми лицами в головке кабинета являются Михаил Касьянов, Сергей Шойгу и Николай Кошман. Последний, впрочем, назначен так называемым ситуационным вице-премьером по вопросам Чечни и в документе о распределении обязанностей практически не фигурирует - он не курирует деятельность никаких федеральных ведомств, а его должность именуется "вице-премьер, полномочный представитель правительства РФ в Чеченской республике". Два других новичка в вице-премьерских креслах тоже не избежали совмещения должностей, но эти совмещения иной природы: если у Кошмана двойное название подчеркивает его исключительную замкнутость на Чечне, то полномочия Касьянова и Шойгу, выросших из кресел соответственно министра финансов и министра по чрезвычайным ситуациям и сохранивших их за собой, изрядно возросли.

Михаил Касьянов, названный Путиным единственным первым вице, учитывая нынешнее совмещение самим Путиным обязанностей президента и премьера, очевидно, становится фигурой ключевой во всех отношениях. Помимо председательства в "малом совнаркоме" - правительственной комиссии по оперативным вопросам - он координирует взаимодействие с Центробанком и "по поручению председателя правительства координирует деятельность заместителей председателя правительства и других членов кабинета" - две последние обязанности обычно являлись прерогативой только главы кабинета.

Другой совместитель - Сергей Шойгу прирезал к своим чиновным владениям ряд ведомств, оставшихся без куратора после удаления из Белого дома Николая Аксененко (подробнее распределение кураторства видно из приведенной схемы). Кроме вполне прогнозируемого перехода Минспорта и туризма от Матвиенко к Шойгу (к чему, вероятно, приложил руку соратник Шойгу по предвыборному блоку "Единство" Александр Карелин) Шойгу сформировал под своим началом мощный "экстремально-складской блок". Обращает внимание переход под кураторство Шойгу Агентства по государственным резервам (весьма закрытое ведомство, занимающееся наполнением "государственных закромов" на случай войны) и в особенности Федеральной службы железнодорожных войск, ранее всегда традиционно "прицепленной" по линии курирующего вице-премьера к МПС (между тем сейчас старейшее российское министерство отошло к Клебанову). Надо думать, что этим шагом Шойгу продолжает последовательно искоренять все военизированные формирования, располагающие финансово-хозяйственными возможностями, путем включения их в орбиту влияния родного ему МЧС (как ранее произошло с гражданской обороной). Излишне говорить, что в прежнем правительстве оба последних ведомства курировались Аксененко.

Однако в наибольшей степени экс-владения Аксененко "пощипали" два других вице-премьера: Виктор Христенко и Илья Клебанов. Первому из них досталось кураторство Минтопэнерго, "прицепленной" к нему Федеральной энергетической комиссии, Госкомитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и Федерального дорожного агентства. Клебанов получил от Аксененко наследство в виде кураторства Минсвязи, Минтранса, Федеральной службы воздушного транспорта и собственно МПС. Заметьте, что при столь щедрых приращениях оба этих чиновника не потеряли ни одного из ранее курируемых ими ведомств, а отсюда можно сделать вывод, что влияние и аппаратный вес Христенко и Клебанова в новом составе правительства значительно выросли. За Христенко оставлены вопросы взаимодействия с международными финансовыми организациями и поступления доходов в бюджет, а в качестве разгрузки он передал Клебанову ранее числившееся за ним Министерство экономики, а Касьянову - Федеральную комиссию по ценным бумагам.

Владимир Щербак и Валентина Матвиенко остались при своих, при этом Матвиенко подтвердила свой статус правительственного долгожителя - она является старейшиной (или дуайеном на понятном Валентине Ивановне дипломатическом языке) вице-премьерского корпуса, входя уже в четвертый состав правительства при трех разных его главах (Примакове, Степашине и в двух составах кабинета Путина).

Вопросы замещения в случае временного отсутствия руководителей правительства решаются следующим образом: обязанности Путина исполняет, понятно, Касьянов; Клебанов исполняет обязанности Христенко и Шойгу; если нет Клебанова - его вопросы достаются Христенко; Матвиенко и Щербак равно взаимозаменяемы. Лоббистам на заметку: в кабинете есть один незаменимый человек - Михаил Касьянов, который никому ничего не передает и соответственно не может отлучаться из Москвы ни на день. Такого, впрочем, в жизни не бывает, и в том случае, если это не оговаривается документом, в действие вступает, так сказать, житейское право: нынешний первый вице Касьянов занял в Белом доме опустевший кабинет Аксененко, а Христенко, несмотря на формальное понижение статуса из первого в "простого" вице, остался в своем прежнем кабинете; значит, именно к нему пойдут бумаги в отсутствие Касьянова.

Еще по теме