В Лондон за кредитами и отсрочками

ПОХОЖЕ, руководителям нашей страны еще долго придется летать на Запад с не очень приятной миссией: уговаривать партнеров отсрочить выплату старых долгов и выдать кредиты. С этой точки зрения состоявшийся на прошлой неделе визит Михаила Касьянова* в Лондон может считаться относительно успешным. Конкретных решений нет, но переговоры оказались вполне благопристойными и не закрыли возможности благоприятного решения проблем в будущем, что особенно приятно на фоне общеевропейской истерии по поводу потери Россией свободы слова из-за чрезмерных долгов Владимира Гусинского. Интересно, кстати, что майское посещение Лондона Владимиром Путиным тоже сопровождалось очередным витком истории с "Медиа-Мостом".

В ходе визита Касьянова отечественный бизнес и иностранные инвесторы получили массу "позитивных сигналов". Это уже становится приятной традицией: вылетел российский лидер в цивилизованную страну - жди озвучивания прекрасных реформаторских идей (жесткая финансовая политика, реформа естественных монополий и банков, содействие развитию конкуренции и нормальной правовой системы и пр.). И пусть большинство из них впоследствии реализуется "как всегда" - главное, что наши и западные политики формируют общую терминологию, общие представления о том, что "хорошо", а что "плохо". Так, хорошим подарком для российской делегации стало предписание МАПа Госстандарту отменить приказ об обязательной маркировке товаров и сертификатов голографическими знаками.

Теперь о долгах и кредитах. Прощупывая возможности реструктуризации долга Парижскому клубу (его составляют правительства-кредиторы; наш долг равен $40 млрд), Михаил Касьянов пытался, во-первых, подготовить почву для реструктуризации всего долга и процентов, а во-вторых, заключить двустороннее соглашение с Великобританией о реструктуризации задним числом выплат 1999 - 2000 годов (всему клубу - на $8 млрд). Рамочное соглашение с клубом об этом есть, но оно не вступит в силу, пока с каждой страной не заключены двусторонние договоры. О двустороннем соглашении, похоже, договориться удалось. Но конкретные сроки подписания не называются, и дата, к которой планируется подписать все такие договоры, в очередной раз переносится (теперь на конец года).

До сих пор попытки Касьянова завести разговор на тему большой реструктуризации были безуспешны: кредиторы неизменно отвечают, что ни о каком списании не может быть и речи, рассрочка тоже нежелательна. То ли "парижане" обиделись на Россию за то, что она сначала договорилась с Лондонским клубом (члены - финансовые организации), а уже потом обратилась к ним (принято поступать наоборот, но России оказалось легче договариваться с коммерсантами). То ли считают, что Россия может платить, пока с нефтью все в порядке. То ли просто боятся упустить важный канал влияния.

Несмотря на это, в расходы бюджета-2001 выплаты Парижскому клубу (примерно $3,1 млрд) не включены. Без них долговые расходы составят $11,5 млрд, и соглашение с клубом - главная головная боль Минфина. В этом году даже реструктурированные текущие платежи постоянно переносятся (как объясняет Минфин в бюджетных отчетах , "в связи с продолжающимися переговорами").

Из-за твердости "парижан" - а в особенности Германии - ряд российских аналитиков рекомендуют отложить решение вопроса на пару лет, взяв еще одну отсрочку по выплатам. И только потом, считает вице-президент ИК "Тройка Диалог" Олег Вьюгин - в зависимости от развития экономической ситуации в России, - клуб будет решать, нужна ли нам глобальная реструктуризация долга и если нужна, то какой "глубины". Такого же мнения придерживается бывший "шерпа" Александр Лившиц: сейчас есть временное соглашение, а потом можно добиться если не масштабной реструктуризации со списанием, то хотя бы увеличения срока выплат. Михаил Касьянов эти рекомендации отвергает. Решение о том, имеет ли смысл обращаться к Парижскому клубу с официальным запросом о масштабной реструктуризации, правительство примет только в конце года. Однако в присутствии журналистов премьер демонстрирует уверенность, что реструктуризация состоится.

Лондон готов разморозить кредитные программы. Правда, до сих пор прямые британские инвестиции в Россию были невелики ($2,1 млрд). Гарантировать возврат кредитов теперь будет, скорее всего, не правительство, а частные банки. В самом деле, большинство проектов, представленных инвесторам, в принципе способны привлечь частный капитал, хотя Герман Греф называет их "сырыми". Наконец, британцы обещают содействовать кооперационным связям своих компаний с российскими по линии ВТС. Это касается модернизации военной техники, в свое время поставленной в страны Варшавского блока, и самолетов, проданных развивающимся странам.
** признан в России иноагентом