Top.Mail.Ru
рынки

В Крыму — минус 10

Фото: Коммерсант/Легион-медиа Фото: Коммерсант/Легион-медиа

Локальные туристические пики не выведут ни один российский регион в плюс по итогам года. Крымские «минус 10 %» — лучший показатель в стране. Краснодарский край, по экспертным данным, потерял 17 %, Кавминводы — 34 %. Но серьезнее всего пострадали экскурсионные города. Санкт-Петербург и Москва лишились 49 и 52 % туристов соответственно. Это падение только внутреннего спроса. Всего же из-за отсутствия гостей столичная турсфера в первом полугодии потеряла 270 млрд руб. Для Москвы это антирекорд.

Восстановления туристического рынка его игроки ждут не ранее второй половины 2021 года: более затяжную заморозку бизнес просто может не перенести. Уже сейчас число туроператоров и турагентов значительно сократилось.

Без китайцев плохо

Лидерами туристического спроса в пандемийном году предсказуемо оказались пляжные направления. «Поездка к морю — универсальный и понятный продукт, — отмечает гендиректор туроператора "Дельфин" Сергей Ромашкин. — Черноморское побережье получило "пляжников", традиционно отдыхающих в Европе или Турции. Повышенным спросом пользовался Крым, если бы он был "резиновым", смог бы легко достичь и показатели 2019 года, но отельная база не позволила быстро расшириться. А вот те, кто ездил отдыхать в Париж, не могли принять отечественную экскурсионную альтернативу — например, Казань, — что спровоцировало спад этого сегмента туррынка».

ТуризмИсточник: туроператор «Дельфин»

По данным бизнес-омбудсмена Москвы Татьяны Минеевой, за первое полугодие 2020 года число гостевых прибытий в столицу сократилось на 6 млн, или на 55 % совокупного турпотока, по сравнению с 2019 годом. Летом столица недополучила более 75 % туристов, а те, что приехали, потратили на отдыхе на 10–15 % меньше. Потери бизнеса оцениваются в 270 млрд руб., бюджета — около 37 млрд руб.

Несмотря на то, что популярность внутреннего туризма выросла почти в три раза по сравнению с прошлыми годами и доля путешественников из центральных, близких к Москве, регионов возросла на 20 %, заменить китайцев пока не получается.

Компании, которые занимались приемом иностранцев в России, особенно «монобрендовые» — работающие с конкретными странами, — практически полностью свернули деятельность, подчеркивает член правления Российского союза туриндустрии Георгий Мохов. Но не только они уходят с рынка.

«Мы видим серьезное сокращение, особенно в части мелкой розницы. Сейчас в федеральном реестре туроператоров по Москве числится 241 компания по выездному туризму — в декабре 2019 года было 289, то есть потери примерно 15 %. Но нужно учитывать определенную инерцию — полная картина будет понятна к марту следующего года, когда возникнет необходимость продлевать финансовое обеспечение туроператоров и они будут принимать решение, сохранять статус или нет» 

— Георгий Мохов

Также в Москве, в туристической рознице, работает 2885 турагентств. Здесь потери оценить труднее, потому что традиционно ротация на этом рынке достигает 30 % в год.

Основатель сети «Магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов приводит собственную статистику: по московской сети сокращение числа турагентств достигло 30 %, в целом по рынку цифра добралась до 50 %.

На этом фоне у оставшихся компаний происходит значительное сокращение персонала: работы уже лишились от 60 до 70 % сотрудников, так как средства на выплату МРОТ, которые в виде возвратного кредита получили туркомпании, не помогают удержать людей. Многие из них занялись фрилансом и продолжают организовывать отдых для своих клиентов, так что почти три тысячи работающих сейчас в Москве турагентов могут распасться «мелкими брызгами».

Надежда на усталость и кешбэк

Несмотря на отрицательные показатели, ситуация, по мнению экспертов, не фатальная: туристический бизнес — очень живучий. «Бизнес, который работает на сервисе, не требует значительных вложений на старте: не тратится на приобретение имущества, средств размещения, ресторанов, транспорта, поэтому он как быстро сворачивается, так быстро и разворачивается», — считает Георгий Мохов.

Развернуться смогут не раньше второй половины 2021 года, и то при условии, что начнется вакцинации населения и люди будут меньше болеть. До этого момента отрасли нужна поддержка, хотя бы продление действующих мер, иначе кадровое истощение может привести к непопаданию в фазу роста: люди поедут, а принимать их будет некому. В связи с этим аппарат омбудсмена готовит предложения по помощи отрасли, но, как подчеркивает Татьяна Минеева, новый пакет поддержки придется серьезно аргументировать: финансы будут выделяться, только если удастся доказать эффективность инструментов и после представления плана по возвращению этих средств в бюджет.

Сергей Агафонов полагает, что второй год исключительно внутреннего туризма будет более успешным. Люди, находящиеся до семи месяцев в условиях зимы, уставшие от пандемии и запретов, захотят поехать. Притом выберут организованный отдых. Доказательством этому служит то, что эконом-предложения, в которые входят только оплата дороги и проживания, даже в пандемию спросом не пользовались: люди предпочитают ехать на все готовое.

Уверенности в том, что поедут, добавляет продление программы кешбэка от Ростуризма. По оценке Сергея Ромашкина, половина туров сегодня продается на этих условиях.

Серьезные надежды туроператоры связывают с введением электронной визы. В мирное время страны, принимавшие аналогичные меры, смогли за один год нарастить число иностранных прибытий на 40–60 %. Понятно, что в случае продолжения пандемии скачка не произойдет, но во второй половине следующего года ситуация может восстановиться.

Россияне перестали бронировать

В гостиничном секторе в 2021 году большинство отельеров прогнозируют падение выручки, больше всего — от 25 до 50 % от показателей 2019 года — потеряют городские отели. Причем чем выше уровень гостиницы, тем серьезнее будет сокращение: лакшери-сегмент был ориентирован на состоятельных иностранцев.

По словам гендиректора Azimut Hotels Максима Бродовского, возврата к прежними оборотам ожидают не ранее 2023 года, а для объектов размещения Москвы и Санкт-Петербурга, где въездной спрос был значительным, сроки более долгие.

«Страх — главное препятствие для путешествий. Главное для индустрии — помочь людям преодолеть его: выйти из дома, купить билет на самолет, приехать в гостиницу, пойти в ресторан или музей»,

— Максим Бродовский

Опасения уже откатили туристический рынок на 10–15 лет, когда отсутствовало доверие к раннему бронированию. Сегодня путешественники избирают тактику: быстро покупай, быстро езжай и быстро возвращайся.

Если недавно россияне покупали туры за 2225 дней до поездки, сейчас — за 3–5 дней с расчетом через 10 дней вернуться. Именно по этой причине Новый год пока продается в разы скромнее, чем в 2019-м. Ограничения со стороны власти и продолжающееся сокращение доходов вообще приучают жить скромнее.

прочитать весь текст

Еще по теме