В лабиринте хайтека
Как «осовременить» свой бизнес и сделать это качественно? Об этом рассказывает руководитель проектного офиса Всероссийского конкурса «Цифровой прорыв» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей», и по совместительству директор Российской ассоциации электронных коммуникаций — Сергей Плуготаренко.
В 60-е годы появился знаменитый «закон Мура» — в нем говорилось о двукратном увеличении производительности центральных процессоров каждые полтора-два года. Пару лет назад возникла новая закономерность — «закон Хуанга». Он гласит, что графические процессоры становятся вдвое быстрее каждый год. Очевидно, что в пределах десятка лет возможности компьютеров ждет новый скачок.
Почему это важно? Ускорение компьютеров — ключ к оптимизации бизнеса, доступ к облачным вычислениям, CRM-системам, большим данным, искусственному интеллекту и прочим благам цифровизации. С другой стороны, чем быстрее прогресс, тем меньше времени на адаптацию, а значит, выше риски неправильного внедрения, ошибок в обращении, потери времени.
Лучше не внедрять новые технологии, чем внедрять их неграмотно
Цифровая трансформация — это не безусловное благо. При недостаточно серьезном подходе технологии могут сыграть на руку вовсе не вам, а мошенникам или конкурентам. К примеру, накопленные данные (среди которых почти наверняка окажется коммерческая тайна или персональные данные клиентов) можно потерять или их могут украсть. Любой вариант парализует бизнес. Какие промахи чаще всего приводят к таким печальным сценариям? По мнению руководителя направления по исследованию данных «Сбера» Андрея Каверина, существует несколько ошибок при цифровой трансформации.
Первая и главная ошибка — внедрение новых технологий без четкого понимания цели. Тут очень к месту выражение «не все золото, что блестит»: не все инновации подходят всем предприятиям, хотя и существует набор универсальных решений. За эту часть должен отвечать специальный сотрудник, в идеале — CDTO. Именно на его плечи ложится создание конкретной стратегии и визионерство.
Вторая ошибка — так называемая «культурная приманка». Это призыв к цифровой трансформации и изменению привычек сотрудников без пересмотра заработной платы, без специального обучения и других способов поощрения и поддержки. Бизнес должен формировать заинтересованность в цифровизации не только у руководителей, но и у рядовых сотрудников.
Третья ошибка — вера в «волшебную таблетку». Нужно понимать, что сам по себе найм консультанта не сделает из компании «цифрового трансформера», нужны действия.
Четвертая ошибка — стремление диджитализироваться «бесплатно». Тут нужно понимать, что цифровая трансформация — каркас для ИТ-отдела, который в свою очередь должен стать фундаментом для бизнеса. Если не выделять деньги на этот каркас, то получится колосс на глиняных ногах, который развалится от любого дуновения.
Пятая ошибка — ориентация на частное, а не целое. Конечно, никто не заставляет браться сразу за все аспекты деятельности, но трансформацией должен быть затронут каждый отдел, иначе цифровизации не получится. Да, можно сделать только, скажем, из отдела продаж «потемкинскую деревню» и гордо демонстрировать ее гостям, но это не будет достаточно эффективно.
Хакатоны — реальный способ свести риски к минимуму
Цифровизация подразумевает существенные изменения в бизнес-стратегии и операционных процессах, предписывает требования к команде. При этом времени на ошибки попросту нет — нужно быстро и с минимальными затратами протестировать гипотезы, получить несколько решений и научиться масштабировать лучшие из них.
В этом помогут хакатоны — мероприятия, где программисты объединяются в команды и за сутки-двое создают прототипы решений или продуктов, которые впоследствии используются компаниями-партнерами. Например, у «Цифрового прорыва» за несколько лет работы накопился опыт работы как с крупными государственными компаниями, так и с МСП — и, надо сказать, основные возможности хакатонов для всех примерно одинаковые.
Посмотреть на проблему небанально
В бизнес-реалиях получить нестандартные идеи за короткий срок практически нереально: у работников неизбежно формируется определенная зона комфорта и «замыленность». На хакатоне же стрессовая ситуация гарантирует свежий взгляд на проблему.
Такие кейсы мы наблюдаем постоянно. В частности, для образовательной платформы «Россия — страна возможностей» один из участников хакатона в качестве рекомендательного ассистента предложил цифрового кота Барсика. В его основе принципы геймификации: цифровой помощник в образе приветливого персонажа помогает посетителям ориентироваться на платформе, общается с ними, учитывает потребности. А для корпорации «Росатом», которой был нужен сервис по организации студенческих стажировок и практик, программисты предложили своеобразный тиндер с отбором кандидатов при помощи нейронных сетей.
Хакатоны могут помочь оригинально привлечь финансирование для МСП. Интересное решение предложила ростовская команда: с помощью искусственного интеллекта составила атлас инновационных МСП региона. Так, из практически 170 тыс. субъектов 197 подтвердили свою инновационность — и выяснилось, что целых 117 компаний до этого не обращались за региональными мерами поддержки.
Решить сложную бизнес-задачу за короткое время
На хакатонах участники работают над реальными кейсами и в условиях сжатых временных рамок. Так, однажды партнеры «Цифрового прорыва» обратились к участникам трека с просьбой оптимизировать расход рекламных бюджетов в социальных сетях. Одна из команд подготовила алгоритм-фильтр, способный анализировать эффективность рекламных постов у блогеров и инфлюенсеров и определять тональность комментариев.
Решение уже внедрили несколько малых и средних компаний в основном, рекламные агентства. По информации одного из них, это решение формирует узко сегментированную подборку лидеров мнений за пару часов вместо пяти часов рабочего времени сотрудников. На 20 проектах экономия компании составит почти 250 000 рублей.
Найти нужные «цифровые» кадры
Компании получают прямой доступ к разработчикам разного опыта и уровня: формат хакатона подразумевает постоянное взаимодействие, а значит, потенциальных сотрудников можно оценить сразу в деле и за считанные часы. Учитывая дефицит ИТ-специалистов, возможность заманчивая.
По нашему опыту, на закрытие вакансии «data scientist» классическими способами уйдет примерно 2 месяца и около 3 миллионов рублей. В то время как на хакатоне можно найти сразу несколько десятков или даже сотен экспертов, уже прошедших несколько стадий отбора. Так, например, в прошлом году капитану команды-финалиста Университет Дубны предложил возглавить школу-лабораторию по большим данным, где будут реализовываться инновационные проекты и идти обучение студентов современным ИТ-дисциплинам. А за все время работы «Цифрового прорыва» его партнеры в общей сложности захантили минимум 40 человек.
Потом, на хакатонах можно не просто найти нужных специалистов, но и подобрать решение для оптимизации поиска в целом. Так, в 2020 году на региональном этапе конкурса одна из команд разработала прототип ИИ-системы для поиска «кулибиных» в Ростовской области.
Остался вопрос: почему бизнесу (особенно небольшому) лучше вписываться в уже готовые треки, а не запускать собственные конкурсы? Ответ лежит в двух плоскостях. Первая — финансовая. Тратить на запуск хакатонов по несколько десятков миллионов рублей могут себе позволить только крупные игроки. А вторая — временная. Подготовка мероприятия требует нескольких месяцев, дополнительного времени сотрудников, не говоря уже о специализации.