В Дубае наступили русские заморозки
Инвестиции в Дубай больше не так привлекательны и безопасны для россиян. Как бы ни рос этот рынок в будущем, оверкомплаенс со стороны банков, девелоперов и государственных регуляторов ОАЭ может нивелировать всю прибыль. Есть вероятность, что вы просто не сможете вывести деньги из местного банка, безуспешно доказывая менеджеру невинность своих транзакций. А потом столкнетесь с проблемами при попытке продать апартаменты. И адекватной замены Эмиратам на горизонте пока не видно.
Россия с пониманием относится к проблемам своих компаний в банках ОАЭ, Турции и Китая, поскольку эти юрисдикции испытывают беспрецедентное давление со стороны Запада и обоснованно опасаются вторичных санкций. Примерно так прокомментировал задержки платежей за российскую нефть через финансовые учреждения этих стран пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
В 2022 году, когда контрагенты и банки США, ЕС, стран Британского союза, Японии, Тайваня и Южной Кореи прервали коммуникацию с российскими компаниями, Дубай, Абу-Даби, Фуджейра и Шарджа стали для них самым удобным посредником для непрямых расчетов с поставщиками западных товаров и с новыми покупателями российской нефти. Это было обусловлено фактической привязкой дирхама ОАЭ к доллару и легкостью обмена одного на другой. В частности, Индия, чьи НПЗ массово перерабатывали дисконтный Urals и продавали топливо в Европу, меняла свои рупии на дирхамы, а российские компании платили ими за товары, которых не было на индийском рынке.
«Еще пару лет назад Эмираты были перспективной юрисдикцией для российского бизнеса: в стране было льготное налогообложение, наличие около 40 свободных экономических зон, высокий уровень жизни, — напоминает «Компании» собеседник в «Деловой России». — С 2023 года, правда, в ОАЭ был введен корпоративный налог в размере 9% с налогооблагаемой прибыли компаний. Но ключевым фактором все же была сама возможность открывать расчетные счета. Когда в Европе банки массово стали закрывали счета бенефициаров с российскими паспортами, все начали переводить деньги из ЕС в Эмираты. Приток средств в ОАЭ от россиян составил миллиарды долларов. И это, в том числе, также являлось вкладом в бурный экономический рост экономики ОАЭ в 2022 году».
На этом фоне число бизнес-резидентов и IT-релокантов из РФ в Эмиратах увеличилось сразу на несколько тысяч. За ними потянулась традиционная «обслуга»: представители индустрии красоты, специалисты по языкам и веллнессу, коучи, гувернантки, рестораторы, шоубизнес, психологи, гадалки, массажисты, проститутки. Бум сопровождался параллельным импортом автомобилей из ОАЭ и ростом числа рейсов Emirates, Etihad и Qatar Airways между Россией и внешним миром, поскольку российские самолеты во многих странах не принимали.
Статус: все дискретно
Проблемы начались в 2023 году после ряда встреч американских дипломатов, представителей FATF и OFAC с регуляторами, финансовыми властями и бизнесом ОАЭ. Американцы предупредили, что не допустят превращения Эмиратов в санкционный хаб и пригрозили вторичными санкциями. В Дубае восприняли это предупреждение более чем серьезно. Даже если под вторичные санкции попадет один второстепенный банк Эмиратов, ущерб для этой нефтяной монархии, которая на фоне «зеленого перехода» видит свое будущее как международный финансовый центр, будет огромным.
В декабре 2023 года, когда блокировки российских счетов стали эпидемией, Дубай посетил Владимир Путин. Президента РФ приняли с королевскими почестями, которые подчеркивали независимость внешней политики ОАЭ от западного давления. Но проблемы с платежами остались и даже усугубились. Что с этим делать, пока не очень понятно. Дмитрий Песков говорит, что Россия работает с партнерами из Эмиратов «дискретно». Дискретно — значит прерывисто.
Между тем проблемы в Эмиратах испытывают не только нефтетрейдеры, к которым приковано особое внимание Вашингтона и Брюсселя. С осени, а в некоторых случаях и с лета 2023 года с дополнительными проверками столкнулись владельцы практически всех компаний, у которых были российские паспорта.
«Раньше открыть компанию в престижной свободной экономической зоне можно было примерно за месяц, в небольшом эмирате — за неделю. На открытие счета в солидных банках (таких, как First Abu Dhabi, Emirates NBD и др.) у юрлиц уходило два-три месяца. Сейчас этот процесс занимает до полугода и может повлечь оплату дополнительных услуг юридических компаний от 10 тысяч долларов, и то, если документы идеальные. Банковский сектор в сторону России сейчас вообще не работает: платежей в Россию и из России не ведется, все приходится делать через третьи страны», — констатирует один из российских бизнес-резидентов.
«Надзор тем строже, чем крупнее банк, — рассказал “Компании” владелец технологической компании, открывший счета в ОАЭ задолго до февраля 2022 года. — В Commercial Bank of Dubai любые проводки под лупой проверяют, мы даже остатки вывести не можем. В Union National Bank комплаенс мягче, но тоже все очень долго. Половина платежей просто висит: ни туда, ни обратно».
«Тебе выдают справку, что у тебя на счету находятся деньги, и по этой справке может быть через полгода тебе их позволят снять», — добавляет другой бизнесмен.
Место рождения как приговор
С осени прошлого года с проблемами при проведении платежей в ОАЭ столкнулись и многие физические лица — включая тех, кто просто купил недвижимость, связан с РФ косвенно или был связан с ней в далеком прошлом, говорят собеседники «Компании».
«Счет по российскому паспорту могут не открыть, даже если ты просто хочешь купить квартиру, — объясняет собеседник “Компании”. — Но бывает, человек пришел с европейским паспортом, а в графе “место рождения” указан город Москва. Это тоже может стать основанием для отказа. Если недвижимость у тебя уже есть, счет могут открыть, чтобы ты мог оплачивать ее содержание. Но и в этом случае никто не дает стопроцентных гарантий. В 2023 году интерес россиян к покупке недвижимости в связи с этим продолжает падать. Но сейчас россияне уже не скупают недвижимость в Эмиратах в таких объемах, как это было полтора-два года назад. Интерес к рынку заметно теряется. Так, в 2023 году, по данным дубайского брокера Betterhomes, в рейтинге покупателей недвижимости россияне опустились с 1 на 3 место. Некоторые распродают ранее приобретенную недвижимость в Дубае, другие сохраняют ее, но сами переезжают в другие места или возвращаются домой».
Закрывать счета физическим лицам из России в ОАЭ тоже стало трудно. «Время от времени тебе приходят письма из банка с просьбой дать пояснения по каким-то платежам, — приводит пример наш собеседник. — Если ты вдруг по каким-то причинам на это письмо не ответил, видимо, это повод и тебе просто закрывают счет и вместо денег выдают расписку. Я несколько случаев таких знаю: пострадавшие потом возвращают свои деньги правдами и неправдами. Кому-то удается, кому-то нет, процедура сложная. Это другая банковская система, она от нашей отличается очень сильно: медленная, неповоротливая, там все зависит от личных отношений с менеджерами банков. В большинстве случаев вернуть деньги — большая проблема».
Эмираты закончились
Параллельный импорт автомобилей из ОАЭ в Россию тоже снизился, и это уже не связано с банковскими проблемами. Раньше, говорят собеседники «Компании», дорогие машины возили самолетами в Бишкек, где растаможка была самой дешевой в ЕАЭС. Но сейчас эту лазейку прикрыли, утильсбор в России вырос, спрос упал.
Вся эта новая реальность сильно отличается от рекламных образов Дубая, которыми по инерции заваливают россиян риэлторы, финансовые посредники, юрконсультанты и трэвел-блогеры.
«Представление об Эмиратах россиянам пора менять, — констатирует один из собеседников «Компании». — На бытовом уровне к русским относятся здесь по-прежнему хорошо, но в финансовом плане россиян там так “зажали”, что многие уже больше не хотят рисковать. На фоне ужесточения финансовой политики ОАЭ в отношении российских компаний популярность Эмиратов стремительно падает. Как точка выхода на внешний рынок Эмираты потеряли для России прежнюю роль. Но чем их заменить? Турция тоже не вариант. Пишут, что американцы ходят по турецким компаниям и элементарно запугивают. Может, после выборов в США ситуация изменится. Ну и Европа будет делать то, что скажут в Госдепе. А пока русский бизнес пробует новые точки выхода на международные рынки и новые финансовые гавани. Деньги любят “тишину”».