В ожидании взлета или взрыва

16.05.200000:00

"Аэрофлот" снова оказался в центре внимания. В последние месяцы вокруг компании витали самые разнообразные слухи. Обсуждалась скорая отставка нынешнего гендиректора Валерия Окулова с последующим "воцарением" его первого зама - Александра Зурабова. Предполагались возвращение прежней "логовазовской" команды во главе с Александром Красненкером и слияние "Аэрофлота" с "Внуковскими авиалиниями". Поговаривали даже о разделении крупнейшего отечественного авиаперевозчика на две компании. Все заинтересованные стороны ожидают приближающееся собрание акционеров, полагая, что именно оно станет решающим для судьбы крупнейшей отечественной авиакомпании.

Скорее всего, так оно и есть. Однако складывается впечатление, что в последнее время все больше укрепляются позиции в "Аэрофлоте" команды Александра Зурабова. Официально утвержденная концепция развития авиакомпании стала жупелом, которым бывший главный управляющий МЕНАТЕПа уже начал весьма активно размахивать. А его сподвижники из горсточки растерянных людей под знаменем McKinsey постепенно превращаются в коммерческую команду. В первых числах мая утверждена новая структура коммерческого блока "Аэрофлота", в начале июня должны быть урегулированы все формальности перехода к этой структуре и розданы соответствующие посты. То есть к собранию акционеров, которое состоится 24 июня, придет уже немного другой "Аэрофлот". И, похоже, во многом он будет таким, каким его видит Зурабов.

Вымысел не есть обман

Информация о возможной судьбе "священной коровы нашей авиации" приходила и приходит из самых разных источников. Наиболее устойчивой темой является отставка нынешнего генерального директора "Аэрофлота" Валерия Окулова. Сотрудники авиакомпании активно заговорили об этом еще в январе. Общее мнение: "Главный у нас только до июня, а потом уйдет возглавлять какой-то фонд". В марте ожидали, что Окулов подаст заявление по собственному желанию до конца мая. Однако никаких признаков скорого ухода генерального директора пока не видно. Вероятно, глава "Аэрофлота" все-таки вошел в "пакет" социальных гарантий для бывшего президента России.

Впрочем, отставка гендиректора, возможно, и не является на сегодняшний день острым вопросом. В последнее время Окулов все больше отступает в тень. Теперь глава "Аэрофлота" не отвечает на вопросы о коммерции - с улыбкой умудренного старшего товарища он, как правило, дает слово своему первому заместителю Александру Зурабову или кому-то из его коллег. При этом сам Зурабов утверждает, что в "Аэрофлот" его настоятельно приглашал именно Окулов.

Однако, несмотря на видимое отсутствие противоречий внутри верхушки "Аэрофлота", в качестве одного из сценариев развития обсуждается и разделение крупнейшего перевозчика на две независимые авиакомпании, одну из которых оставят "добивать" зятю бывшего президента, а другую отдадут настоящим коммерсантам. Существует две версии механизма подобного разделения. Либо по маршрутам (то есть на чисто российскую и международную компании), либо по парку (одной компании достанутся отечественные самолеты, другой - западные).

Наименее же обсуждаемой в последнее время стала версия возвращения в авиакомпанию старой коммерческой команды - Александра Красненкера, Леонида Ицкова, Лидии Кржевской и др., которых в прессе принято называть "людьми Березовского". И хотя работники "Внуковских авиалиний", где сейчас подвизается эта команда, все еще волнуются - а не уйдут ли давшие им надежду на жизнь коммерсанты обратно в "Аэрофлот", - никаких реальных действий в этом направлении пока не отмечено. Наоборот, вполне вероятно, что вскоре они возьмут реванш: раскручивая рейсы из Шереметьева, "Внучка" начинает потихоньку теснить на отдельных российских маршрутах "Аэрофлот". Кроме того, по слухам, определенной поддержкой Романа Абрамовича пользуются не только "люди Березовского", но и Александр Зурабов. Так что олигархи, возможно, и сами еще не выбрали, кого хотят видеть во главе "Аэрофлота". Совмещение же старой и новой коммерческих команд вряд ли возможно.

Подобное пассивное отношение людей "большого бизнеса" к "Аэрофлоту" можно объяснить, с одной стороны, неутихающими, хотя и невнятными, "уголовными" разборками вокруг авиакомпании, а с другой - унылыми перспективами как отечественного авиабизнеса в целом, так и "Аэрофлота" в частности. И их можно понять. Недавно впервые за много лет прозвучали заявления руководства компании о плачевном экономическом положении "Аэрофлота".

Замысел - еще не точка

До сих пор об этом ходили только слухи, руководство же компании неизменно лучилось оптимизмом. Теперь же Окулов открыто заявил: "Ситуация по 1998 -1999 годам наглядно показала, что те положительные прогнозы, которые мы выстраивали в отношении "Аэрофлота" и авиационной отрасли России в целом, не сбылись. Кризисные явления в "Аэрофлоте" обусловлены экстенсивным развитием авиакомпании и недостаточным вниманием к параметрам качества - таким, как коммерческая загрузка, занятость пассажирских кресел".

По словам Окулова, то, что "Аэрофлот" находится в состоянии стагнации, он впервые заметил в конце 1998 года, когда "уровень доходов сравнялся с уровнем расходов". Последнее удивительно, поскольку именно по результатам того года авиакомпания показала прибыль в размере $90 млн. Финансовый результат 1999 года, по предварительным оценкам, обещает быть гораздо менее оптимистичным: летний сезон вследствие кадровой неразберихи в компании был фактически провален. В сентябре в "Аэрофлоте" по приглашению Зурабова начала работать консалтинговая компания McKinsey, а в марте 2000-го официально утверждена и озвучена коммерческая стратегия авиакомпании.

Надо отметить, что ничего принципиально нового тогда не прозвучало. Валерий Окулов не смог объяснить корреспонденту "Ко", чем же все-таки нынешние планы по развитию коммерческой деятельности авиакомпании принципиально отличаются от декларировавшихся ранее. По словам Окулова, все дело в отсутствии у предыдущей коммерческой команды оформленной концепции - утверждение, мало похожее на правду, поскольку без профессионально написанного бизнес-плана никакие иностранные инвесторы не дали бы "Аэрофлоту" кредитов на западные самолеты.

Дайте дописать, Роман …

Александр Зурабов, оговорив, что критиковать предшественников не его стиль, заявил корреспонденту "Ко": "Могу вам сказать определенно: я представляю, что здесь делали, особенно когда посмотрел финансы, - я же умею читать баланс! Так вот: не то чтобы такой или похожей коммерческой стратегии не было, но была совершенно иная направленность деятельности. Люди, конечно, там были все квалифицированные, грамотные, но так уж получилось…"

Для того чтобы делать "по-другому", были приглашены западные консультанты, которые "играют колоссальную консолидирующую роль". "Есть сотрудники, которые занимаются текущими делами, но необходимы и те, кто будет непосредственно заниматься реструктуризацией: по двенадцать -четырнадцать часов в сутки описывать бизнес-процессы, разрабатывать систему их внедрения в компании", - объясняет Зурабов. Этими людьми и стали сотрудники McKinsey. В процесс разработки и реализации "больших перемен" активно были вовлечены также некоторые старые сотрудники "Аэрофлота" и новые менеджеры, пришедшие со стороны.

Итак, стратегия разработана, ее внедрение начато, структура коммерческого блока утверждена. Он будет состоять из ряда департаментов: по управлению доходами, по управлению маршрутной сетью, по маркетингу, по коммерческой деятельности в России, по коммерческой деятельности за рубежом, по внешним связям. McKinsey, по словам Зурабова, завершит свою работу в "Аэрофлоте" примерно через квартал, но это не значит, что услугами консультанта не будут пользоваться и впредь. Уже сегодня руководство перевозчика ведет переговоры с рядом других крупных консалтинговых компаний, которые будут помогать "Аэрофлоту" оптимизировать расходы. В середине мая делегация "Аэрофлота" отправляется в Париж, чтобы решить наконец, что у российского перевозчика с Air France настоящий альянс или очередные разговоры. В конце мая на совете директоров должен быть утвержден план строительства Шереметьева-3 и начата подготовка к тендеру среди подрядчиков и инвесторов. Несмотря на то что среди персонала "Аэрофлота" отношение к переменам далеко не однозначное, а во многих случаях и весьма прохладное, команда Зурабова, пусть и пробуксовывая, набирает обороты. Собрание акционеров все ближе, а нам остается ждать активных действий других заинтересованных сторон.