Top.Mail.Ru
архив

В одной телеге

Попытка консолидации российских авиастроителей в единую компанию, инициированная президентом Владимиром Путиным, может стать отправной точкой для передела сфер влияния в отрасли. Заседание Госсовета в подмосковном Жуковском, где обсуждались планы создания авиапромышленного холдинга, прошло в смешанном жанре «выездного ВДНХ» и «войны всех против всех». Каждый губернатор стремился доказать преимущество «своего» самолета, производство которого размещено на подведомственной территории, обеспечив ему «зеленый свет» в производственной программе новой структуры. Впрочем, в этом не было ничего нового. Все предыдущие попытки создать объединенную авиастроительную компанию провалились именно из-за конкуренции российских предприятий.

Участники авиастроительного рынка и в этот раз постараются оттянуть процесс слияния. Немногие успешные игроки не хотят объединяться с заведомо убыточными компаниями. А руководители последних не желают расставаться с полномочиями. «Директор даже самого убыточного завода, обремененного долгами, никогда по своей воле не откажется от кресла, ему проще не платить месяцами зарплату сотрудникам, чем отказаться от власти», – уверен глава группы компаний «Каскол» Сергей Недорослев. У новой попытки интеграции авиастроительной отрасли, однако, есть одно существенное отличие – изменилась структура власти. Автономия отраслевых игроков ранее опиралась на соперничество различных группировок внутри властных структур. Сейчас пространство для маневра резко сузилось. Возможности влияния власти на частные компании были уже не раз продемонстрированы, а поскольку все авиастроительные активы в той или иной степени находятся в государственной собственности, – убеждать их будет проще. Главным симптомом этих изменений стало, в частности, – впервые за историю попыток объединения – назначение лица, ответственного за весь процесс. Это вице-президент НПО «Иркут» Валерий Безверхний.

Согласно последним планам в объединенную авиакомпанию войдут все разработчики военных и гражданских самолетов России: АХК «Сухой», РСК «МиГ», корпорация «Иркут», АО «Ильюшин», «Яковлев» и «Туполев». По словам главы Минпромэнерго Виктора Христенко, 60 – 70% новой компании останется в государственной собственности. У корпорации будет трехуровневая структура. Управляющая компания сконцентрируется на отборе проектов. Во второй уровень войдут предприятия, специализирующиеся на производстве боевой, гражданской, транспортной авиации и беспилотных аппаратов. Третий уровень объединит заводы, выпускающие запчасти и комплектующие. Холдинг должен появиться к 31 декабря 2006 года. На начальном этапе существования корпорации соотношение продаж военной и гражданской техники запланировано как 70:30 (в сумме $2,5 млрд), однако через несколько лет долю гражданской техники планируется увеличить до 50%.

Правда, до сих пор так и неясно, кто будет инвестировать в единую авиастроительную компанию. Глава Воронежской области Владимир Кулаков уверен, что для развития отрасли до 2015 года в нее необходимо вложить $35 млрд. У государства таких денег нет, а схем привлечения частных инвестиций в авиапромышленность не разработано. Да и с ними собрать подобную сумму практически нереально. Поэтому даже объединение всех активов может не спасти российский авиапром.

Еще по теме