В поисках лучшей паевой доли

07.04.200300:00

После того как вы решили, что готовы к инвестированию в паевой фонд, самое время выбрать себе управляющую компанию (УК), то есть того, кто будет принимать решения, когда, куда и в каком объеме инвестировать ваши деньги. Выбирать управляющую компанию – это как выбирать духовника. Ведь управляющей компании вы доверите часть личного состояния – вещь столь же интимную и эмоционально близкую, как и доверяемые исповеднику душевные тайны. Вот несколько советов, которые помогут вам не допустить типичных ошибок при выборе того, кому можно доверять.

КОНЕЦ ЛИДА

 

Не ориентируйтесь только на доходность фондов под управлением компании. Вот вам первое и главное правило: не выбирайте компанию на основании рейтинга доходности ее фондов. Как свидетельствует опыт многих ведущих московских УК, российские пайщики очень чутко реагируют на рейтинги доходности фондов. Возможно, даже слишком чутко. Как только фонды компании появляются в верхних строчках таблиц доходности известных журналов, отделы продаж компаний тут же отмечают рост покупок паев. Это, конечно, хорошая новость для отделов продаж, менеджеры которых получают бонусы за новых клиентов. Однако насколько такой фонд хорош для частного инвестора – большой вопрос. Ведь необходимо еще оценить рисковость вложений. Вполне может оказаться, что уровень риска, которому подвергаются ваши средства неприемлем для вас и не соответствует вашим инвестиционным целям. К тому же фонд, демонстрирующий высокую доходность в одном месяце, может оказаться среди отстающих в другом месяце или даже по итогам года. Если уж принимать во внимание доходность ПИФов, то следует обратиться к трех- или пятилетней доходности инвестиций. Эти цифры покажут вам, как менеджеры фонда могут управлять инвестициями в течение длительного времени.

 

Смотрите на размер вознаграждения, которое взимает компания. Вознаграждение – это ее хлеб. Это зарплата и бонусы ее менеджеров, бэк-офицеров (тех, кто обслуживает транзакции) и фронт-офицеров (тех, кто общается с вами, когда вы посещаете офис компании или звоните туда). Чтобы нанять профессионалов на все эти позиции, необходимы конкурентные зарплаты. На это в основном и уходит вознаграждение, которое вы платите УК, плюс так называемое вознаграждение из имущества. Кроме того, из общего вознаграждения компания выплачивает комиссии спецдепозитарию, регистратору и аудитору, которые контролируют деятельность компании и ведут учет пайщиков фонда. Так что без вознаграждения существование услуги инвестирования через ПИФы вряд ли возможно в нормальных рыночных условиях.

Однако умение предложить наиболее выгодные условия и работать с прибылью при минимальных комиссиях также свидетельствует о хорошем уровне управляющего. Логика здесь довольно прозрачна: чем лучше работает компания, тем больший размер активов она может получить в свое управление – и за счет роста стоимости инвестиций, и за счет притока новых вкладчиков. Чем больше размер активов, тем меньший процент от них требуется компании, чтобы платить зарплату менеджерам и сотрудникам, равно как и комиссии третьим сторонам. Неудивительно поэтому, что, согласно исследованиям Национальной лиги управляющих, высокие проценты в большинстве случаев сочетаются с относительно низким качеством управления портфелем. «Наши исследования, проведенные год назад, показали, что существует критический порог общего вознаграждения. Он оказался равен 7% (вознаграждение самой УК плюс оплата инфраструктуры). Инфраструктура – это «спецдеп», регистратор, аудитор, оценщик (для интервальных фондов). Компании, у которых объем вознаграждения превышает указанный предел, устойчиво демонстрировали доходность ниже средней для данного вида фондов в России», – говорит Максим Капитан, начальник информационно-аналитического отдела.

Будущая доходность паевых фондов – вещь эфемерная. Согласно требованиям федеральной комиссии любой продавец паев обязан сказать вам, что «доходность фондов в прошлом не гарантирует доходности в будущем». Действительно, не гарантирует. Зато с ваших денег гарантированно удержат вознаграждение управляющей компании, спецдепозитария, регистратора, аудитора и оценщика. А потому общий размер вознаграждения (сколько денег вы отдадите компании и ее подрядчикам) имеет самое принципиальное значение и обязательно должен быть учтен при оценке возможной будущей доходности паев. Чтобы облегчить читателю задачу поиска компаний с минимальными комиссиями, мы приводим их в таблице. Отметим, что компании с минимальными комиссиями в большинстве случаев также являются лидерами нашего «звездного» рейтинга.

 

Избегайте инвестирования через недавно созданные управляющие компании. Новички еще не успели зарекомендовать себя. Инвесторы, за исключением самых информированных, не знают ни менеджеров фонда, ни стиля их работы, ни рисков, связанных с конкретной компанией и ее владельцами. Чтобы завоевать имя на рынке частных коллективных инвестиций, требуются годы безупречной службы частным вкладчикам. Сегодня, когда пенсионная реформа обещает принести в индустрию ПИФов большие деньги, многие финансовые структуры срочно создают управляющие компании и учреждают паевые фонды. Некоторые из них, возможно, в будущем станут лидерами отрасли. Однако очень многие также бесследно канут в Лету, когда бум пройдет. Помните, что «старое вино, старые друзья и старое золото – самые лучшие». Доверяйте свои сбережения в первую очередь тем, кто давно присутствует на рынке. Возрастной рейтинг управляющих компаний прилагается.

 

Подумайте дважды, прежде чем инвестировать через компанию, являющуюся членом финансово-промышленной группы. В этом случае нельзя дать гарантии, что у компании нет иных интересов, кроме ее главного долга – максимально хорошо управлять активами пайщиков. Например, управляющая компания, связанная с группой, может покупать в свой облигационный паевой фонд корпоративные обязательства других компаний группы. Естественно, риски покупки и владения такими бумагами не просчитываются. Если дела ФПГ пойдут плохо, вкладчикам фондов тоже будет несладко. Такие примеры на российском рынке частных инвестиций не редкость. Можно предположить, что с ростом популярности коллективных инвестиций количество аффилированных УК будет только возрастать. К сожалению, пока они никак не регулируются ФКЦБ. Поэтому бдительность лучше проявить самостоятельно и выбрать компанию, не зависимую ни от финансово-промышленных, ни от политических групп.

 

Обращайте внимание на размер чистых активов под управлением. Размер активов – один из основных параметров, по которому можно определить, какое положение на рынке занимает управляющая компания. Чем больше активов под управлением, тем шире масштаб операций на рынке, тем профессиональнее управляющие портфелем, и тем больше клиентов обслуживает компания. О том, как рассчитывается эта стоимость, читайте в справке «Что такое СЧА». А размер СЧА в долларах мы указали в нашем списке лучших управляющих компаний Москвы (читайте «звездный» рейтинг УК.)

 

Думайте о популярности фонда как о явлении преходящем. Популярность управляющей компании – предмет безусловной гордости ее менеджеров. Ведь большое количество вкладчиков лучше всякой рекламы говорит о высоком качестве их работы – и по обслуживанию пайщиков, и по управлению портфелем. Инвесторы, как и их деньги, знают, где им лучше, и идут туда. Однако помимо свидетельства высокого качества управления портфелем у популярной управляющей компании есть и другие плюсы. Их как минимум два. Во-первых, у крупной УК потенциально больше лоббистских возможностей в федеральных органах. К менеджерам таких компаний особенно внимательно прислушиваются законодатели и члены ФКЦБ – например, при подготовке документации по пенсионной реформе или правилам регулирования обращения паев на открытом рынке. Оно и понятно: у этих компаний больше, чем у кого-либо, информации о рынке и о клиентах, на защиту которых и направлено законодательство. Во-вторых, «популярные» компании социально значимы, и – сознательно или нет – федеральные власти при принятии решений почти наверняка не будут рубить с плеча при возникновении каких-либо разногласий с ними. Аналогичным образом при регистрации или перерегистрации документов ниже вероятность, что крупная компания станет жертвой бюрократических проволочек, которые могут привести к срыву сроков возобновления лицензии. Наконец, менеджеры таких управляющих компаний будут вести себя более взвешенно при решении спорных вопросов с клиентами (например, при судебных разбирательствах), так как опасаются негативного паблисити. Все это, впрочем, гипотетические преимущества. Ведь в законодательстве никак не отражено, что популярные компании «ровнее» других.