В приоритете — безопасность

17.11.202419:56

Разработка надежных и безопасных систем для управления сложными производственными операциями — важная стратегическая задача. Сегодня перевести работу с ними в авторежим и исключить человеческий фактор помогают автоматизированные системы управления. Компания «1520 Сигнал, КиберТех-Сигнал», входит в Дивизион «Железные дороги» ГК «Нацпроектстрой» — претендент на премию «Компания будущего — 2024» в номинации «Цифровая независимость» — разработала цифровую Платформу 2.0 для создания отечественных систем АСОУП и АСУ ТП. 

Цифровая Платформа 2.0 позволяет автоматизировать управление технологическими процессами в самых разных отраслях, однако прежде всего она ориентирована на нужды железнодорожного транспорта. Созданные на ее основе решения помогают оперативно управлять безопасностью движения и информационной безопасностью на железнодорожных станциях, перегонах и переездах любой конфигурации и при любом виде тяги поездов.

По сравнению с существующими на рынке более консервативными решениями платформу отличает модульность аппаратного и программного обеспечения, повышенное быстродействие, а также широкая функциональность, в том числе в плане диагностических возможностей. 

Все аппаратные средства платформы выполнены на отечественной вычислительной электронной компонентной базе. Продукт входит в Единый реестр российского ПО Минцифры.

Продукт соответствует самому высокому уровню промышленной безопасности УПБ 4, а также международным стандартам безопасности SIL 4. Задействованные решения позволяют использовать систему в течение 25-30 лет без изменений ключевых компонентов с возможностью модернизации.

«Единая цифровая Платформа 2.0 ускорит адаптацию и удешевит внедрение, упростит техподдержку и обслуживание систем управления в разных отраслях: на железной дороге, энергетике, машиностроении и т. п. Важно, что программная и аппаратная ее части — исключительно российские», — отмечает Константин Хромушкин, заместитель генерального директора по инновационному развитию и цифровой трансформации — директор дивизиона автоматики и телемеханики ГК «НПС».

Один из вариантов  применения продукта  — система микропроцессорной централизации стрелок и сигналов, или МПЦ. Она автоматизирует процессы контроля и управления объектами ЖАТ (системы железнодорожной автоматики и телемеханики — ред.), обеспечивает безопасность движения поездов и заданную пропускную способность, повышает уровень интеграции со смежными автоматизированными системами и устройствами ЖАТ, а также автоматизирует диагностику и повышает культуру эксплуатации и обслуживания устройств.

В частности, Платформа 2.0 легла в основу новой цифровой системы централизации МПЦ-ЭЛ-20, которая введена в опытную эксплуатацию на станции Пантелеево Северной железной дороги.

Внедрение системы позволяет сократить эксплуатационные затраты на 55%, производственные площади для размещения оборудования — на 50%, а капитальные вложения при внедрении автоматизации станции — на 20%.

Для расчёта экономического эффекта от внедрения МПЦ-ЭЛ-20 взяты стоимостные показатели внедрения МПЦ в старой конфигурации для железнодорожной станции, состоящей из 20 стрелок.

Платформу можно адаптировать и для построения АСУ ТП в добывающей и обрабатывающей промышленности, электроэнергетике, на транспорте и др. А также использоваться как в системах управления общего назначения, так и в системах с управления с повышенными требованиями к функциональной безопасности (например, для противоаварийной защиты).