В коме
ДЕЙСТВИЯ российской власти можно будет считать состоятельными в том случае, если она сумеет обеспечить устойчивые темпы роста. Во всяком случае, именно так власть и сформулировала эту задачу для себя, что было связано с объективным состоянием страны и экономики, а не с какими-либо амбициями. Оказалось, однако, что никаких своих позиций - в том числе и внешних - мы защитить не можем, а экономика страны оказалась на грани распада. Но, как известно, именно это и создало потенциал для роста, который в силу определенных причин, не зависящих от воли и сознания нашего населения, был вначале реализован довольно успешно. Внешняя конъюнктура плюс более или менее состоятельная курсовая политика и даже чисто эмоциональные ожидания деловой элиты вызвали экономический рост, который сейчас практически захлебывается. То есть всего, что в этом росте могло говорить о каких-то устойчивых источниках, становится меньше.
Могу сослаться на отчет Института экономики РАН, который всегда достаточно точен. Прежде всего, под покровом общей позитивной динамики наблюдается конец инвестиционного бума. А именно он и был ростком устойчивого роста. При этом можно заметить, что в отличие от предыдущего периода бум вложений в основной капитал все в большей степени приходится на нефтедобычу. Понятно, что эффективность такого роста может быть резко снижена в случае падения цен. К тому же все сильнее действуют факторы, связанные исключительно с конъюнктурой, а не со структурой. И вот что еще важно - прекратилось расширение внутреннего спроса. Идет достаточно серьезная денежная накачка потребителей (все слышат о повышении пенсий и различных выплат по долгам бюджетников), но при этом в голову большинства радетелей за расширение и стимулирование внутреннего спроса не приходит, что все это немедленно и полностью съедается ростом остальных издержек. Номинальная заработная плата увеличилась на 50%, в то время как все основные тарифы - энергетические, на грузовые перевозки, все базовые - увеличились настолько же и даже больше. Сокращения спроса пока не происходит, но стабилизация есть. Денежные выплаты не ведут к расширению спроса. К расширению спроса может привести только реальный экономический рост. В какой-то степени это тупиковая ситуация.
Грубо говоря, у нас в запасе есть еще примерно полгода хорошей экономической конъюнктуры и, если бы за это время укрепились предпосылки экономического развития, можно было бы на что-то надеяться. После того как конъюнктура ухудшится, при наших экономических обстоятельствах рост прекратится, и проявятся все кризисные явления.
В таком положении ситуация с нашим бюджетом и внешним долгом вторична. Дело в том, что при устойчивом росте легко решаются все проблемы обслуживания внешнего долга. Речь идет даже не о необходимых нам высоких темпах роста, а просто об устойчивой динамике. Как это решается - отдельная проблема. Однако фактом остается то, что при нынешних обстоятельствах в случае ухудшения внешней конъюнктуры экономический рост может прекратиться вообще. И даже перейти в спад. Я не думаю, что есть основания опасаться какого-то обвала, но устойчивое состояние такого спада сделает тупиковыми сразу все проблемы. Бюджетный кризис в этом случае только показатель. Это просто оформление ситуации, поскольку нынешний бюджет, кроме проблем макроэкономической сбалансированности, никаких других проблем не решает.
Правда, я не уверен, что из этой ситуации может быть только один выход. Выходы могут быть разными. Вменяемой была бы политика по использованию резервов для снижения налоговой нагрузки, стимулирование НИОКР, погашение внешнего долга. Тогда у нас появился бы шанс существенно улучшить ситуацию с внешними инвестициями, с доступом на рынки и т. д. Это путь, на котором можно было бы сконцентрировать ограниченные ресурсы. Если окажется, что такой путь малоперспективен, то можно выбрать другое направление - например, реструктурирование ВПК и превращение его в эффективную машину по производству технологий.
Однако вернемся к основной теме. Почему тормозится инвестиционная активность? Потому что исчерпаны финансовые ресурсы. Она не прекратилась в ТЭКе, потому что там финансовые ресурсы есть. Другие отрасли, хотя и проявляют явные признаки жизнеспособности - более того, многие из них находятся на грани экспортоспособности, - практически лишены доступа к нормальным финансовым источникам. Вот эту проблему не пытается решить никто. А она упирается в два обстоятельства: в то, что в России отсутствует национальная банковская система, а также в то, что у предприятий нет доступа к мировому рынку капитала.
Это две стороны одной медали. Отсутствие нормальной банковской системы блокирует проникновение практически всех финансовых ресурсов в страну. А реально работающим у нас остался единственный механизм - наша денежная политика. Правда, работает все это только в силу того, что люди, которые этим занимаются, понимают, что они делают. Но было бы странно и дико, если бы они этого не делали, поскольку общая конъюнктура чрезвычайно благоприятна.
Еще любопытно, что у нас сейчас нет никаких групп, школ или политических тусовок, которые бились бы за вменяемую экономическую политику. "Умерли" даже такие традиционно горластые структуры, как СПС и "Яблоко". Такое впечатление, что под влиянием нынешних обстоятельств в полную и абсолютную кому впали не только власти, но и общество в целом, включая экономическую научную элиту. Если, конечно, таковая в России еще осталась. В чем я, правда, сильно сомневаюсь.