В Москве подорожал бензин

08.03.199900:00

3 МАРТА столичные бензоколонки преподнесли неприятный сюрприз автомобилистам. Цены на топливо впервые в этом году сделали резкий скачок вверх. Практически все сорта горючего подорожали примерно на 15 - 20%. Это означает, что теперь за каждый литр самого популярного в городе 92-го бензина придется платить примерно на 40 коп. больше (в среднем 3,2 руб./л). Как отмечают некоторые операторы столичного рынка нефтепродуктов, рост цен на бензин только начинается.

Одним из основных толчков для корректировки цен на АЗС можно считать состоявшееся уже повышение цены на сырую нефть (с 550 до почти 970 руб./т) и оптовой цены на нефтепродукты. Оптовики уже около месяца предлагали владельцам АЗС горючее по цене, на 15 - 20% превышавшей январский показатель. Хозяевам бензоколонок, исчерпавшим запас топлива, закупленного по старой цене, ничего не оставалось как отреагировать на общее повышение цен в топливной отрасли.

«Сегодня минеральная вода стоит дороже 98-го бензина, хотя их себестоимость даже нельзя сравнивать. Чтобы сделать бензоколонки рентабельными, мы должны были поднять цены не на 40 коп., как сделали, а на 1,2 руб. Если учесть, что налоги съедят 67% доходов, то из 40 коп. нам реально останется всего 13 коп.», - считает Владимир Топуридзе, президент компании «Кедр-М», которой принадлежит 21 АЗС в Москве.

В распоряжение «Ко» попал документ, который косвенно подтверждает, что некогда сверхприбыльный топливный бизнес переживает сейчас не самые лучшие времена. Из этой бумаги, которая на днях легла на стол к Юрию Лужкову, следует, что после 17 августа розничные цены на горючее в Москве выросли всего на 40%, тогда как расходы, связанные со строительством, реконструкцией и эксплуатацией АЗС (всего 22 пункта, не считая дополнительно введенных платежей), увеличились пропорционально курсу доллара или близко к этому. В одной из компаний, которая активно участвует в городской программе реконструкции старых АЗС, корреспонденту «Ко» заявили: «Если аппетиты городских организаций не уменьшатся, то мы просто не сможем расплатиться по кредитам, которые были взяты для переоборудования бензоколонок. Единственное, что мы можем противопоставить растущим поборам, - повышение цен на топливо».

Тем не менее повышение цен в бензиновом бизнесе является одним из самых щекотливых вопросов. Здесь нужно учесть как экономические, так и политические нюансы. Во-первых, для любого заметного изменения ценников на АЗС сразу по всей Москве наверняка необходимо заручиться поддержкой городских властей, которые могут и осудить подобную самодеятельность. Во-вторых, если уж поднимать цены, то всем сразу, иначе есть опасность остаться без клиентов. Как отметили в московском представительстве British Petroleum (семь АЗС британской компании считаются одними из самых дорогих в городе), «информацию о том, когда произойдет повышение цен, знали все, кому положено». В-третьих, рост цен в нынешних условиях сопряжен с тем, что по Москве гуляет огромное количество суррогатного бензина (порядка 30%), а значит, увеличивается риск, что нелегалы могут прилично заработать на возникшей ценовой пропасти. По всей видимости, все эти нюансы были учтены, потому что большинство столичных АЗС как по команде в течение всего одного дня изменили свои ценовые табло. Теперь остается лишь ждать, как долго московские бензоколонки будут придерживаться новых правил игры.

В утешение автовладельцам отметим, что отечественный бензин по-прежнему является одним из самых дешевых в мире: даже после подорожания литр российского бензина стоит не дороже $0,25. Тогда как в США литр бензина обойдется вам в $0,5, а в Западной Европе - еще раза в два дороже.

Динамика изменения средних цен на 92-й бензин в Москве

  Московский НПЗ оптовые компании АЗС
Август 1998 г. руб./л 2 2,1 2,3
Сентябрь 2,4 2,5 2,9
Ноябрь 2,6 2,8 3,2
Декабрь 2,6 2,7 2,8
Март 1999 г. 2,8 3 3,2