В налогообложении нефтегазовой отрасли России грядут изменения

Минфин России предложил сразу несколько налоговых изменений для нефтегазовой отрасли. Речь идет об увеличении ставки налога на прибыль для «Транснефти», новом расчете котировки Urals для налогов, а также обнуление НДПИ для труднодобываемого газа на Ямале и меры поддержки нефтепереработки.

О новых изменениях в налогообложение нефтегазовой отрасли, говорится в материалах Минфина, которые были внесены в правительство, сообщает РБК. Агентство отмечает, что предлагается до 40% поднять ставку налога на прибыль для «Транснефти». В настоящий момент налог на прибыль для компании рассчитывается по ставке 20%. С 1 января 2025 года она, как и для всех других организаций, должна была вырасти до 25% однако именно для ПАО «Транснефть» предлагают более серьезный рост ставки.

В самой компании от комментариев отказались. Между тем, в соответствии с финансовым отчетом «Транснефти» по российским стандартам бухгалтерской отчетности, с января по сентябрь 2024-го прибыль компании сократилась почти в два раза (на 49,1%) — до 97 миллиардов рублей, а налог на прибыль за тот же период упал на 59,1% — до 18,1 миллиарда рублей. В 2023-м группа «Транснефти» получила рекордную чистую прибыль — 306,6 миллиарда рублей по МСФО — и выплатила за этот год дивиденды в общем размере 128,5 миллиарда рублей.

Как отметил агентству партнер МЭФ Legal Вадим Зарипов, российским законодательством не предусмотрена установка индивидуальной ставки для конкретного налогоплательщика. Однако ее можно устанавливать для определенных категорий. В случае с «Транснефтью» речь может пойти об «организации — собственнике магистральной системы нефтепроводов», какой она и является. Эксперты предполагают, что подобное изменение связано с высокой прибыльностью проекта с точки зрения выравнивания рентабельности по отрасли.

После того, как для российской нефти закрылся рынок Европы, экспорт был перенаправлен на восточное направление. В материалах Минфина говорится, что в связи с этим возникла необходимость более объективно использовать цены нефти марки Urals в целях налогообложения. Ее предлагается определять исходя из цены на российскую нефть в западных и восточных портах страны.

Предлагается включить в расчет налоговой котировки Urals стоимость сорта ESPO (ВСТО), экспортируемого из дальневосточного порта Козьмино. Предполагается, что котировка Urals будет представлять собой сумму среднедневной за истекший налоговый период цены сорта в портах Приморска и Новороссийска, умноженной на коэффициент 0,78, и среднего значения стоимости нефти ESPO в Козьмино, умноженного на коэффициент 0,22. Другими словами, котировку станут рассчитывать как среднее трех котировок FOB (Приморск, Новороссийск, Козьмино), где вес среднеарифметического первых двух будет составлять 0,78, а вес третьей — 0,22.

В 2023-м общий объем экспорта нефти из четырех морских портов — южный Новороссийск, западные Приморск и Усть-Луга и восточный Козьмино — превысил 151 миллион тонн, из которого на долю Козьмино пришлось примерно 28%.

Также в Минфине предлагают с 2025 года приостановить на пять лет налоговый вычет по НДПИ при добыче газового конденсата, направленного на переработку с выделением ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов, продукт переработки попутного нефтяного газа и газового конденсата). Кроме того, с 1 января 2028-го предлагается установить на десять лет нулевую ставку по НДПИ при добыче трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) газа и газового конденсата на полуострове Ямал.

Еще одним предложением Минфина является поддержка нефтепереработки. Министерство предлагает донастроить демпфирующий механизм, используемый для стабилизации цен на топливо и предполагающий субсидии нефтеперерабатывающим компаниям из бюджета. Власти намерены разделить «обнуление демпфера» по каждому из видов моторного топлива. В настоящий момент демпферные выплаты обнуляются, когда хотя бы один из видов топлива — бензин или дизель — превышает на бирже индикативный уровень цен.

Также для поддержания инвестиций в развитие нефтеперерабатывающей отрасли, для организаций, «добросовестно исполняющих свои обязательства» по таким договоренностям, предусматривается возможность завершения намеченных планов «в более поздние сроки», а параметры инвестиционных соглашений предлагается уточнить. Для инвесторов в объекты нефтепереработки, которые вкладывают более 100 миллиарда рублей, срок получения инвестиционного вычета увеличат на два года. Продлят на один год и сроки исполнения соглашений по развитию производственных мощностей нефтехимических предприятий.