В наилегчайшем весе
Средний доход на абонента (APRU) российских сотовых операторов продолжает падать: сказывается выход на массовый рынок. Это видно из опубликованных финансовых отчетов за первое полугодие двух компаний – МТС и «Вымпелкома». Аналитики говорят, что соотношение числа «тяжелых» (многоговорящих) абонентов к «легким» у МТС лучше, чем у «Вымпелкома». Эксперт компании J’son & Partners Антон Погребинский считает, что практически всех абонентов «Вымпелкома», пользующихся услугой предоплаты, можно отнести к числу «легких» (из 2,8 млн абонентов «Вымпелкома» предоплатой пользуются 2,1 млн человек). Термины «легкие» и «тяжелые» носят условный характер. Компании не публикуют данных по этим категориям, и сравнить напрямую параметры аудитории «Вымпелкома» и МТС невозможно.
По словам первого вице-президента МТС Михаила Сусова, снижение показателя APRU вызвано присоединением к МТС региональных компаний, и в первую очередь «Кубань GSM». «В Москве наш показатель ARPU не только стабилизировался, но и увеличился. Это произошло прежде всего благодаря развитию тарифных планов: мы стимулировали абонентов больше говорить», – отметил он.
Конкуренты МТС не видят для себя опасности в сложившейся ситуации. «Работа с низкодоходным абонентом при правильной организации дела выгодна, – сказал первый вице-президент «Вымпелкома» Николай Прянишников. – Хотя средний доход от абонента снижается, одновременно у нас сокращаются и показатели, характеризующие размер издержек: затраты на привлечение одного абонента и число сотрудников на 1000 абонентов».