В ожидании «большого гостя»
Иностранные банки не имеют права открывать в России свои филиалы. Но это не мешает им успешно вести бизнес в нашей стране. Они активно входят в капиталы российских кредитных организаций и открывают здесь свои дочерние компании. Экспансия только началась, уверены эксперты. И в этой ситуации потенциальным объектом для поглощения является практически любой отечественный банк.
Российский рынок замер в ожидании: какой из международных банков, до сих пор не представленных здесь дочерними структурами, решит «внедриться» в наш банковский бизнес? Может быть, это будет Bank of America?
С начала года сразу несколько крупных иностранных кредитных организаций обзавелись активами в России. В феврале стало известно о том, что австрийский Raiffeisen International Bank приобрел 100% акций Импэксбанка, затем Societe Generale выкупил у «Интерроса» 10% акций Росбанка и заявил о намерении приобрести еще 10%.
Доля иностранного участия в отечественных финансовых институтах неуклонно растет, отметил президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян. По его словам, в настоящий момент доля иностранцев выросла с 6% до 11 – 12% и «имеет тенденцию к увеличению». Это не может не вызывать озабоченности участников рынка. Глава АРБ считает, что необходимо принять решение об ограничении иностранных инвестиций в российские кредитные организации. Он ссылается на опыт Канады, которая, защищаясь от экспансии капитала из США, в свое время ввела 20-процентный ценз на участие иностранцев в банковской сфере.
Правда, эти ограничения могут стать серьезным препятствием на пути России в ВТО, признает Тосунян. Тем более что нашим переговорщикам уже удалось договориться о серьезных преференциях для отечественных банков: США согласились на то, что и после вступления в ВТО иностранные банки не смогут открывать в РФ свои филиалы. Чиновники рассчитывают, что это позволит отечественным кредитным организациям за несколько лет нарастить капитал и не пасть жертвой иностранцев, после того как «граница» для них будет открыта.
Однако сами иностранцы не видят проблемы в отсутствии возможности открывать здесь свои филиалы: «Несмотря на запрет деятельности филиалов иностранных банков в России, они (иностранные банки. – Прим. «Ко») достаточно успешно работают и развивают бизнес через дочерние российские структуры», – пояснил вице-президент направления инвестиционного и стратегического консультирования AGA Management Дмитрий Смолко. «У нашего банка нет филиальной сети, зато есть широкая сеть представительств в 57 регионах РФ», – сообщили в пресс-службе «Хоум Кредит энд Финанс Банка». «Правовая форма не имеет большого значения», – уверен председатель правления Международного Московского банка (ММБ) Илкка Салонен, – бизнес можно вести как с помощью дочернего предприятия, так и филиала». Вице-президент Ситибанка Наталья Николаева вообще полагает, что ажиотаж вокруг темы был поднят искусственно: «Есть много иностранных банков, которые открыли здесь свои дочерние представительства и в этом смысле не испытывают никаких неудобств», – говорит она.
Другой вопрос, считать ли российские «дочки» иностранных кредитных организаций в полном смысле российскими компаниями или все же иностранными? «Это как «Челси» – английская команда и\или российская?» – приводит аналогию первый вице-президент Пробизнесбанка Эльдар Бикмаев. Если иностранным финансовым институтам не дадут возможности открывать в России филиалы, то все банки, работающие здесь, можно смело называть «российскими», считает он. Как показывает тенденция, даже российские бренды не будут менять на иностранные. «Импэксбанк, владельцем которого является австрийская Raiffeisen International Bank-Holding AG, все же остается российским кредитным учреждением», – заверил нас заместитель председателя правления банка Алексей Коровин.
Зачем нам берег турецкий?
«Если нет разницы, зачем платить больше?» – гласит известная реклама. Так и в ситуации с иностранными банками в России. Если они, по сути, являются российскими компаниями, почему одни клиенты несут деньги в Сбербанк, а другие открывают счета в дочерней организации известного мирового финансового института? «Российское восприятие таково: с иностранным банком ничего не может случиться, и деньги вкладчиков не пропадут», – объясняет логику тех, кто хранит деньги в условно иностранных банках вице-президент БИНБАНКа Ирина Комарова. Хотя послекризисное преимущество, когда вкладчики считают иностранные банки более надежными, постепенно сходит на нет, полагает Бикмаев из Пробизнесбанка.
Так чем же тогда привлекают клиентов «иностранные» банки? Одним из основных их преимуществ перед отечественными кредитными организациями генеральный директор «ИНГ Банк (Евразия) ЗАО» Хендрик тен Босс считает репутацию. Российский финансовый рынок по сравнению с мировым относительно молод, за последние два десятка лет мы пытаемся пройти тот путь, на который у Европы потребовалось полтора века. История некоторых мировых и европейских финансовых брендов насчитывает не одну сотню лет. В этом смысле конкурировать с ведущими мировыми банками российские игроки пока не в состоянии: им необходимо еще много работать, чтобы заслужить такую же репутацию. «Например, бренд ING вместе с CitiGroup, AmericanExpress, MerrillLynch, HSBC, JPMorgan, MorganStanley, Goldman Sachs и UBS входит в десятку крупнейших мировых финансовых брендов в рэнкинге Interbrand, опубликованном в июле 2006 года», – рассказывает Хендрик тен Босс.
Помимо «доброго имени», иностранные банкиры привносят в свои российские «дочки» опыт работы и корпоративную культуру. «До того как начать развивать потребительское кредитование в России, учредители «Хоум Кредит» успешно занимались этим бизнесом в странах Центральной Европы. Таким образом, российская «дочка» не строила бизнес с нуля, а получила в наследство от учредителей технологии, которые были адаптированы под условия российского рынка», – пояснили в пресс-службе «Хоум Кредит энд Финанс Банка». «Не менее важен опыт управления рисками и управления ликвидностью», – добавляет Наталья Николаева из Ситибанка.
Однако все же основным конкурентным преимуществом «иностранных» банков председатель правления Международного Московского Банка Илкка Салонен называет более дешевое фондирование, прозрачную структуру акционеров и, как следствие, уверенность в том, что акционеры поддержат дочерний банк, если «начнет штормить». Это не только добавляет уверенности вкладчикам в сохранности их средств, но и позволяет банкам предлагать кредиты по более низким ставкам. «Российские «дочки» международных банков имеют возможность предоставлять значительно более крупные кредитные ресурсы корпоративным клиентам благодаря доступу к относительно дешевым финансовым ресурсам крупных материнских финансовых организаций», – говорит Хендрик тен Босс. Если посмотреть статистику кредитов, выданных крупным российским предприятиям за последние несколько лет, то абсолютное их большинство было организовано синдикатами, состоящими из международных банков. В случае с отечественными финансовыми организациями, они часто кредитуют своих клиентов за счет средств, взятых взаймы у тех же международных банков, отмечает глава «ИНГ Банк (Евразия) ЗАО».
От корпорации к рознице
На заре развития банковского рынка в России ведущие международные финансовые организации делали ставку исключительно на крупных корпоративных клиентов. «ING начиная с конца 1980-х годов является одним из основных кредиторов международных корпораций, работающих в России, а также крупнейших российских производителей», – отмечает Хендрик тен Босс. Но с 2003 года, когда началось бурное развитие потребительского кредитования, «иностранцы» все больше обращают внимание на розницу. «ММБ на протяжении всей своей истории успешно работал с российскими корпоративными клиентами. Развивать ритейл мы фактически стали не так давно, – рассказывает председатель правления ММБ. – Мне кажется, что многие игроки с иностранным капиталом с интересом следят за тем, что происходит на рынке ритейла».
«Иностранные банки предпочитают работать с компаниями – «голубыми фишками», у которых уже есть опыт работы с западными кредитными организациями, отчетность по международным стандартам, которые более понятны и прозрачны», – соглашается заместитель директора департамента международного бизнеса Промсвязьбанка Анна Беляева. Хотя, по ее словам, рознице «иностранцы» уделяют не меньше внимания. «Им очень легко тиражировать отработанные розничные продукты для массовой аудитории на российском рынке», – говорит эксперт. Ярким примером тому является опыт работы «Хоум Кредит энд Финанс Банка» и интерес иностранцев к «Русскому Стандарту».
Но есть область, в которой бизнес «иностранцев» идет все же не совсем гладко: это работа со среднего размера компаниями, что объясняется отсутствием у тех международной отчетности, а также не всегда понятными иностранным банкам структурой и системой управления. «В этой связи уже возник конфликт между Райффайзенбанком и Импэксбанком, так как не все клиенты последнего отвечают стандартам, принятым в австрийском банке», – отметила Анна Беляева. «Кредитование малого бизнеса на данный момент – достаточно рискованная область, она пока плохо изучена, поэтому не многие хотят работать в этом сегменте», – добавляет вице-президент Ситибанка Наталья Николаева.
Хотя очевидно, что в скором времени малый и средний бизнес станут тем сектором, куда активно пойдут иностранные банки, считает она. Но для того чтобы это произошло, должны быть внесены определенные изменения в юридическую базу, а в особенности – в судебно-применительную практику и исполнительное производство.
Иностранная культура
Хотя отечественные банкиры и говорят об опасности иностранной экспансии на российские финансовые рынки, но определенную пользу «иностранцы» уже принесли: приходя в Россию, они приносят собственные технологии и культуру корпоративного управления. «Присутствие иностранных банков повлекло за собой рост конкуренции, способствовало повышению стандартов и культуры обслуживания отечественных банков», – считает Беляева из Промсвязьбанка. «Присутствие иностранцев в России достаточно серьезно отразилось как на культуре корпоративного управления отечественных игроков, так и на стиле работы с клиентами/партнерами», – полагает Илкка Салонен. «Миграция» сотрудников из иностранных банков в российские и обратно способствовала передаче мирового опыта, а также внедрению новых стандартов корпоративного управления. «Сейчас очень многие банки готовятся к IPO, а значит, пытаются наладить систему корпоративного управления по западным стандартам. В связи с этим они стремятся привлекать на работу специалистов, имеющих международный опыт, чаще всего иностранцев», – добавляет Наталья Николаева. «Уровень профессионализма российских банковских организаций значительно вырос за последние несколько лет», – признает Хендрик тен Босс. Отечественные финансовые институты активно и успешно занимаются внедрением западных технологий и стандартов в области управления рисками, внутреннего и внешнего аудита, комплаенса. Иностранцы отмечают, что в последнее время значительно вырос уровень развития информационных технологий в российских банках. Все идет к унификации работы отечественной банковской системы и мировой. Существуют различия в требованиях нормативной базы, в отчетности, отчасти в менталитете, но общие принципы остаются неизменными, и уровень сервиса в российских банках со временем все меньше отличается от того, что принят за рубежом.
Кто следующий?
Экспансия иностранных кредитных организаций на российский рынок только началась, уверены опрошенные «Ко» банкиры, есть еще банки, которые пока не пришли сюда, но могут это сделать в самое ближайшее время. «Например, Bank One или Bank of America не присутствуют на нашем рынке; у последнего, если не ошибаюсь, здесь только представительство. Можно посмотреть и на британские банки, которые пока оказывают лишь трансграничные услуги», – говорит вице-президент Ситибанка Наталья Николаева. «Пока в России представлено не так много глобальных игроков, входящих в двадцатку крупнейших в мире. В ближайшей перспективе можно ожидать строительства филиальной сети российских подразделений иностранных банков», – говорит заместитель председателя правления Импэксбанка Алексей Коровин. С другой стороны, «на рынке потребительского кредитования присутствуют уже почти все крупные мировые игроки, и велика вероятность, что приход остальных крупных игроков – вопрос времени», добавляют в «Хоум Кредит энд Финанс Банке». «Для зрелой, насчитывающей несколько столетий банковской системы развитых стран, несколько лет ожидания разрешения на работу филиалов не так уж и критично! Они используют это время с пользой», – соглашается вице-президент БИНБАНКа Ирина Комарова.
Вот только будут ли они готовы ждать, пока им разрешат открыть собственные филиалы, маловероятно. Скорее всего, подавляющее число иностранных банков придут на наш рынок через поглощение отечественных игроков. «По сравнению с органичным ростом поглощение экономит самый главный ресурс – время. Международные банки через поглощение своих российских коллег приобретают клиентскую базу, развитую региональную/розничную сеть, профессиональную команду и т.д.», – говорит генеральный директор «ИНГ Банк (Евразия) ЗАО» Хендрик тен Босс. Именно поэтому абсолютно все опрошенные «Ко» банкиры считают, что уже в самое ближайшее время сразу несколько крупных иностранных кредитных организаций могут заявить о приобретении активов в РФ. Как считает председатель правления Международного Московского банка Илкка Салонен, «пожалуй, все банки из верхней тридцатки являются объектом пристального внимания со стороны тех, кто хочет развивать свой бизнес в России». Хотя это, конечно, не значит, что мелкие и средние банки не представляют интереса для иностранцев.