В мире стартовал новый Медный век

31.01.202217:06

На рынке металлов стартовал третий с начала 2000-х годов суперцикл. Энергопереход и постковидное оживление промышленности запустили рост цен на черные и цветные металлы. Никель в 2020 году подорожал на 21%, в 2021-м — еще на 25%. Медь в это время поднималась в цене с темпом около 25% в год. Алюминий в 2020-м прибавил в цене только 10%, но зато «выстрелил» в 2021-м на 41%. «Компания» узнала у аналитиков, насколько долгосрочным будет этот тренд и какие российские компании можно считать основными его бенефициарами. 

На протяжении двух последних лет биржевые цены на металлы ставили рекорды. Аналитики «Фридом Финанса» приводят пример: в 2021 году до исторического максимума доходили котировки алюминия, меди, олова, палладия, платины и цинка.

Учитывая, что сталь также показывала сильную динамику и только к концу прошлого года скорректировалась вниз, эксперты уверенно говорят, что отрасль вступила в цикл долгосрочного роста. Индекс цен на металлы All Metals (рассчитывается агентством S&P и отражает средневзвешенную по объемам мирового производства основных металлов цену) указывает на то, что для металлургов начался суперцикл, который характеризуется постоянным повышением спроса и недостаточной его эластичностью.

Один пояс — много цветмета

Цены на промышленные металлы «куются» преимущественно в Китае, на который в допандемийные времена приходилось 45–55% мирового потребления алюминия, меди, никеля и по 30% — платины и палладия. Сейчас в Поднебесной планомерно реализуются 14-я пятилетка и масштабные инфраструктурные инициативы. Например, проекты «Один пояс — Один путь» или «Двойная циркуляция», предусматривающие переселение 500 млн китайцев из сельских областей в города.

Аналогичные мегапроекты запущены во многих развитых странах с целью стимулировать скорейший выход из коронакризиса. К их числу можно отнести инициативу G7 по развитию дорожной инфраструктуры в странах с низким и средним уровнями доходов — Build Back Better World (B3W).

Фото: Nornikel

Такая активность — важный фактор ценообразования на рынке металлов. Но он временный.

«В основе сильного роста лежит сочетание нескольких причин. Это и восстановление промышленности после локдаунов, и отставание производителей, и проблемы перегруженной транспортной отрасли, из-за чего возникают перебои поставок. Это и накачка мирового рынка деньгами за счет проведения сверхмягкой денежно-кредитной политики. Все это — факторы временные», — подчеркивает аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Калачев.

Фактор, который будет определять тренды на годы вперед, — это глобальный курс на декарбонизацию и энергопереход, который мировая экономика принимает с готовностью как долгожданное лекарство. Этот курс означает технологическое перевооружение, новые инвестиции и точки их приложения, стимул для образования, науки и изобретательства, создание новых производств и рабочих мест… Спрос со стороны сектора по производству электромобилей, аккумуляторных батарей, водородных двигателей, новых средств связи и ВИЭ увеличивается.

Цветные металлы — главное сырье зеленой энергетики. На один мегаватт (МВт) мощности, добытой на солнечных или материковых ветряных фермах, требуется примерно 4–5 т меди.

В Ассоциации меди (CDA) подсчитали, что в автомобилях с двигателями внутреннего сгорания содержится в среднем 23 кг меди, с гибридными двигателями — 60 кг, в электромобилях — 83 кг.

Никель нужен в первую очередь для производства нержавеющей стали, спрос на которую растет благодаря позитивной динамике в строительной отрасли. Также никель, литий и кобальт — сырье для производства аккумуляторных батарей.

прочитать весь текст

Электромобили вывозят палладий

Страны ЕС, США, Китая и РФ представили долгосрочные стратегии перехода к зеленой экономике, а значит, спрос на эти металлы будет оставаться высоким очень долгие годы. По прогнозам Алексея Калачева, цикл роста спроса на металлы может продлиться как минимум до 2030 года (к этому сроку подверстаны многие планы по формированию новой инфраструктуры), а то и до 2050-го, когда развитые страны рассчитывают выйти на углеродную нейтральность.

Во «Фридом Финансе» «Компании» рассказали, что в 2022 году можно ожидать новых максимумов стоимости. В ближайшее время долгосрочный быстрорастущий тренд на рынке металлов будет обусловлен тем, что производство электромобилей и солнечных батарей набирает темпы. Это драйвер рынка как цветных, так и благородных металлов.

«Платина и палладий используются в производстве автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, в конце текущего года или начале 2023-го мы ожидаем увеличения спроса на эти металлы, как только решится вопрос с дефицитом микросхем для производства авто, — рассказали “Компании” эксперты “Фридом Финанса”. — Тогда автопроизводители начнут увеличивать объемы выпускаемой продукции, чтобы нивелировать простои 2021 года».

«Бенефициарами ралли на рынке цветных металлов станут компании — лидеры по экспорту, такие как “Норникель”, УГМК, “Русал”, “Корпорация ВСМПО-Ависма”, также можно добавить компании из ЮАР: Impala Platinum, Anglo American Platinum и Lonmin», — полагают во «Фридом Финансе». 

Входящий в топ-10 глобальных производителей меди холдинг УГМК в 2020 году нарастил чистую прибыль в восемь раз, до 2 млрд рублей, и втрое увеличил выручку. И все это благодаря высоким ценам на медь. По итогам трех кварталов 2021 года (более свежей отчетности производитель пока не публиковал) предприятия группы заработали 5,9 млрд рублей при ожидаемых 4,4 млрд рублей, то есть план перевыполнили на 34%. 

Даже пострадавший из-за коронавирусных ограничений сильнее многих игроков рынка цветных металлов российский производитель титана «ВСМПО-Ависма» во второй половине 2021 года смог нарастить продажи. Первое полугодие просело по выручке на 18% — до $552 млн, а по объемам реализации проигрывало 12% аналогичному периоду прошлого года и 27% — допандемийным значениям. Летом после подписания экспортных соглашений начался рост показателей. По итогам девяти месяцев 2021 года чистая прибыль «ВСМПО-Ависмы» оценивается почти в 13 млрд руб. Учитывая январские долгосрочные контракты «ВСМПО-Ависма» с Plymouth Engineered Shapes, Barnes Aerospace и Aernnova Aerospace до 2028 года, можно прогнозировать дальнейшее увеличение.

ГМК «Норникель», поставляющий на глобальный рынок около 14% никеля и 24% высокосортного рафинированного никеля, смог нарастить выручку по итогам 2021 года на треть. Эксперты «Норникеля» и ICBC Standard Bank в ноябре 2021 года представили свой взгляд на рынок цветных металлов. По их мнению, для палладия 2022 год будет дефицитным: нехватка оценивается в 0,3 млн унций. Рынок платины и никеля станет, наоборот, профицитным — на 1 млн унций. Базовый сценарий по никелю: профицит в размере 59 тыс. тонн для низкосортного никеля, а также баланс с риском перехода в состояние дефицита для высокосортного никеля.

Никелевый токен — как страховка

«Мы смотрим позитивно на перспективы практически всех компаний сектора. Среди российских производителей главным бенефициаром энергоперехода должен стать ГМК «Норильский никель» — крупный производитель и экспортер главных «батарейных» и электротехнических металлов меди и никеля, — отмечает Алексей Калачев. — Для этого ему предстоит значительно увеличить инвестиции в модернизацию и расширение производства».

Никелевая дробь. Фото: Nornikel

Горно-металлургические компании в расчете на этот спрос уже сейчас вкладываются в расширение добычи и производство, но результат не будет мгновенным.

«ВСМПО-Ависма» закладывает в инвестиционный план на 2022 год более 2,3 млрд рублей, которые пойдут на открытие новых мощностей. А вся программа на период 2019–2026 годов оценивается в $700 млн. 

Обновленная инвестпрограмма «Норникеля» на 2021–2030 годы, утвержденная в конце 2021-го, рассчитана на $35 млрд. Почти пятая часть этой суммы будет направлена на развитие энергетической инфраструктуры компании. Еще $2 млрд предусмотрены для капремонта мощностей и покупки нового оборудования.

Амбициозная инвестиционная программа хоть и приведет к непопулярному сокращению дивидендных выплат, но даст шанс модернизировать производство и нарастить поставки. 

В течение десяти лет «Норникель» планирует в полтора раза увеличить производство металлов платиновой группы по сравнению с результатами 2020 года, а никеля и меди — на 25–35%. Только в 2022 году, по информации компании, объем инвестиций составит около $4 млрд, что почти в 1,5 раза больше, чем в 2021-м. 

Производители начинают гонку за спросом. Однако геополитические факторы и спекулятивные биржевые действия не смогут застраховать рынок от ценовых скачков. Снизить негативное влияние временных перепадов и повысить прозрачность операций помогают цифровые технологии. 

В декабре 2020 года Глобальный палладиевый фонд «Норникеля» выпустил токены на чистый никель и медь на блокчейн-платформе Atomyze. Необычный биржевой актив запускали летом 2021 года на Лондонской и Итальянской фондовых биржах. Ранее палладиевый фонд уже запустил золотые, серебряные, платиновые и палладиевые ETC на Лондонской и Немецкой биржах. По словам управляющего директора ГПФ Александра Стоянова, бумаги встретили заметный интерес покупателей. 

По словам аналитиков «Фридом Финанса», токенизация производимых металлов, по сути, создает дополнительную емкость для рынка и балансирует его, а также формирует прозрачность всех процессов и привлекает средства инвесторов в его производства. С помощью нового финансового инструмента компания намерена продавать около 20% всего производимого сырья.