В гостях у сказки

30.06.201400:00

Лихтенштейн - это 160 кв. км зажатой между Австрией и Швейцарией территории, на которой проживают 36 000 с небольшим хвостиком человек. По мировым и даже по европейским масштабам - говорить не о чем. Одно из карликовых образований в мире, где многие сотни лет правит княжеская семья, что лишь добавляет некой кукольности.

Основная достопримечательность столичного городка Вадуц - стоящий на горе княжеский замок (один из многих, принадлежащих семье), куда, впрочем, туристам в целом вход заказан. Для удовлетворения любопытства граждан на автобусной станции (она же центральная площадь) стоит скромный макет строения. Кстати, некоторые свои замки, например в Вене, княжеская семья сдает в аренду, скажем, для проведения свадеб. Фиксированного прайс-листа, похоже, не существует, все зависит от времени года, продолжительности мероприятия, числа гостей, задуманных развлечений.

Что еще? Немного нервирует, особенно когда попадаешь в Лихтенштейн в летнюю жару, почти полное отсутствие кондиционеров даже в пятизвездочных отелях. Получается забавно: мишленовский ресторан с изысками и вентилятор в номере. Все дело в неких особенностях местного законодательства, таким образом защищающего окружающую среду.

Сильное впечатление оставляет лихтенштейнское виски: его здесь выдерживают в бочках из-под пино-нуар. По вкусу это не виски и не коньяк, а что-то среднее между ними. Кстати, в княжестве и пиво свое варят. Ну и, конечно, княжеские виноградники и винодельня выдают продукцию.

Впрочем, основная статья доходов Лихтенштейна и источник заработка его граждан не сельское хозяйство, в котором в 2012 г. было занято менее 1% рабочей силы, и даже не туризм. Без малого 60% занятых концентрируются в сегменте услуг и почти 40% - в промышленности. Представители Лихтенштейна настаивают на том, что их страна - одна из самых высокоиндустриализованных в Европе. 34 из 40 компаний - членов Торгово-промышленной палаты Лихтенштейна - это промышленные бизнесы.


Маленький промышленный гигант

Львиная доля промышленных компаний в стране - такие же небольшие, как она, с числом сотрудников менее пятидесяти человек. Зато их почти 600 (по некоторым экспертным расчетам, на девять жителей Лихтенштейна приходится один бизнес), и Гулливером на их фоне выглядит местный производитель оборудования, техники, расходных материалов и поставщик комплексных решений для строительства Hilti: 120 стран присутствия, включая Россию, и 21 000 работников по всему миру.

Журналистов в Hilti принимают охотно, о специфике производства рассказывают добросовестно, даже слишком: при 32-градусной жаре ходить по цехам с печами, разогретыми до 800 градусов, в отсутствие системы кондиционирования - удовольствие не просто ниже среднего, а совсем никакое. Только и думаешь о том, что лекцию о производстве гвоздей и супершурупов можно было бы сократить, а менеджменту компании давно пора подумать о внедрении принципиально иных систем охлаждения воздуха в цехах, коль скоро кондиционеры в Лихтенштейне вне закона. Пока же из систем охлаждения удалось увидеть только бесплатное мороженое.

Рабочие, надо полагать, привыкли, тем более что смена в среднем длится пять часов. Иначе место работы поменяли бы - безработицы в княжестве практически нет. Ее уровень составил в 2012 г. 2,3%. Показатель колеблется вокруг этой отметки с 2006 г., когда он равнялся 3,3%. Так что сейчас работа есть практически у всех, кому она нужна, и даже более того: при населении в 36 838 человек в стране фиксируется 35 829 занятых. Ежедневно в Лихтенштейн приезжают трудиться 18 740 граждан из близлежащих стран, в том числе и из южной части Германии. Вообще, среди работающих в Лихтенштейне иностранцев насчитывается около 70%. В княжестве расположены производства, например, немецкой ThyssenKrupp, австрийской Swarovski, швейцарской Oerlikon. Корпоративный налог в Лихтенштейне - 12,5%.

Средняя месячная зарплата в целом по экономике в 2010 г. (последние доступные данные) - 6257 швейцарских франков (с 1924 г. швейцарский франк - валюта Лихтенштейна), в том числе максимальные 9243 швейцарских франка в сегменте образования, что соответственно по среднему курсу того же года составляет около 4300 евро и 6500 евро.


Спокойствие, только спокойствие

В расположенном в центре Европы Лихтенштейне нет не только безработицы, но и проявлений европейского долгового кризиса. Швейцарский франк мало зависит от еврокатаклизмов и служит надежной основой стабильности финансовой системы Лихтенштейна. Впрочем, в Ассоциации банков Лихтенштейна сетуют на то, что швейцарский франк слишком силен. Фактически княжество измыслило и создало для себя сбалансированную систему, способную при необходимости амортизировать резкие колебания. Страна успешно сидит на двух стульях сразу, опираясь, с одной стороны, на швейцарский франк, а с другой - на свое участие в Европейской экономической зоне (EEA), которая дает возможность Лихтенштейну как государству, не являющемуся членом Евросоюза, все-таки присоединиться к европейскому общему рынку. В итоге получается своего рода островок спокойствия.

Спокойствие - это как раз то, с чем на самом деле княжество выходит на мировой рынок, его конкурентное преимущество, основа привлекательности. С этой точки зрения даже вроде бы такой архаичный институт, как правящая княжеская семья, тоже служит иллюстрацией освященных веками стабильности, преемственности, постоянства. И в то же время сверхаристократичности, чтобы не сказать келейности.

Особенно это относится к банковской сфере. Она в Лихтенштейне и впрямь стабильна: в Ассоциации банков княжества рассказали, что на пике мирового финансового кризиса в 2008-2009 гг. банкам Лихтенштейна государственная поддержка не потребовалась вообще.

Банковских организаций в княжестве, по данным Ассоциации банков Лихтенштейна, 16, но самая известная - это, безусловно, контролируемая княжеской семьей LGT Group, фокусирующая на private banking и управлении активами. Компания позиционирует себя в качестве крупнейшнго в мире семейного частного бизнеса в этих сегментах. Естественным рынком для LGT, как и для всего Лихтенштейна, являются близлежащие страны, прежде всего немецкоговорящая Европа, но LGT Group представлена в Азии, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Такой нишевой банкинг с глобальным охватом. Ставка делается на вековые традиции и ассоциированность с княжеской семьей. В LGT считают преимуществом то, что клиенты имеют возможность инвестировать, как князь, то есть воспользоваться княжескими инвестиционными решениями.

Помимо прочего, инвестиционная стратегия "от князей" позволяет рассчитывать на оптимальную сбалансированность рисков и на то, что венценосная семья хорошо все просчитала и не потеряет деньги. А значит, не внакладе будет и клиент. Это похоже на поезд, где роль локомотива играет княжеская семья, а вагончиков - клиенты.

Надо сказать, что с привлечением средств у LGT не имелось проблем никогда. В какой-то момент группа работала столь успешно, что это даже вызвало резкое недовольство властей США и Европы. Например, The New York Times в свое время сообщала, что, если верить докладу подкомитета по расследованиям Сената США, в LGT помогали состоятельным клиентам уходить от уплаты налогов в полном объеме. Германии LGT Group и ее бывшая "дочка" LGT Treuhand заплатили 50 млн евро за прекращение юридического преследования сотрудников банка, подозревавшихся в оказании помощи немецким налоговым уклонистам, которые вывели свои средства за рубеж, сообщала, в свою очередь, Süddeutsche Zeitung. Позднее уже американским санкциям подвергся Национальный банк Лихтенштейна: он, как сообщали СМИ, заплатил за помощь гражданам США в уклонении от уплаты налогов $23 млн.

Истории минувших дней - дело прошлое и неоднозначное. Но в Лихтенштейне подчеркивают, что LGT Group продала LGT Treuhand и, вообще, в стране предпринят целый ряд соответствующих мер. Проведенные изменения позволили российскому Минфину перевести Лихтенштейн из третьей группы офшоров в своих списках в более респектабельную первую группу. При совершении операций с банками из государств первой группы не требуется дополнительное резервирование на возможные потери по операциям, в то время, как при проведении операций с банками из стран второй группы необходимо резервирование в размере 25%, третьей группы - 50%.


Доктора позовите!

Лихтенштейн поддержал санкции ЕС против России. Это в местном деловом сообществе признают с тихой печалью, немного оправдываясь: будучи членом EEA, княжество не могло поступить иначе. Но это тот случай, когда, как здесь надеются, политические соображения - отдельно, а бизнес - отдельно, и одно другому не помешает. Трудно сказать, насколько жизнеспособна подобная позиция, но также трудно представить себе Лихтенштейн в роли мятежного духа Европы, который вдруг возвысил бы свой голос и выступил против санкций. В целом здесь к ним стараются относиться как к временному и досадному обстоятельству.

В России у княжества есть свой, хотя и скромный интерес. Та же Hilti, например, располагает в РФ представительством и корпусом сейлзов по всей стране численностью в 1000 человек. Ну а в банках российских нуворишей ждут всегда и везде, и Лихтенштейн не исключение. Состояния в 200 000-300 000 евро интереса не вызывают.

Первую скрипку здесь играет базирующийся в Цюрихе LGT Bank, располагающий двумя отделами по работе с клиентами с востока Европы и из России. Руководитель одного из отделов Наталья Осипова может долго рассказывать о тонкостях работы с россиянами, к которым, как выясняется, нужен более личный, едва ли не семейный подход, в отличие от больше руководствующихся деловыми соображениями европейцев. "Швейцарец никогда не позвонит после пяти вечера, русские - сколько угодно", - поясняет Наталья Осипова. Причем совсем не факт, что вопрос будет о состоянии инвестиций. Могут попросить порекомендовать, например, врача.

Впрочем, вряд ли так уж много клиентов из России постоянно живут в Швейцарии или Лихтенштейне. В княжестве все сетуют на ограничения иммиграционной политики, которая в крохотной стране привела к системной проблеме - дефициту талантов. Немудрено: с 1985 г. иностранцам, не имеющим вида на жительство в Швейцарии и Лихтенштейне, разрешено покупать недвижимость только в специально отведенных районах, которых, к тому же, немного. Средняя стоимость квартиры в Лихтенштейне - что-то около 300 000 евро, но это надо поискать. К тому же в княжестве предпочитают продавать особняки (в районе 1,5 млн евро, готический стиль - дороже), а не квартиры. Или уж целый доходный дом для последующей сдачи в аренду. Арендные ставки при этом колеблются от 600 до 3500 евро в месяц, но, как отмечают эксперты, дорогая аренда встречается куда чаще, чем дешевая.


Князь Филипп Лихтенштейнский ответил на вопросы корреспондента "Ко":


- Как вы оцениваете перспективы сегмента управления активами и private banking?

- В Европе налицо долговой кризис, и, как все сложится, остается только гадать, возможны различные сценарии развития событий. Для инвесторов это означает, что их все больше волнует вопрос о том, как обезопасить свои ресурсы, в каких странах, в каких инвестиционных институтах, какие модели инвестирования предпочтительнее в этом смысле, как диверсифицировать инвестиции. Эти вопросы встают все острее, и все важнее будет такой фактор, как представление о стране инвестирования как о более или менее стабильной, имеющей больше или меньше проблем. И выбор будет делаться в пользу тех стран, где проблем меньше.


- Лихтенштейн в этом смысле как можно оценить?

- Я подчеркну две вещи. Во-первых, у нас коэффициент достаточности капитала 1-го уровня почти 20%. Во-вторых, у нас очень простая бизнес-модель - private banking и управление активами, и у нас нет конфликта интересов. Это, возможно, главное преимущество семейного бизнеса. Вы действуете консервативно в том смысле, что вы консервируете, то есть сохраняете активы. Это не означает, что вы чураетесь всего нового и игнорируете альтернативные варианты. Напротив, вы активно работаете с альтернативными активами, и мы это делаем.


- А именно?

- Прямые инвестиции. Это очень привлекает наших институциональных клиентов. Еще страхование, ценные бумаги. У семьи есть также активы в лесной отрасли, мы вкладываемся в культуру (княжеская семья владеет веками собиравшейся коллекцией предметов искусства, 55 картин из которой до октября выставляются в Государственном музее изящных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. - Прим. "Ко"). Семья сейчас также интересуется прямыми инвестициями - вне конфликта интересов с клиентами LGT. Видя что-то интересное, мы вкладываем туда, опять-таки вне конфликта интересов с клиентами LGT.


- Кто они, ваши клиенты? Вы проводите какой-то отбор?

- У нас очень много клиентов из Европы и Азии. Есть и клиенты из России. Мы их изучаем и отбираем, но это относится не только к россиянам, мы так действуем со всеми клиентами. Обычный процесс due diligence. Мы интересуемся тем, кто такой наш потенциальный клиент, чем он занимается, мы спрашиваем, как он получил свои деньги и т.п. Это нормально.


- Строгое регулирование банковской сферы не кажется вам излишним?

- Честно говоря, я вижу много вещей, которые не то чтобы не нужны, но из-за них из бизнеса вымывается личное отношение, личная ответственность. Все расписано, и утрачивается представление о том, что хорошо, а что плохо. И издержки в связи с соблюдением всех требований, конечно, немалые.