В фарватере

24.01.200500:00

Крупнейшему оператору нефтеналивного флота компании «Волготанкер» грозит банкротство из-за претензий со стороны налоговых органов. Управление федеральной налоговой службы по Самарской области на минувшей неделе для обеспечения интересов государства с санкции прокуратуры арестовало имущество компании на общую сумму в 650 млн руб. Еще в декабре УФНС предъявила судовладельцам претензии по неуплате НДС за 2001 год в размере 715 млн рублей. «Волготанкер», в свою очередь, обратился в арбитражный суд Самары, который приостановил взыскание недоимок. Налоговая служба на это заявила, что ничего о решении суда не знает, и если компания не начнет погашать задолженность, то необходимую сумму станут списывать с ее счетов. В результате в четверг арестовали счета компании.

«Волготанкер», крупнейшее российское речное пароходство, обладает самым большим танкерным флотом – 323 судна с общим тоннажем в 1,25 млн т. До 2000 года пароходство принадлежало структурам ЮКОСа, и, по мнению аналитиков, сейчас компания расплачивается за связь с нефтяниками. Однако существует более веская причина для нелюбви со стороны налоговой службы. За последние четыре года «Волготанкер» почти две сотни раз судился с региональным налоговым управлением, требуя возместить НДС за перевозку экспортных грузов. Общая сумма претензий составляла почти 300 млн руб., и большинство дел пароходство выиграло. Регулярные победы «Волготанкера» в судах сделали компанию главной мишенью для местных налоговиков. В ход пошла обкатанная на ЮКОСе технология, включающая предъявления крупных исков по прошедшим налоговым периодам и арест основных активов компании. Смертельная комбинация, лишающая «жертву» шансов на продолжение нормального бизнеса и ведущая к банкротству и распродаже собственности.

Из-за конфликта с налоговым управлением скорее всего будет отложена приватизация 20% акций пароходства, принадлежащих государству. Планировалось, что их выставят на продажу в этом году (остальные 80% акций принадлежат кипрским офшорным компаниям и, по неофициальным данным, контролируются менеджментом «Волготанкера»). Помимо этого, пароходство, в лучшем случае, может опоздать с началом навигации 2005 года. «В принципе, я бы не стал сейчас делать очень пессимистичных прогнозов, поскольку у нас еще есть время подготовиться. Но все будет зависеть от того, как зимой пройдет судоремонт. Если мы сможем провести все платежи контрагентам в срок, то флот будет готов к началу навигации», – говорит вице-президент «Волготанкера» Андрей Клейменов.

По мнению аналитиков, даже самый неблагоприятный для пароходства исход спора с чиновниками не приведет к коллапсу на данной транспортной артерии; рынок скорее всего будет перераспределен между другими игроками. Перевозка речным транспортом пока обходится дешевле, чем по железной дороге. «Суда «Волготанкера» никуда не денутся. Кто бы ими ни владел, они все равно будут работать и перевозить груз, это же не морские суда, которые в случае ареста ставят на прикол в порту. Если банкротство компании все-таки будет неизбежно, то танкеры купят другие пароходства», – говорит директор проектов информационно-аналитического агентства SeaNews Алексей Безбородов.