В Москву за Cartier

21.05.201500:00

В начале года в Дубае проходил юбилейный, двадцатый по счету Фестиваль шопинга (Dubai Shopping Festival). С 1995 г. его посетили 56 млн человек, потратившие более $40 млрд, подсчитали организаторы. В этом году праздник шопинга обошелся без россиян: по данным туроператоров, поток из РФ в этот эмират снизился почти на 80%. Это притом что доля российских туристов в туристических доходах Дубая составляет порядка 35%, а в год его посещают до 1,5 млн туристов из нашей страны. Сколько потеряли организаторы фестиваля, умалчивается, равно как и то, что, помимо россиян, в Дубай приехало значительно меньше европейцев. Неужели в Старом Свете тоже наступил кризис? Вовсе нет, просто европейцы нашли для себя новую мекку для шопинга – Москву и отчасти Санкт-Петербург. 

Интересная зарисовка: в середине декабря в аэропорту Пулково видели двух американцев, которые, поменяв деньги, скупили в одном из магазинов все iPhone 6 Plus, на тот момент имевшиеся в наличии. В пересчете на доллары они приобрели смартфоны примерно на треть дешевле, чем они в тот момент стоили в США. В то время как обычные россияне выстраивались в очереди в магазинах бытовой техники, покупая по три утюга на «черный день», иностранцы смекнули, что на разнице курсов можно неплохо заработать, и бросились скупать брендовые вещи, ювелирные украшения и новомодные гаджеты, цены на которые еще не успели поменяться.

«Например, жители Финляндии активно покупали в России подарки к Рождеству, а британские СМИ даже советовали своим читателям закупаться к праздникам в Москве из-за курса рубля», – подтверждает официальный представитель Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. «Если вы не совершили рождественские покупки, Москва – несомненно, самое лучшее место для сделок в этом году, где можно очень хорошо сэкономить на ведущих брендах в связи с обвалом рубля» – отметило в декабре 2014 г. британское издание Daily Mail.

Журналисты даже подсчитали, сколько можно сэкономить на отдельных товарах: игрушки – персонажи из диснеевского мультфильма «Холодное сердце» в Москве на тот момент стоили в два раза дешевле, чем в Лондоне. Почти 100 фунтов стерлингов можно было выгадать на покупке iPad mini. А вот приобретя браслет от Cartier, выполненный из золота, на сэкономленные деньги можно было купить автомобиль – экономия составляла фантастические 13 000 фунтов стерлингов. 

Туристы или шопоголики

Именно обвалом рубля и возможностью купить одежду и технику значительно дешевле, чем у себя дома, при этом сэкономив на перелете и проживании, эксперты объясняют ажиотажный спрос, наблюдавшийся в тот период на билеты в Россию. «В ноябре 2014 г. спрос на перелеты в Россию вырос на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., в декабре рост был чуть меньше – 33,6%, в январе 2015 г. интерес иностранцев продолжил снижение – 21,8%, а в феврале и вовсе составил лишь 10,3%, – рассказывает представитель Momondo в России Ирина Рябовол. – Стоит отметить, что выше приведены данные о тех поисках, которые в конечном счете доходили до покупки билета. Общий рост интереса к поездкам в нашу страну, с учетом тех запросов, которые не заканчивались бронированием по тем или иным причинам, был более интенсивным».

Так, в ноябре 2014 г. таких запросов было больше на 55,5%, чем в ноябре 2013 г., в декабре – на 50,5%, в январе – на 38,8% и в феврале – на 25,4% соответственно. Таким образом, можно предположить, что возможности, открывающиеся в РФ при дешевом рубле, привлекали туристов из-за рубежа, но присущая иностранцам осторожность, вызванная прежде всего накаленной политической обстановкой, несколько сдерживала рост въездного туристического потока, рассуждает Ирина Рябовол.

Аналогичную динамику спроса приводит и генеральный директор Tripsta Филипп Бринкман: «Интересно, что на ноябрь, по нашим данным, приходится наименьшее количество бронирований в России со стороны иностранных путешественников. Очевидно, этот месяц стал переломным и дальнейшее падение рубля подтолкнуло осмотрительных европейцев не откладывать свои путешествия по России, а использовать подходящий момент. С этого момента начинается плавный рост спроса, который достигает своего пика в марте». По его словам, учитывая сложность получения визы и ее стоимость, что зачастую останавливало европейских путешественников от поездок в Россию, а также среднюю длительность пребывания на территории РФ (две недели), можно предположить, что большинство иностранцев поехало в нашу страну вовсе не с целью шопинга, а в качестве туристов. «Однако для многих путешественников дешевый рубль и низкие цены на бренды могли послужить толчком для принятия этого решения», – не исключает Филипп Бринкман.

При этом Tripsta провела анализ бронирований авиабилетов, совершенных иностранцами в период с января по апрель текущего года, и выяснилась удивительная вещь: интерес к российским направлениям на летний период 2015 г. вырос на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Получается, что дешевеющий рубль поддержит отечественную туристическую отрасль, а жители Западной Европы с начала июня просто ринутся куда-нибудь в Тверь на рыбалку? «Если это данные путешествий Tripsta, то информация может не отражать реальное положение на рынке в целом, так как полагаться на аналитику продаж только одной компании нельзя. Увеличение количества бронирований через данного оператора может быть обусловлено различными факторами, не связанными с реальным увеличением въездного туризма в Россию», – скептически относится к опубликованным выводам официальный представитель FDFgroup Анастасия Морозова.

«Мы обслуживаем въездной туризм с 2002 г., и такого провала, как в этом году, не было ни разу. В частности, можно сказать о сниженном потоке иностранцев, путешествующих на теплоходах Москва – Санкт-Петербург, где мы организуем для них медикал-ассистанс при наступлении страхового случая, – жалуется руководитель международных проектов медико-сервисной службы AP Companies Радмила Саркисян. – Прежде из 250 возможных мест на борту теплохода все 250 занимали иностранные туристы – за сезон их число достигало 12 000 человек. В 2015 г. мы имеем только 22% иностранцев от общего числа пассажиров, все остальные – это путешествующие россияне». В нынешнем сезоне данное направление для компании оказалось убыточным. Американцы в этом году вообще отказались от туров в Россию заблаговременно. «По нашим данным, ажиотажного спроса на въездной туризм не было», – соглашается представитель DaTravel.com Светлана Баранова. Но информация от Tripsta произвела в СМИ эффект разорвавшейся бомбы, и все тут же заговорили о грядущем туристическом буме в России. Как оказалось, эти ожидания имеют под собой достаточно серьезные основания, причем без оглядки на статистику Tripsta. 

Цены – ниже, туристов – меньше

В рейтинге конкурентоспособности в секторе туризма и путешествий (TTCI – Travel and Tourism Competitiveness Index), составляемом экспертами Всемирного экономического форума и Strategy Partners Group, РФ по итогам 2014 г. переместилась на 18 позиций вверх, заняв в итоге 45-е место из 141 возможного и оказавшись по соседству с лидерами туризма: Турцией, Венгрией, Коста-Рикой. Турпоездки в Россию стали выгодны после девальвации рубля: с мая 2014 г. по конец декабря (когда составлялся рейтинг) стоимость национальной валюты по отношению к доллару снизилась на 44%. В итоге подешевело проживание в отелях, авиаперелеты, питание, проезд и многое другое (естественно, в пересчете с рублей на доллары и евро).

Стоимость авиабилетов по отдельным направлениям снизилась чуть ли не в разы. Например, перелет из Финляндии и Германии в Санкт-Петербург подешевел на 40%, по каким-то направлениям наблюдается рост, но основные туристические направления демонстрируют снижение в долларовом выражении. «В результате средний чек иностранного туриста при покупке билетов упал на 10%, с 359 евро в 2014 г. до 322 евро в этом году», – говорит Филипп Бринкман. Ни «Аэрофлот», ни «Трансаэро», ни S7 не захотели рассказать о том, какие конкурентные преимущества они получили в результате падения курса рубля и насколько снизили стоимость билетов. «Стоимость билетов всегда складывается из возможного спроса и предложения, и, конечно, заниженные цены до определенного уровня могут подстегнуть спрос, но в любом случае должны быть экономически выгодны авиакомпании. Наши цены, так же, как и расходы, которые мы несем, изначально считаются в евро, и мы пересчитываем их в рубли по курсу системы», – оказался более открытым для разговора директор по корпоративным коммуникациям Lufthansa в Европе Мартин Рикен.

Средняя стоимость проживания в отеле в РФ снизилась на 9% в рублевом исчислении, говорится в исследовании Hotels.com. По состоянию на март 2015 г. средняя стоимость проживания в отеле составляет чуть менее 5500 руб. (93 евро). Падение стоимости проживания в гостиницах эксперты связывают с уменьшением числа иностранных туристов на фоне ухудшения отношений РФ с США и странами Запада. Так, число туристов из США сократилось по сравнению с началом прошлого года более чем на четверть. Турпотоки из Великобритании и Испании «обмелели» на 11% и 8% соответственно. Но их место постепенно занимают граждане Кореи, Тайваня и Индии. Если же учитывать, что, с поправкой на курсовую разницу, проживание в российских отелях для иностранцев стало примерно на 30% дешевле, то не исключено, что наступающим летом туротрасль ожидает горячий сезон.

«Рост популярности России как туристического направления объясняется ослаблением курса рубля, в связи с чем поездка для иностранных гостей в нашу страну стала значительно более дешевой по сравнению с началом 2014 г. и более ранними периодами, – поясняет партнер Hospitality Income Consulting Наталия Розенблюм. – Для многих иностранных гостей Россия и раньше представляла интерес в качестве туристической дестинации, однако для большинства иностранцев поездка вызывала больше вопросов, чем ответов. Более того, стоимость размещения в крупных городах страны традиционно была крайне высокой, что отрицательно сказывалось на продвижении классического въездного туризма». Когда курс рубля ослабел, многие иностранные гости, в первую очередь из зоны евро, начали рассматривать возможность поездки в РФ, поскольку это стало значительно дешевле, признают эксперты. Однако они не склонны пока давать прогнозы относительно грядущего 60-процентного роста турпотока в нашу страну. Тем более что одним из основных драйверов для отрасли является вовсе не туризм, а деловые поездки, по крайней мере, это касается отелей «высокой звездности», где, как правило, селятся командированные иностранцы.

«В среднем на начало 2015 г. поток иностранцев, прибывающих в столицу с деловыми целями, упал на 10–15%, из которых около 70% – европейцы и американцы. Количество деловых мероприятий, которые проходят в Москве, также сократилось», – констатирует председатель Российской ассоциации бизнес-туризма Вадим Зеленский. По данным Ростуризма, в прошлом году в РФ по служебным надобностям прибыли 6,263 млн иностранцев, а с туристическими целями приехали всего 2,583 млн человек. Поэтому наблюдаемое падение числа командированных может серьезно ударить по туристической отрасли, гораздо сильнее, чем ожидаемый эффект от роста числа туристов, соблазнившихся дешевым перелетом и упавшими в цене отелями.

«Совершенно очевидно, что санкции и политическая ситуация не могли не коснуться потока туристов, в частности, иностранцев, которые едут в столицу с бизнес-целями», – соглашается вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов. Большинство московских отелей высокой категории «четыре» и «пять» звезд, главными клиентами которых и являются бизнес-туристы, представлены иностранными брендами. Их прибыль переводится в иностранную валюту, в результате с учетом резкого проседания курса рубля их доходность упала практически на 30–40%.

«Топовый отельный сегмент менее эластичен по цене – для наших зарубежных гостей колебания валютных курсов не играют принципиальной роли при планировании путешествия. Но лето действительно ожидается насыщенным не в последнюю очередь благодаря оживлению конгрессно-выставочного туризма Санкт-Петербурга», – отмечает генеральный управляющий Domina Prestige St. Petersburg (Топ-10 лучших отелей России) Кристина Кузнецова. Кроме того, на фоне экономической нестабильности были отложены запуски нескольких крупных отельных проектов, запланированные на 2015 г. В связи с этим ведущие петербургские «пятерки» встречают высокий сезон практически в том же составе, так что конкурентная среда остается стабильной. 

Красный коридор

«Стоимость размещения в отелях – не основной фактор, влияющий на спрос со стороны иностранных туристов. Один из главных факторов – это визовый вопрос. Получение российской визы достаточно сложное, долгосрочное и дорогостоящее мероприятие, – говорит директор по отельным продуктам онлайн-гипермаркета DaTravel.com Федор Егоров. – Второй момент: многие иностранные туристы думают, что в России небезопасно, а также многих иностранцев останавливает языковой барьер – не так много россиян владеют английским языком на приемлемом для общения уровне».

Визовый вопрос попытались отчасти решить в правительстве, в январе вице-премьер Аркадий Дворкович дал поручение проработать введение безвизового 72-часового въезда для граждан из стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития). Такая мера может значительно увеличить объем въездного туризма: вместо того, чтобы ждать стыковки в аэропорту, иностранные туристы могли бы три дня провести в России. Когда аналогичный режим был введен для россиян в Гонконге, это увеличило турпоток из нашей страны туда в несколько раз. «Инициатива с точки зрения недозагруженности туристической инфраструктуры правильная, и мы ее поддерживаем. Сейчас из-за разницы курсов валют иностранным туристам выгодно приезжать в Россию, для них это фактически экономия на 30–50% по сравнению с ценами 2013 г.», – отмечает вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин.

Туристы из стран ОЭСР очень удобны для РФ, так как в ОЭСР входят те государства, туристы из которых зачастую путешествуют через Россию. Например, в Таиланд через РФ любят летать туристы из Осло, Копенгагена и Лондона. Если им разрешат остановиться в Москве на три дня без получения визы, то, как считает Дмитрий Горин, достаточно много людей может воспользоваться этой возможностью, точно так же, как пользуются российские туристы правом безвизового въезда в Гонконг. Однако, утверждают источники, по непонятным причинам, разработка законопроекта о безвизовом транзитном въезде в РФ отложена. Более того, в верхней палате парламента подготовлен законопроект о введении туристского (курортного) сбора. Инициатива не нашла поддержки в правительстве: Роспотребнадзор, Минпромторг, Минфин и Минэкономразвития сочли введение данного налога нежелательным. Но в условиях бюджетного дефицита к этому вопросу могут еще вернуться.