В России перестали изобретать колесо

24.12.200100:00

Недавняя покупка ЗАО «Автотор» лицензии на производство внедорожника Sportage у южнокорейской Kia Motors, стала беспрецедентным событием для отечественного автопрома. По словам заместителя начальника департамента промышленности и инновационной политики в машиностроении Минпромнауки РФ Алексея Сережинкина, последний раз разрешение на право производства легкового автомобиля покупалось еще советским правительством у итальянского концерна FIAT. Случилось это почти 35 лет назад. Тем автомобилем была знаменитая «копейка», признанная специалистами лучшим массовым автомобилем за всю историю советско-российского автомобилестроения.

С тех пор отечественные автозаводы предпочитали конструировать и производить автомобили, полагаясь исключительно на собственные силы, если не брать в расчет редкие покупки лицензий на отдельные детали и агрегаты (на ГАЗе, например, сейчас выпускают дизели по лицензии австрийской фирмы Steyr). Путь новой модели от конструкторской разработки до товарного образца растягивался на десятилетия и это в итоге отбросило российские автозаводы на задворки мирового автомобилестроения.

С производства лицензионных моделей начинали многие ныне именитые производители. В последние десятилетия в массовом масштабе это удалось корейцам. Например, Hyundai сначала поставила на конвейер лицензионную модель Ford Cortina Mk I (кстати, случилось это в 1968 году – примерно тогда же в СССР планировалось производство «копейки»). Сегодня Нyundai выпускает более 1,5 млн автомобилей в год, продающихся по всему миру.

Задачи калининградского «Автотора» более приземленные. Одна из основных – локализовать в 2002 году сборку автомобиля на территории России, то есть использовать при его сборке максимальное количество отечественных комплектующих. Только тогда Sportage – самый дешевый иностранный джип на российском рынке – сможет составить серьезную ценовую конкуренцию совместной «Chevy-Нива» (ее продажи также начнутся в 2002 году). Первые шаги на этом пути уже сделаны: в январе калининградский автозавод выпустит первую партию автомобилей, кузова которых будут сварены и окрашены на собственной линии.

К 2004 году руководство «Автотора» рассчитывает начать сборку своего варианта Kia Sportage. В разработке нового автомобиля, по словам председателя совета директоров «Автотор-холдинга» Владимира Щербакова, примут участие «ряд российских компаний, работающих в области космических технологий».