В компьютере все должно быть прекрасно
Для производителей компьютеров все большее значение приобретает дизайн компьютера. Покупатель обращает внимание не только на мощность процессора, тактовую частоту или объем памяти, но и на то, насколько удачно ПК впишется в обстановку помещения. Горький полагал, что в «человеке все должно быть прекрасно». Через 100 лет выяснилось, что высказывание справедливо и для ПК.
Директор по продажам департамента персональных систем компании Hewlett-Packard Марина Тыщенко говорит, что форм-фактор (то есть размер и внешний вид системного блока) приобретает все большее значение при продаже. В мире, по оценкам экспертов, доля продаж ПК небольшой величины выросла с 5% в 2000 году до 30% в 2002 году.
Диалектика формы и содержания
Появившийся в 1998 году стараниями Apple компьютер iMac произвел фурор своей формой и использованием разноцветного пластика. Вместо привычного строгого вида компьютер «оделся» в «гавайскую рубаху». Спрос на iMac оказался столь высоким, что Apple пришлось размещать часть производства на чужих предприятиях. Благодаря этому неожиданному ходу компания смогла преодолеть спад. Однако производители ПК довольно настороженно восприняли инициативу. Продукция Apple в основном ориентирована на «свободных художников» – рекламные агентства, дизайн-студии, издательства. Яркий внешний вид iMac вполне соответствовал имиджу таких компаний. Но представить подобную технику в компаниях с более строгой корпоративной культурой или в банках сложно. Ее появление стало бы нарушением неписаных традиций, и клиенты могли задуматься о том, не слишком ли легко меняются правила в этой компании. Производители ПК не стали торопиться повторить печальный опыт, считая, что рынок должен созреть для подобных экспериментов. Однако спустя несколько лет ситуация изменилась.
«Сегодня корпоративные покупатели обязательно обращают внимание на внешний вид персональных компьютеров, которые будут установлены у них в офисе, – говорит Марина Тыщенко. – Настольные системы становятся меньше, освобождая пространство на столе. Они приобретают элегантный вид и даже украшают офис. Сегодня ПК – это не только вычислительное устройство, но и неотъемлемый элемент офисной техники, уже не пугающий своей технологичностью и сложностью в эксплуатации. Благодаря развитию операционных систем и техники интеграции компонентов он стал более удобным и доступным в обращении. Быстрое развитие элементной базы ПК и все большая степень интеграции компонентов на материнской плате отодвигают на второй план концепцию расширяемости системы и ее дальнейшего апгрейда в списке аргументов пользователей при выборе модели».
«Клиенты больше не хотят платить деньги за то, чего не будут использовать, – рассказывает Александр Халаев, сотрудник отдела персональных систем HP. – Им не нужна максимальная расширяемость платформы и возможности установки дополнительной памяти до 4 Гб. Компании предпочитают покупать ПК как готовое устройство и экономить за счет упрощенного администрирования. Они все чаще рассматривают возможности снижения затрат на поддержку компьютерной техники и ее администрирование. Операционистке в банке, работающей в специальной финансовой компьютерной программе, не требуется постоянно обновлять ПК. С точки зрения банка гораздо важнее предусмотреть не возможность увеличения мощности ПК, а обеспечение его безопасности. Поэтому операционистке достаточно устройства с жестким диском, материнской платой и памятью, которым бы легко управлял администратор со своего рабочего места. Такой компьютер надежно проработает от трех до пяти лет. За это время его стоимость будет полностью амортизирована, и его можно будет списать. Например, Compaq Evo D510 e-pc идеально подходит для предприятий, нуждающихся в максимальном контроле над информационными системами».
Концепция безопасности sealed box исключает доступ внутрь корпуса. А система контроля портов позволяет защищаться от хищения периферийных устройств. В то же время Compaq Evo D510 e-pc невелик по размеру и позволяет оптимально организовать рабочее пространство. Благодаря компактному корпусу его можно установить в любое удобное место, даже прикрепить при помощи кронштейнов к стене или ножке стола.
При выборе техники компании смещают акценты от обсуждения конфигурации и технических данных в сторону задач, которые должен выполнять компьютер. Избыточная мощность и инженерные «навороты» больше не в моде. Марина Тыщенко подчеркивает, что развитие продуктов и технологий в ближайшее время будут определять четыре фактора: форма, мобильность, производительность и простота использования.
Компьютерный экстремизм
Российские производители ПК также экспериментируют с формой и цветом своих изделий. Компания «Эксимер ДМ» выпустила серию Family PC, одна из моделей которой – StarLite – скромно названа «микросистемой оригинального дизайна с расширенными коммуникационными возможностями».
«Корпус этой модели алюминиевый, – рассказывает Александра Сущенко, и.о. директора по маркетингу. – За счет этого достигается компактность. Передняя панель из светлого пластика, который используют и некоторые производители бытовой техники для своих изделий. Поэтому, если кому-либо из покупателей важен единый стиль бытовых устройств, это вполне может явиться мотивом для покупки. Также мы перенесли разъемы, которые обычно находятся сзади, на переднюю панель. Так получилось удобнее и оригинальнее».
Марат Ким, директор состоящей из 15 компьютерных центров торговой сети POLARIS, рассказывает, что компания успешно продает оригинальные модели ПК. Одним из новых веяний является использование прозрачных вставок. Они нравятся покупателям благодаря своему футуристическому дизайну и возможности увидеть, что находится внутри, не остановился ли, например, вентилятор. Большой популярностью пользуются цветные корпусы. «У нас около полутора десятков корпусов различного дизайна, – говорит Марат Ким. – Приходят покупатели, которые берут обыкновенные корпусы с пластиковой вставкой и затем занимаются их ре-стайлингом».
Для любителей эксклюзивного дизайна ПК работают несколько небольших компаний, которые под заказ занимаются рестайлингом и тюнингом корпусов. Внутри переделанных ПК размещены комплектующие, но снаружи компьютер может выглядеть как аквариум или сейф. Некоторые умельцы вообще не покупают корпусы, изготавливая их самостоятельно под интерьер своей квартиры. Ящичек в бюро XIX века вполне может скрывать CD-ROM, а за цветным стеклом серванта может размещаться LCD-монитор.
Подобный компьютерный экстремизм свойственен немногим. Но он лишь подтверждает, что люди необязательно связывают ПК с серым цветом и существующей в настоящее время формой. В 1920-х годах Ford проиграл рынок Chevrolet из-за того, что выпускал машины только «солидного» черного цвета, а конкурент раскрасил свои автомобили в яркие цвета, с восторгом принятые американцами.
Опыт HP показывает, что для многих потребителей внешний вид ПК не менее значим, чем его технические характеристики. Компании стремятся подобрать парк машин в едином стиле, так как это важно для настроения и психологического самочувствия сотрудников в офисе. Марина Тыщенко говорит, что большие перспективы у рынка Thin clients. Это небольшие неразборные устройства с мониторами, которые подключаются к сетям. Все вносимые данные сохраняются на сервере, а сами устройства не имеют даже собственных дисков. Такая технология существенно упрощает управление, повышает надежность и безопасность вычислительной техники, резко снижает уровень расходов на нее.
«Решения на базе Thin clients Compaq Evo – идеальный выбор для компаний с ограниченным рабочим пространством и стандартизованными задачами, – говорит Марина Тыщенко. – Например, для call-центров, обслуживающих большое количество клиентов по телефону, в больницах или страховых агентствах. Или для финансовых организаций, требующих высоконадежной сети компьютеров для работы с ответственными приложениями».