Top.Mail.Ru
архив

В группе риска

Самолеты падают. И падают они далеко не так редко, как хотелось бы. Хотя нельзя не отметить, что в России ситуация с безопасностью полетов, особенно в пассажирских перевозках, вполне удовлетворительная - по сравнению со среднемировым уровнем. При этом, согласно статистике, наиболее "опасными" являются нерегулярные рейсы, а в особенности полеты на вертолетах и легких самолетах.

Разбившийся в четверг Як-40 как раз и является самым маленьким отечественным реактивным пассажирским самолетом, выполнявшим чартерные рейсы. То есть по формальным признакам он вполне попадал в "группу риска". Другое дело, что катастрофы совершенно нехарактерны для российских деловых авиаперевозчиков - а именно к их числу принадлежит компания "АэроТэкс", выполнявшая злополучный рейс. Фактически это первая авиакатастрофа за почти восемь лет существования бизнес-авиации в России.

На сегодняшний день объем этого рынка - около 7 тыс. рейсов в год, причем, по разным оценкам, от 50% до 75% из них выполняют иностранные бизнес-перевозчики. Российских деловых авиакомпаний около 15. Самые известные из них - "Авком", "Феникс" и "Клинтон дейл авиэйшн" с американским капиталом, а также принадлежащие естественным монополиям "Газпром-Авиа" и "ЛУКойл-авиа".

Мало кто из них эксплуатирует больше двух-трех самолетов, еще меньшее количество машин находится в собственности перевозчиков - как правило, они арендуются. В основном это Як-40 и Ту-134, однако в принципе имеются "салонные" варианты практически всех российских самолетов - от Ту-154 до Ил-62. Настоящих деловых самолетов иностранного производства сегодня в России не более десятка.

Як-40 - одна из наиболее популярных "рабочих лошадок" отечественной бизнес-авиации. Никаких аналогов небольших западных "бизнес-джетов" у нас не производится, и их нишу заняла просто наименьшая из российских реактивных машин - стандартная вместимость Як-40 составляет около 30 пассажиров. В основном эти самолеты, выпускающиеся с 1968 года, использовались в маленьких "корпоративных" авиапредприятиях, которые еще в советское время имели многие организации - особенно авиационного и оборонного профиля. С начала 90-х самолеты начали оборудовать несвойственными им кухнями, мягкими креслами и диванами, телевизорами и видеомагнитофонами - так появились первые российские деловые самолеты.

К настоящему моменту пристрастия, правда, несколько изменились - большим спросом пользуется другой "патриарх" отечественного воздушного транспорта - самолет Ту-134, вставший на линии в начале 70-х. Его компоновка, как правило, уже более практична: помимо отсека для "главного пассажира" с неизменными креслами и телевизором, существует и "экономический" класс - правда, несколько улучшенный по сравнению со стандартным за счет увеличения шага между креслами. При этом в последнее время клиенты бизнес-перевозчиков нередко "концентрируются", заказывая один рейс на несколько групп - координацию процесса осуществляет брокер, продающий перевозку, или представитель одного из клиентов.

Нельзя не отметить, что и Ту-134, и Як-40 - одни из старейших в парке российских авиакомпаний. Як-40 к тому же крайне неэффективен с точки зрения экономики и все реже используется перевозчиками. Однако солидный возраст самолетов отнюдь не означает их непригодности, тем более что реальный налет часов при этом часто бывает невелик.

Конструкторские бюро, продляя ресурс машин, весьма придирчиво следят за их техническим состоянием. Со своей стороны, для деловых перевозчиков позиция в глазах клиента еще более важна, чем для регулярных авиакомпаний, поскольку работа здесь ведется сугубо адресно и индивидуально. Поэтому самолеты они, как правило, старательно "облизывают", ремонтируют и обслуживают в срок.

Авиакомпания "АэроТэкс", которая выполняла закончившийся катастрофой рейс, существует с 1994 года и имеет вполне благополучный имидж среди отечественных деловых авиаторов. Помимо разбившегося самолета в ее парке еще четыре Як-40, один Ту-134 и два вертолета Ми-2. В день аварии руководство перевозчика отказалось комментировать случившееся, ограничившись подтверждением, что упал именно их самолет.

Еще по теме