В Италии закроется любимая авиакомпания Папы Римского

14.10.202116:34

Сотни работников итальянского авиаперевозчика Alitalia — некогда одного из крупнейших в Европе — выходят на улицы Рима после объявления компании банкротом. Сегодня Alitalia выполнит свой последний рейс и передаст эстафету новой национальной авиакомпании ITA. Большая часть сотрудников останется без работы: ITA трудоустроит лишь 2800 человек, а остальные — примерно три четверти штата — останутся «за бортом». 

Последний рейс 

14 октября Alitalia совершит свой последний рейс из Рима в Кальяри. В этот день национальный авиаперевозчик завершит свою 74-летнюю историю. На смену ему придет новая авиакомпания Italia Trasporto Aereo (ITA), которая начнет полеты уже в этом месяце. ITA запустится с начальным капиталом в 700 миллионов евро. Эти средства будут направлены на выкуп активов Alitalia. Новый авиаперевозчик обещает выйти на уровень безубыточности к третьему кварталу 2023 года. 

К концу 2025-го ITA планирует иметь в своем парке до 105 самолетов. В наследство компания получит 85% слотов Alitalia в миланском аэропорту Линате и 43% слотов — в Фьюмичино в Риме. Однако судьба 11 тысяч сотрудников Alitalia пока неизвестна. Ранее ITA заявила, что готова нанять на работу только 2800 человек (в это число входят и новые сотрудники). 

Заявление компании вызвало недовольство местных профсоюзов. Они утверждают, что ITA не имеет четкого плана развития компании и не желает давать гарантии работникам. 22 сентября сотрудники авиаперевозчика вышли на 24-часовую забастовку. На этом фоне Alitalia пришлось отменить более 60% рейсов. 11 октября к забастовке подключились железнодорожники и работники метро, что привело к транспортному коллапсу в стране. 

В своей последней публикации в Twitter Alitalia приносит извинения клиентам за возможные задержки в предоставлении услуг. В них компания обвинила профсоюзные собрания.

Авиакомпания для Папы 

Местные СМИ называют Alitalia символом промышленного подъема Италии. Она была основана правительством страны в послевоенном 1946 году. В конце 1960-х перевозчик стал третьим по величине в Европе после British Airways и Air France. На самолетах Alitalia перемещался по миру и Папа Римский. Однако последние десятилетия компания теряла позиции: уже более 20 лет Alitalia не приносила прибыли. 

В 2008 году авиакомпания впервые объявила о банкротстве. Ее убытки оценивались в 2 миллиона евро ежедневно. К этому времени на поддержку Alitalia из бюджета Италии ушло около 10 миллиардов евро. Тогда покупкой итальянской авиакомпании интересовались Qatar Airways, Lufthansa, Delta, Ryanair и Air China. 

Сейчас бренд Alitalia выставлен на продажу, начальная цена — 290 миллионов евро. ITA ранее заявила, что была бы не против приобрести его, но готова заплатить не больше половины этой суммы. 

Перед закрытием Alitalia предстоит вернуть правительству 900 миллионов евро. В сентябре 2021 года этого потребовал антимонопольный орган ЕС. Указанную сумму компании предоставили в качестве кредита, но, по версии регулятора, заем был выдан с нарушением закона. В свою очередь приемник Alitalia — ITA — получит субсидии в размере 1,35 миллиарда евро. 

Причины краха 

Alitalia не удалось адаптироваться к массовому дерегулированию авиационной отрасли, которая привела к консолидации крупных игроков и появлению лоукостеров, пишет WSJ. Также к банкротству авиакомпанию подтолкнула неспособность соперничать с развивающимися скоростными поездами. Они «оторвали» часть внутреннего рынка, на который ориентировалась и Alitalia. 

К неэффективному управлению прибавился и фактор мировой эпидемии. В 2020 году после вспышки COVID-19 и закрытия границ многие авиакомпании оказались на грани банкротства. Прошедший год аналитики назвали худшим в истории авиации. Чистые убытки игроков отрасли превысили 126 миллиардов долларов.

​​Так, Air France сообщила об убытках в 2020 году в размере 7,1 миллиарда евро. Потери одного из крупнейших в Европе лоукостеров Ryanair составили 815 миллионов евро. А немецкая Lufthansa теряла в разгар пандемии миллион евро в час.