В кармане кредитора

ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР и министр финансов Алексей Кудрин заявил на прошлой неделе, что в следующем году Россия может выйти на международный рынок заимствований, чтобы разместить еврооблигации на $1 млрд – $2 млрд. Тот шок, который испытала финансовая система страны в 1998 году, надолго отбил у чиновников желание серьезно заниматься любого вида заимствованиями. При том положении, в котором оказалась Россия, отказаться от заимствований с целью покрытия бюджетного дефицита – нормально. Но очевидно, что такой инструмент, как государственные ценные бумаги, необходим хотя бы для стерилизации денежной массы. И, как показала жизнь, уже давно можно было бы в некритических масштабах попробовать, как этот механизм заработает снова. Наконец решились. Чего все время платить? Неплохо бы и перезанять. Нормальный такой житейский подход. Понятно, что это не от хорошей жизни, поскольку нас все далеко послали. Но мне непонятно, почему государство выбрало румынский вариант – я бы сказал, «чаушесковскую» тактику выплаты долга. То есть действует по принципу: долг надо выплатить. Как известно, румынский лидер Чаушеску выплатил все долги страны. Загнав при этом страну в нищету. Румыны затянули пояса и платили долги. Чрезвычайно тяжелое экономическое и социальное положение Румынии – следствие той политики. Просто коммунист Чаушеску не понимал, что наличие долга не препятствует суверенитету. Однако, я надеюсь, задача России не в том, чтобы выплатить долг – этого быть не может, если, конечно, страна не стремится к автаркии, – а в том, чтобы стабилизировать обслуживание долга. Допускаю, что в определенный момент – доверие к стране падает, политическая ситуация переломная – это, может быть, был единственный способ убедить кредиторов. Но у меня, если честно, складывается впечатление, что правительство все-таки сделало ставку на выплату долга. Во всяком случае, чисто внешне все выглядит именно как отказ от всяких усилий по реструктуризации. Но как показывает новая инициатива правительства, реструктуризация долга – это, слава Богу, не только переговоры с кредиторами о том, что надо бы, ребята, рассрочить платежи, мы будем платить меньше или переведем одни бумаги в другие... Это еще и заимствования на внешнем рынке с целью выплат текущих обязательств. В чем, собственно, суть обслуживания долга? В том, что цена обслуживания не должна увеличиваться. Правда, в нашем случае, она несколько увеличится, но это не трагедия. Хуже, что таким путем реструктуризируется лишь малая часть выплат. Вообще присутствие на рынке в качестве заемщика никогда не вредило ни одной стране – особенно если ее обязательства имеют высокую цену. Наоборот, ликвидность долговых обязательств, стабильность их обслуживания и высокая стоимость сигнализируют инвесторам: эта страна инвестиционно открыта. Если ты никогда ни у кого не занимал и живешь как куркуль, то очевидно, что инвестиции тебе не нужны. Удобно иметь дело с тем, кто все время берет в долг и все время отдает. Я, конечно, не склонен считать, что правительство приняло политическое решение идти по румынскому пути. Если объективно, то ситуация у нас такая, что не очень-то позанимаешь. После дефолта 1998 года против российского бизнеса и российской экономики в целом в течение нескольких лет ведется холодная финансовая война. Ее пик, на мой взгляд, уже прошел, однако последствия сказываются до сих пор. Но даже в новых обстоятельствах наше правительство не выказывает никакой воли и желания использовать открывающиеся возможности, чтобы заниматься реструктуризацией. Последнее заявление Минфина – первая ласточка. Правда, я не очень понимаю, почему эти заимствования надо делать в следующем году, а не в этом. Почему не сделать этого сейчас? Зачем тянуть? Понятно, что в минувшем году занять было невозможно. Наверное, поэтому Касьянов* с Кудриным столь раскованно упражнялись в риторике по поводу того, что Россия вообще ничего не будет платить. Но сегодня уже не тот фон. Ну, попробуйте занять немножко. Тем более что в общей нагрузке –в 2003 году России предстоит выплатить максимальную сумму по внешним долгам – эта сумма не решает ничего. Если правительство готово гарантировать устойчивый рост на ближайшее время (а оно обязано это сделать – во всяком случае, президент поставил перед ним такую задачу), то последующая реструктуризация будет относительно безопасной. В общем, пока очевидно, что заявление Минфина – своеобразный пробный шар: надо посмотреть, как отреагируют рынки, кто и что скажет. Хотя, на мой взгляд, именно сейчас надо бы подумать о том, чтобы Россия вновь смогла выступать на рынках в качестве заемщика. Но не для того, чтобы снова набрать себе портфель невыплачиваемых обязательств, а для того, чтобы наиболее мягким путем решить вопрос задолженности и вылезти из долговой петли. Во всяком случае, Россия пока остается одной из немногих стран, у которой не видно никаких признаков наступающей депрессии. Европа вынуждена терпеть от американцев, Азия терпит от Японии, которая является тормозом для развития региона, на остальных венчурных рынках типа Латинской Америки тоже ничего хорошего. Поэтому относительно небольшим займом Россия сейчас могла бы неплохо решить свои относительно небольшие проблемы.
** признан в России иноагентом