В неоплатном долгу
Так и не дождавшись обещанных государственных субсидий в размере $4 – 5 млрд, «АвтоВАЗ» решился на размещение облигационного займа на открытом финансовом рынке. Весной следующего года автогигант планирует выпустить заем на 5 млрд руб. (около $190 млн) со сроком обращения 7 лет. Организатором и андеррайтером облигационного займа назначен ВТБ, который, как и «АвтоВАЗ», управляется государством. Ранее ВТБ выступил организатором трех облигационных займов компании на общую сумму 9 млрд руб. Вырученные деньги планируется направить в первую очередь на увеличение оборотного капитала предприятия, что позволит в некоторой мере компенсировать задержки со сбытом машин.
Самое интересное, что сообщения о программе выпуска облигаций «АвтоВАЗа» появились практически одновременно со слухами о затоваривании заводских складов нераспроданными машинами. На предприятии скопившиеся партии автомобилей затовариванием не считают. По словам пресс-секретаря «АвтоВАЗа» Ивана Скрыльника, то, что сейчас на складах находится около 70 000 нераспроданных машин, вполне укладывается в заводские нормативы, по которым запас не должен превышать объемов производства за полтора месяца. В настоящее время ежемесячный план составляет 65 000 автомобилей.
Затоваривание складов «Ладами» может объясняться сезонными колебаниями спроса: производственные мощности автозавода не могут подстраиваться под осенние спады и весенние всплески продаж. В любом случае «АвтоВАЗу» грозят потери, так как в начале следующего года ему придется предоставить значительные скидки на «прошлогодние» автомобили.
По мнению аналитика инвестиционной компании «КапиталЪ» Михаила Пака, решать проблему затоваривания заводу, видимо, придется путем снижения цен на продукцию, а это напрямую повлияет на выручку и другие показатели компании к концу года.
Как заявил «Ко» начальник отдела анализа долгового рынка ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко, негативная информация может отчасти повлиять на судьбу займа, но надо иметь в виду, что «АвтоВАЗ» – уже довольно старый заемщик (нынешний заем – четвертый по счету), и уже сформировалась группа инвесторов, готовых покупать его бумаги. Куда больше на судьбу займа может повлиять общая рыночная конъюнктура. Иван Манаенко напомнил, что подобные затоваривания случались на автозаводе и раньше. Но сейчас ситуация особая: рынок внимательно следит, сможет ли государство решить проблемы национализированного автогиганта. Уже появились заявления экспертов, что выпускать облигации «АвтоВАЗ» решил только потому, что не дождался субсидий из бюджета.
Инвестиционная компания «Атон» демонстративно прекратила аналитическое освещение «АвтоВАЗа», мотивируя это тем, что при отсутствии внятной стратегии и слабой прозрачности предприятие в ближайшее время не сможет стать привлекательным для инвесторов.
По мнению руководителя портала auto-dealer.ru Олега Дацкива, компания сейчас находится в достаточно сложном финансовом положении – машины продаются недостаточно быстро, а собственных средств на развитие у завода явно нет. Выходов из создавшейся ситуации видится два: снижать производственные издержки, прибегая к непопулярным мерам вроде сокращения рабочих мест, или влезать в долги. Второй путь, безусловно, проще, однако, как показывает опыт иностранных концернов, к успеху может привести только жесткая антикризисная политика, направленная на борьбу с издержками. Например, именно таким путем Карлос Гон вывел альянс Renault-Nissan на лидирующие позиции по прибыльности среди автоконцернов, чем снискал себе славу жесткого, но вместе с тем успешного антикризисного управляющего.