В погоне за покупателем
Проходившая с 13 по 23 сентября во Франкфурте крупнейшая автомобильная выставка стала самой представительной за всю без малого шестидесятилетнюю историю этого мероприятия. Заявки на участие подали свыше тысячи компаний из 40 стран мира. Однако надеждам участников салона на выход отрасли из застоя сбыться было не суждено. Автомобильные новости неожиданно уступили место страшным подробностям террористической атаки на США. В итоге выставка была скомкана, а в ответ на вопросы о перспективах мирового авторынка эксперты лишь разводили руками. Впрочем, интерес к IAA-2001 террористы подорвать все же не смогли: выставку, собравшую в этом году 57 мировых премьер, за 10 дней посетили около миллиона человек.
Как и было обещано, на стенде компании BMW состоялся первый публичный показ нового поколения 7-й серии. Даже рассекретив новинку за несколько недель до Франкфурта, баварцы тем не менее преподнесли посетителям автосалона сюрприз: экспозицию BMW украшала не просто «семерка», а ее длиннобазная версия с 12-цилиндровым мотором. Флагманская «семерка» длиннее обычной на 14 см. Новейший шестилитровый двигатель с непосредственным впрыском топлива выдает 408 л.с., при этом максимальный крутящий момент достигает 600 Нм. В отличие от версий с двигателями V8, которые появятся в салонах европейских дилеров концерна 17 ноября, двенадцатицилиндровая BMW 760Li выйдет на рынок весной.
Отметилась мировой премьерой и марка Cadillac. Модель CTS (Compact Touring Sedan) может считаться компактной лишь по американским меркам: длина автомобиля составляет без малого пять метров. В новом седане Cadillac нашли отражение все последние разработки американской компании. Экстерьер решен в стиле Art & Science, впервые воплощенном в «граненом» концептуальном родстере Evoq. Автомобиль построен на новейшей заднеприводной платформе Sigma, возвращающей Cadillac в лоно «классики» (последние пять лет, после прекращения производства модели Fleetwood, все автомобили этой марки были переднеприводными). Наконец, впервые за двадцать с лишним лет двигатель Cadillac агрегатируется с механической КПП. В качестве опции предлагается новейший пятиступенчатый «автомат». В европейской гамме двигателей – два бензиновых V6 мощностью 185 л.с. (2,6 л) и 218 л.с. (3,2 л). Интерьер новинки максимально европеизирован: круглые приборы, массивная центральная консоль с «бородой», напольное расположение рычага коробки передач. По уровню оснащения «компактный» Cadillac не уступает европейским представительским седанам – салон, отделанный кожей и деревом, раздельный климат-контроль, полная «электрификация». Европейские продажи CTS начнутся весной следующего года. Цены пока не определены, но можно предположить, что в верхнем секторе среднего класса (сегмент E) новинка окажется вполне конкурентоспособной.
Самой большой новостью от крупнейшего французского производителя автомобилей – компании Renault можно считать товарную версию новой флагманской модели Vel Satis (предсерийный вариант был показан весной в Женеве). Продолжая традиции Safrane, большой хэтчбек вновь венчает модельный ряд французской компании. Однако, переосмыслив незавидный рыночный опыт предшественника Vel Satis, дизайнеры и конструкторы Renault постарались сделать свой новый флагман настоящим автомобилем представительского класса. Поставив во главу угла вместительность и комфорт автомобиля, французы создали неплохую альтернативу традиционным представительским седанам. Под капотом новинки могут располагаться два варианта V-образной «шестерки». Бензиновая, производства Nissan, объемом 3,5 л развивает мощность 235 л.с., а 3-литровый турбодизель собственной разработки выдает 180 л.с. Оба мотора поставляются с пятиступенчатой автоматической трансмиссией. Европейские продажи Vel Satis начнутся в январе 2002-го.
Крупнейший японский автомобилестроитель – компания Toyota Motor представила во Франкфурте очередное поколение флагманской модели Camry, призванной «установить новые стандарты в европейском высшем среднем классе». По сравнению с предшественницей новая модель прибавила в размерах, при этом линии кузова обрели большую плавность, обеспечившую Camry выдающиеся аэродинамические показатели (коэффициент обтекаемости равен 0,28). Флагманский седан будет поставляться с двумя вариантами двигателя: 2,4-литровым 152-сильным мотором и 3-литровым V6, развивающим 186 л.с. Более мощная модификация предлагается только с автоматической коробкой передач. По замыслу создателей новый флагман должен закрепить в Европе успех, достигнутый на американском рынке, где последние четыре года Camry прочно удерживает титул самого продаваемого седана. Принимая во внимание жесточайшую конкуренцию в этом сегменте европейского авторынка, задача эта архисложная.
Гораздо проще будет привлечь внимание клиентов к седану Skoda Superb. Своим названием новинка обязана роскошному автомобилю, выпускавшемуся в Млада Болеславе с 1934 по 1947 год. Правда, в отличие от тогдашнего флагмана новый уже не является собственной разработкой чешской компании. По сути дела, Superb – это очередная вариация на тему VW Passat, а еще точнее – его удлиненная версия. Впрочем, большая Skoda все же несколько отличается от вольфсбургского прототипа, причем в выгодную сторону: автомобиль заметно крупнее, а салон с несколько измененным интерьером – просторнее. В гамме двигателей – бензиновые и турбодизельные моторы мощностью от 115 л.с. до 193 л.с. Первые машины сойдут с конвейера уже в октябре. Розничная цена новинки пока неизвестна, однако есть все основания предполагать, что даже хорошо оснащенный чешский седан будет предлагаться не дороже среднего Passat. О поставках Superb в Россию ничего не сообщается.
Открытое небо
Нынешний Франкфурт оказался неожиданно щедрым на премьеры в сегменте кабриолетов и родстеров. Одним из самых ярких дебютов стал Mercedes-Benz SL, представленный как в серийной версии SL 500, так и в исполнении SL 55 AMG. Внешне детище тюнинг-ателье AMG можно распознать по развитому аэродинамическому обвесу (бамперы и боковые «юбки»), 18-дюймовым дискам оригинального дизайна и четырем хромированным патрубкам выпускной системы. Но главное отличие, естественно, скрывается под капотом. Двигатель SL 55 AMG развивает 476 л.с. и достигает максимальных 700 Нм крутящего момента уже при 2650 об./мин. Обычный 5-литровый V8 показывает более скромные результаты, однако и его 306 «лошадок» вполне способны разогнать родстер до 100 км/ч всего за 6,3 секунды. Обе версии штутгартского родстера появятся в дилерских салонах еще до конца осени.
К концу года начнутся европейские продажи и другой франкфуртской новинки – Maserati Spyder. Автомобили этой итальянской марки вполне можно назвать одними из самых доступных суперкаров: так, новый Spyder предлагается по цене около $45 тыс. Машина сильно напоминает известное купе Maserati 3200GT, однако это абсолютно другой автомобиль. Укороченная база в сочетании с механизмом складывания мягкого верха сократили посадочную формулу «2+2» до обычной двойки. Под капотом Spyder – новый V8, с 4,2 л которого можно «снять» 390 л.с., агрегатированный с автоматической трансмиссией Cambiocorsa. Продвинутый «автомат» позволяет переключать передачи, не снимая рук с руля. Адаптивная подвеска Skyhook способна изменять жесткость амортизаторов в зависимости от дорожных условий. Появление нового Maserati напрямую связано с возвращением на престижный американский рынок, откуда компания ушла 12 лет назад.
На рынок США ориентирована и компания Porsche, продающая в Новом Свете добрую половину своих автомобилей. Одной из наиболее ярких франкфуртских новинок стала модель 911 Targa. С 2002 модельного года Targa снабжается автоматически сдвигаемым назад стеклянным верхом (раньше центральная часть крыши снималась вручную), а доступ в багажник обеспечивается через подъемное заднее стекло. Как и остальные модификации 911-й, Targa оснащена 3,6-литровым двигателем рабочим объемом 320 л.с. Обновленная Targa появится в продаже в начале следующего года
Примерно тогда же выйдет на рынок и открытая версия Audi A4. Новый Cabriolet стал вместительнее, улучшилась его управляемость, а кузов приобрел большую жесткость. Из двух моторов V6 покупателям предстоит выбирать между 170-сильным (2,4 л) и 3-литровым (220 л.с.) двигателями. Зато КПП может быть целых три: механическая, «автомат» и вариатор Multitronic.
Отметилась компания Audi и в секторе D, показав универсал на базе новой A4. Новый A4 Avant стал несколько крупнее своего предшественника, что, в частности, выразилось в увеличении пространства для задних пассажиров и дополнительном литраже багажного отсека. Универсал поражает богатством выбора силовых агрегатов: в гамме восемь бензиновых и турбодизельных двигателей мощностью 130 – 220 л.с., сочетающихся с пяти- или шестиступенчатыми механическими КПП либо с одним из «автоматов» (Tiptronic, Multitronic). Продажи начнутся в конце года.
С новым поколением модели Primera выступила компания Nissan. Японцы продемонстрировали сразу все модификации: седан, хэтчбек и универсал. Все три версии отличаются выразительным дизайном, к слову, абсолютно не напоминающим прежние воплощения Primera. Поразил и салон со смещенной в центр панелью приборов и массивной консолью с большим многофункциональным экраном, под которым сгруппированы управляющие кнопки и клавиши. Автомобиль будет предлагаться с четырьмя вариантами двигателей (106 – 140 л.с.), наиболее мощные из которых могут агрегатироваться с «шестиступенчатым» вариатором. В продажу новая Primera поступит в 2002 году, причем пятидверный хэтчбек появится только летом.
Японский прорыв в гольф-классе
Одной из неожиданностей Франкфурта-2001 стало почти полное отсутствие премьер в гольф-классе. Пожалуй, наиболее заметным стал дебют Toyota, продемонстрировавшей европейцам новую инкарнацию своего бестселлера Corolla. Автомобиль был представлен сразу во всех возможных кузовных вариантах (седан, хэтчбек, универсал и компакт-вэн). Внешность новой Corolla кардинально отличается от прежней: автомобиль предельно «европеизирован». Причина мимикрии – в амбициозных планах Toyota, стремящейся стать «самой популярной европейской маркой». И Corolla отведена далеко не последняя роль: японцы намерены ежегодно продавать в Старом Свете не менее 200 тыс. этих машин. В гамме двигателей – шесть бензиновых и дизельных моторов, развивающих мощность от 97 л.с. (1,4 л) до 192 л.с. (1,8 л). Получить столь впечатляющую отдачу с небольшого рабочего объема японцам удалось благодаря усовершенствованной системе изменения фаз газораспределения – VVT-i. Новая разработка, добавившая в аббревиатуру букву L (VVTL-i), позволяет изменять еще и высоту подъема клапанов. Впрочем, таким двигателем будут оснащаться лишь «заряженные» версии с индексом T Sport. Новинка поступит к европейским дилерам в начале 2002 года.
Автомобилестроители Старого Света смогли противопоставить японцам лишь товарную версию FIAT Stilo, идентичную предсерийному варианту, показанному весной в Женеве. Трех- и пятидверные хэтчбеки Stilo поступят в продажу нынешней осенью. В гамме двигателей шесть бензиновых и турбодизельных моторов мощностью 80 – 170 л.с., агрегатируемых как с механической КПП, так и с автоматической трансмиссией Selespeed, позволяющей переключать передачи и в ручном режиме. С появлением Stilo итальянцы связывают надежды на увеличение доли FIAT в европейском сегменте C, где сегодня лидирует VW со своим бестселлером Golf.
Маленькие герои
Кстати, пока руководство FIAT строит свои далеко идущие планы, VW укрепляет позиции в растущем сегменте B. Доказательством тому – премьера нового, четвертого по счету поколения вольфсбургской малолитражки Polo. Первое, что бросается в глаза при взгляде на новый Polo, – радикально изменившаяся светотехника. Благодаря раздельным округлым фарам автомобиль лишился разительного сходства со старшим братом – VW Golf, зато стал здорово смахивать на младшую модель, Lupo. Впрочем, по габаритам новинка даже крупнее своего предшественника, а третье боковое окошко, появившееся в пятидверной модификации Polo, придает компактному автомобильчику еще больше солидности. В широкой гамме двигателей присутствуют целых семь бензиновых и турбодизельных моторов с отдачей в 55 – 100 л.с. В дилерских салонах популярная малолитражка появится еще до конца года.
Свой взгляд на развитие B-класса продемонстрировала и компания Ford, выступившая на салоне с премьерой пятого поколения модели Fiesta. Внешне новинка решена в господствующем уже несколько лет корпоративном стиле New Edge, поэтому машина разительно напоминает старшую модель Focus (правда, задняя часть маленького хэтчбека выглядит куда гармоничнее). Как и в случае с Polo, новая Fiesta стала значительно крупнее, а за задней дверью появилось дополнительное окошко. Выбор двигателей, правда, поскромнее: три бензиновых (58/68, 80 и 100 л.с.) плюс турбодизель мощностью 68 л.с. Европейские продажи Fiesta стартуют следующей весной.
Взгляд в будущее
Помимо готовых к производству моделей на стенде практически любой компании можно было видеть и концептуальные разработки, дающие представление о возможных путях развития марки в недалеком будущем. Например, шведская «дочка» General Motors – компания Saab продемонстрировала оригинальный концепт 9X, воплощающий редкое сочетание спортивности и функциональности. Этакий мощный полноприводный трансформер, способный в считанные секунды превратиться из купе с посадочной формулой «2+2» в пикап, кузов которого легко вмещает горный велосипед. Saab 9X – первая попытка создать новый модельный ряд шведской компании, который должен заменить существующую линейку в течение ближайших нескольких лет.
Кардинальные изменения намечаются и в моделях другого европейского сателлита GM – компании Opel. В частности, концепт Signum 2 очень скоро может появиться на рынке под знакомым названием Astra. А вот перспективы другой «опелевской» разработки – маленького Frogster пока еще весьма туманны. Задача этого концепта, в конструкцию которого заложена аналогичная «саабовской» идея автомобиля-трансформера, – прозондировать настроения потенциальных клиентов Opel из числа молодежи.
На ту же аудиторию рассчитан и концептуальный Smart Tridion 4, демонстрирующий, как могла бы выглядеть четырехместная модификация городского «пройдохи», окажись она востребованной рынком.
Одной из наиболее интересных стала концепция большого универсала Audi Avantissimo. Между прочим, есть все основания полагать, что новое поколение модели A8 будет очень похоже на этот внушительный полноприводный автомобиль с мощнейшим 430-сильным двигателем. Ждать осталось недолго: премьера новой «восьмерки» должна состояться следующей весной.
На пороге спада
Несмотря на рекордную активность мировых автомобилестроителей, проявившуюся в небывалом даже для престижного Франкфурта количестве премьер, итоги выставки вряд ли соответствуют возлагавшимся на нее ожиданиям. Если до 11 сентября еще существовала надежда на скорый выход мирового автомобилестроения из кризиса, то руины манхэттенских небоскребов окончательно ее погребли. По оценкам аналитиков, трагические события вполне способны вызвать затяжную рецессию, которая неизбежно выльется в дальнейшее снижение спроса на автомобили.
Между тем уже в первом полугодии продажи легковых автомобилей упали в США на 5%, а на крупнейшем в Европе немецком рынке производители продали на 2,4% меньше автомобилей, чем в прошлом году. Больнее всего спад покупательской активности ударил по массовым брэндам. Например, компания Opel была вынуждена сократить производство в Германии на 350 тыс. автомобилей в год. Теряет европейских клиентов и VW. Правда, немецким автомобилестроителям до недавнего времени удавалось компенсировать европейские неудачи растущими продажами в Новом Свете. Например, VW и BMW констатировали в августе 13-процентный рост продаж на американском рынке. Рос сбыт у Mercedes-Benz, Audi и Porsche.
Впрочем, сентябрьские террористические акты в США, похоже, положили конец прогрессирующей германизации заокеанского авторынка. Причем на этот раз печальной участи не избежать и «люксовым» брэндам. Спрос на дорогие машины в значительной мере зависит от фактора стабильности и уверенности в завтрашнем дне, а их-то клиентам сегодня как раз и не хватает. Аналитики сейчас сходятся во мнении, что немецким компаниям, имеющим заводы в США, придется существенно снизить объемы производства. Хотя до свертывания мощностей дело, видимо, не дойдет.