Top.Mail.Ru
архив

В память о Рокфеллере

Когда верховный суд США вынес решение о роспуске гигантской нефтяной компании Standard Oil, принадлежавшей Джону Рокфеллеру, вряд ли можно было предположить что две крупнейшие части незаконного треста вновь объединятся через 87 лет. На прошлой неделе нефтяная компания Exxon (в начале века она называлась Standard Oil of New Jersey) объявила о намерении купить компанию Mobil (выросшую из Standard Oil of New York) за астрономическую сумму в $79,3 млрд.

Рыночная капитализация новой компании составит порядка $250 млрд – это, к примеру, в 17 раз больше суммарной стоимости того, что раньше называлось в России «голубыми фишками». Exxon Mobil будет контролировать 22% американского топливного рынка, с их объединенными перерабатывающими мощностями не сможет сравниться ни одна другая компания мира, а по объему реализации Exxon Mobil уверенно займет первое место в международном рейтинге Fortune 500, оставив позади лидировавший до сей поры англо-голландский концерн Royal/Dutch Shell. По добыче нефти новая компания будет отставать разве что от саудовской Saudi Aramco и венесуэльской PDV. Но они государственные, а значит, вне конкуренции.

Как и во времена Рокфеллера, нефтяной гигант привлечет пристальное внимание антимонопольных органов. Руководство объединяемых компаний не без оснований предполагает, что им придется расстаться с частью перерабатывающих заводов и АЗС, чтобы умилостивить власти.

Судя по событиям прошлой недели, стадные чувства среди нефтяников распространяются с быстротой гриппа. В день помолвки Exxon и Mobil французская нефтяная компания Total объявила о готовности поглотить бельгийскую PetroFina, что в результате приведет к созданию концерна, претендующего на шестое место в нефтяной табели о рангах. В августе, напомним, британская British Petroleum объявила о покупке американской Amoco.

Что влечет нефтяные компании друг к другу? Аналитики выделяют три основные причины. Во-первых, резкое удорожание переработки нефти: за последние двадцать лет ее стоимость из-за постоянной гонки за качеством топлива и возрастающих экологических требований выросла в десять раз. Только очень крупные компании могут позволить себе гигантские расходы на переработку. Объединение двух структур позволяет более рационально распределять товарные потоки.

Во-вторых, в связи с глобальным экономическим кризисом растут политические риски. Exxon и Mobil работают более чем в ста странах, в том числе и там, где положение далеко от стабильности (взять, к примеру, Индонезию или на худой конец Россию). Соответственно чем лучше диверсифицированы активы компании, тем проще перевести деятельность из государства, в котором налицо субъективные и объективные признаки революционной ситуации, на какие-нибудь спокойные острова. Нефтяные гиганты имеют – с этой точки зрения – ощутимое преимущество.

Ну и в-третьих, подгоняет продолжающееся падение цен на нефть. За год цена черного золота упала почти в два раза. Сокращение издержек внутри одной компании зачастую становится делом немыслимым, в то время как объединение усилий позволяет избавиться от лишних расходов. Exxon и Mobil, в частности, планируют ежегодно экономить до $2,8 млрд.

Хотя расчеты и предрекают альянсу двух американских компаний удачу, Exxon и Mobil, что называется, могут не сойтись характерами. Если Mobil называют независимой и напористой, то Exxon – компания чрезвычайно консервативная и закрытая. Тому есть даже количественное подтверждение. Mobil за последние годы на каждые 100 баррелей нефти, выкачанных из-под земли, прибавила к своим запасам 140 баррелей. Exxon же в столь рискованном направлении, как разведка, двигается куда медленнее: компания нашла под землей 104 барреля на каждые 100 извлеченных из недр.

Еще по теме