В пакетиках бывает не только чай

В одном из секторов депрессивного мирового технологического рынка происходит бурный рост. Спрос на оборудование IP-телефонии продолжает расти. Битву за бюджеты операторов ведут две «армии» – «традиционные телефонисты» (такие, как Siemens и Alcatel) и производители оборудования для компьютерных сетей (Cisco Systems, 3Com и др.).

 

Все большее число телефонных сообщений передается по протоколу IP, когда голоса людей, ведущих телефонные переговоры, разбиваются на цифровые «пакеты» и преодолевают расстояние между собеседниками в «разобранном виде». Абоненты об этом даже не подозревают. По оценкам исследовательской фирмы Gather Dataquest, доля телефонного трафика, передаваемого через протокол IP, и продажи оборудования для этой технологии продолжают расти.

 

Провода не резиновые

Крупные международные телефонные операторы дальней связи –AT&T, Cable & Wireless и др. – обратили внимание на возможности IP-телефонии несколько лет назад. В ближайшем будущем переход на пакетную передачу голоса может стать для них единственным способом выжить в конкурентной борьбе. Новая технология позволяет добиваться экономии за счет более рационального использования проводной инфраструктуры. Если в традиционной телефонии во время разговора необходимо поддерживать постоянное соединение между абонентами, то технологии IP-телефонии позволяют операторам быть более гибкими: цифровые пакеты с голосовым сообщением могут идти различными путями и по различным кабелям. Главное для оператора – обеспечить их своевременную доставку и правильную «склейку».

По оценкам специалистов Cisco Systems, технологии VoIP в шесть раз повышают пропускную способность каналов. Для операторов это очень важно. Дело в том, что их основные издержки приходятся на содержание и эксплуатацию сетей, а у сервис-провайдеров около 30% всех расходов уходит на аренду линий связи. В конечном итоге от экономии операторов выигрывает абонент – он получает новые услуги связи по невысокой цене.

Производители телекоммуникационного оборудования вели разработки в области IP-телефонии много лет. В конце 90-х они почувствовали, что клиент (читай: операторы связи) «созрел», и началась настоящая гонка.

Старт ей в 1999 году дала Lucent Technologies, которая приобрела молодую компанию Ascend, владевшую ноу-хау в области пакетной передачи голоса. Примеру Lucent последовала канадская Nortel Networks, предложившая свои решения в этой области. Вскоре в технологическую гонку включились европейские Siemens, Ericsson и Alcatel. Производители традиционного телефонного оборудования торопились защитить свой рынок до того, как на него придут лидеры по производству оборудования для компьютерных сетей и Интернета. Те, действительно, не заставили себя долго ждать и тоже ввязались в борьбу – свои решения начали предлагать Cisco Systems и молодые компании вроде Clarent и Sonus Networks.

 

Битва за офисы

Рынок дальней связи – не единственное поле битвы, на котором сражаются перечисленные компании. Офисные АТС представляют для Lucent Technologies, Nortel Networks, Siemens, Ericsson, Alcatel, Cisco Systems не меньший интерес, чем трансатлантические системы связи. Конкуренты видят свою задачу в том, чтобы переоснастить связь в офисах всего мира. Для этого им предстоит доказать корпорациям-клиентам, что работать на старом телекоммуникационном оборудовании дорого и невыгодно.

Для пущей убедительности президент Cisco Systems по региону EMEA Роберт Ллойд «бросает на чашу весов» опыт своей собственной компании: «Начиная с 1994 года благодаря внедрению IP-технологий Cisco Systems сэкономила в общей сложности $1,7 млрд. Из них свыше $800 млн сэкономлено за счет улучшения сети поставок, более $500 млн – за счет совершенствования процедуры обслуживания клиентов, $284 млн – за счет экономии на заочном обучении. Еще $42 млн мы сберегли, улучшив работу с персоналом». Во всех названных областях Cisco использовала IP-технологии.

Конкуренты из 3Com говорят, что IP-телефония в скором будущем позволит заменить нынешние две сети (компьютерную и телефонную), которыми пользуются офисы по всему миру, единой комплексной сетью. «Конвергенция голоса и данных – очень перспективная технология. Предполагается, что в офисе остается всего одна сеть. По ней передаются голос и данные, причем не только внутри офиса, но и между филиалами – для этого используются недорогие каналы Интернета. Сокращаются затраты на администрирование и содержание сети», – говорит системный инженер российского отделения компании 3Com Игорь Дягилев.

Несмотря на то что IP-телефония значительно расширяет возможности офисных телефонных сетей, производителям оборудования придется еще очень постараться, чтобы корпорации начали активно переходить на IP-телефонию. Вот что говорит об этом менеджер российского отделения компании Avaya Communication Георгий Санадзе: «Видеть на экране телефона курс валюты – это удобно. Звонить абоненту, всего лишь «кликнув» его имя на экране компьютера, – тоже удобно. Однако исключительно ради этих удобств никто сегодня IP-решения покупать не станет. Чтобы перейти на IP-телефонию, клиент должен почувствовать насущную потребность в этой технологии». Иными словами, корпоративный клиент должен «созреть» для IP-телефонии, как в свое время «созрели» для нее крупные операторы связи.

 

Оставим «вертушку» Кремлю

Международные операторы дальней связи уже давно используют оборудование IP-телефонии, в России же прогресс, как всегда, запаздывает. Национальный оператор дальней связи – компания «Ростелеком» лишь недавно приняла решение о развертывании собственной сети IP-телефонии. Ввод этой сети в эксплуатацию ожидается в конце марта 2002 года, построена она будет на оборудовании Cisco Systems. У «Ростелекома» есть несколько мелких конкурентов, позиционирующих себя как «операторы IP-телефонии». К их числу относятся компании «Тарио Трейдинг» (торговая марка Tario.net), «Зебра Телеком», «Корпорация О.С.С.» и проч. Однако эти компании не составляют серьезной конкуренции «Ростелекому» – их доля в общероссийском дальнем телефонном трафике невелика. По словам директора компании «Тарио Трейдинг» Александра Смаля, компании IP-телефонии не стремятся к серьезной конкуренции с традиционными операторами. «Мы работаем в другой нише – предоставляем услуги связи на интеллектуальных платформах, которые обладают более широкими возможностями, чем просто передача голоса на расстоянии», – говорит он. (Интеллектуальные платформы – это программы, на основе которых компании предлагают различные услуги: звонки из-за рубежа по льготным тарифам с использованием телефонных карточек, онлайновый доступ к различным базам данных и т.д. – Прим. «Ко».)

Иногда IP-телефонию обвиняют в низком качестве связи. В значительной степени такой дурной репутацией IP-телефония «обязана» компаниям Интернет-телефонии (см. раздел «Три составные части»). Плохо развитые отечественные линии связи тормозят и развитие IP-телефонии на просторах страны. Игорь Дягилев деликатно говорит о «некоторой неподготовленности российских каналов к широкому внедрению IP-технологии».

Корпоративных заказчиков, использующих IP-телефонию, в России очень мало – по оценкам производителей оборудования, сейчас этой технологией пользуются 1 – 2% российских компаний. «Спрос на российском рынке будет расти по мере улучшения каналов передачи данных. Скорее всего, со временем традиционная связь останется только на правительственных линиях и в сетях аварийных служб, бизнес же практически полностью перейдет на IP. Однако, на наш взгляд, это будет происходить не так быстро, как хотелось бы», – считает Георгий Санадзе.

 

Два заклятых друга

Мировые прогнозы развития IP-телефонии, напротив, весьма впечатляют. По данным Cisco, мировой рынок оборудования IP-телефонии в 2001 году составил $1,4 млрд.

Avaya прогнозирует 70-процентные темпы ежегодного роста мирового рынка IP-телефонии на базе компьютерных сетей вплоть до 2005 года.

Рынок модернизированных офисных АТС с функциями IP, по прогнозам Avaya, будет расти в этот же период со скоростью 90% в год.

Лидером на этом рынке является Cisco Systems, на долю которой в 2001 году пришлось 50% всех мировых продаж коммутаторов IP-телефонии.

В нашей стране ведущими поставщиками решений для IP-телефонии являются две компании – Avaya и Cisco. При этом подходы Avaya и Cisco к применению IP-технологий различны. «Avaya может предложить заказчику несколько вариантов перехода к IP-телефонии: можно модернизировать действующую АТС производства Avaya, что обеспечивает плавный и экономичный переход к IP, а можно развернуть сеть только на базе решений по передаче голоса по IP-протоколу», – говорит Георгий Санадзе.

Cisco идет другим путем – она оснащает существующую компьютерную сеть функцией передачи голоса. Для этого в офисе устанавливаются специальные IP-телефонные аппараты. Минусом подобного подхода является дороговизна этих аппаратов – выпускаемый Cisco многофункциональный IP-телефон (своеобразный симбиоз телефона и микрокомпьютера) стоит около $600.

 

Три составные части

Игроков на рынке IP-телефонии условно можно разделить на три категории.

Первую категорию образуют операторы Интернет-телефонии. Местный сервис-провайдер «запускает» оцифрованный голос в Интернет и практически не контролирует маршрут и качество прохождения сигнала. Услуга Интернет-телефонии относится к классу low end – крайне низкое качество при невысоких ценах.

Ко второй категории можно отнести компании, которые используют протокол VoIP (Voice over IP – «голос поверх IP»). Эту технологию взяли на вооружение крупные телекоммуникационные операторы и небольшие компании связи, которые либо имеют свою собственную инфраструктуру, либо арендует каналы у другого оператора. Цены на услуги в этом случае выше, чем в Интернет-телефонии, но зато оператор тщательно следит за качеством связи.

Третья категория – компании, выпускающие корпоративные системы IP-телефонии. Их клиентов привлекает не столько возможность сэкономить на международных и междугородных звонках, сколько широкий спектр функций IP-телефонии.